Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Философией эпохи Возрождения

  • Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения

  • 3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения

  • Данте Алигьери

  • Теоретики неоплатонизма

  • Николай Кузанский

  • Джованни Пико делла Мирандола

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница15 из 48
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   48

    Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения


    1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

    Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

    • совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;

    • кризис феодализма;

    • развитие ремесла и торговли;

    • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

    • укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;

    • появление первых парламентов;

    • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;

    • повышение уровня образованности в Европе в целом;

    • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

    • научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

    59

    2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

    гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

    неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

    натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

    реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

    политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

    утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

    3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

    • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

    • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

    • перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

    • принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

    60

    • большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;

    • торжество индивидуализма;

    • широкое распространение идеи социального равенства

    Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения


    1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

    • гуманистическое;

    • неоплатоническое;

    • натурфилософское;

    • реформационное;

    • политическое;

    • социалистическо-утопическое.

    Последние три течения принято объединять под общим на­званием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церк­ви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же во­прос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натур­философскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.

    2. Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

    К основным чертам гуманизма относились:

    • антицерковная и антисхоластическая направленность;

    • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека;

    • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

    • жизнеутверждающий характер и оптимизм.

    По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

    Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время

    61

    комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). В своем произведении Данте:

    • воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

    • восхваляет человека;

    • отходит от трактовки человека исключительно как божест­венного создания;

    • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

    верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

    Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

    Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак­тата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

    Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи:

    • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

    • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

    • человеческая личность должна быть свободной — как физи­чески, так и духовно;

    • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

    • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

    • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

    • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

    • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

    Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":

    • ниспровергал церковные авторитеты;

    • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и

    неистинность;

    • в центр мироздания ставил человека;

    • верил в возможности человека и его разум;

    • отвергал аскетизм и самоотрешение;

    • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира;

    62

    • был сторонником равенства мужчины и женщины;

    высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

    3. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Воз­рождения, в XV в.

    Теоретики неоплатонизма:

    • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи­рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

    • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от­ношению к миру и вещам) идей;

    • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

    • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи­лософии и созданию целостной мировой философской сис­темы, которая охватила бы собой и согласовала все имею­щиеся философские направления.

    Наиболее известными представителями неоплатонизма эпо­хи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пи­ко делла Мирандола.

    Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего време­ни философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и позна­ния, согласно которой:

    • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

    • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини­мум и максимум;

    • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и материя (следова­тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

    • едины идея и материя;

    • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

    63

    • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

    • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

    • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

    • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания;

    • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увели­чение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом

    идеалистического направления и богословом, очень близко по­дошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

    Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские уче­ния и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

    • возвысить человека и отделить от окружающего мира, при­знать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

    • признать за человеком полную свободу выбора;

    • объединить все философские учения и найти "золотую сере­дину" путем их согласования.

    4. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (осо­бенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

    Представители натурфилософии:

    • обосновывали материалистический взгляд на мир;

    • стремились отделить философию от теологии;

    • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

    • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля не является центром Вселенной);

    • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному от­кровению).

    Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

    64

    Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в фило­софии и медицине.

    Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.

    Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос­подствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

    Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

    • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

    • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

    • все космические тела движутся по собственной траектории;

    • космос бесконечен;

    • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

    Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника:

    • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

    • Вселенная не имеет центра и бесконечна;

    • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

    • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

    • число миров во Вселенной бесконечно;

    • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения;

    • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

    Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер­ковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

    Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

    • изобрел телескоп;

    • с помощью телескопа исследовал небесные тела;

    • доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси;

    65

    • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

    открыл спутники вокруг других планет;

    • исследовал динамику падения тел;

    • доказал множественность миров во Вселенной.

    Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото­рый заключался в:

    • наблюдении;

    • выдвижении гипотезы;

    • расчетах воплощения гипотезы на практике;

    • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви­нутой гипотезы.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   48


    написать администратору сайта