Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Фома Аквинский

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница14 из 48
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   48

    Вопрос 20. Философия Августина Блаженного


    1. Наиболее авторитетными представителями средневековой тео­логической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская импе­рия), заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным рели­гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе­ковые теологи при изучении и преподавании схоластики.

    Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

    Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

    • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противопо­ложных царств — Земного (грешного) и Божественного;

    • Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

    • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

    • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

    • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

    • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

    • Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

    • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла­дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на­деяться на лучшее;

    • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

    • после смерти праведники в награду от Бога получают за­гробную жизнь.

    55

    2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

    • Бог существует;

    • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

    • все — материя, душа, пространство и время — является тво­рениями Бога;

    • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на­стоящее время, будет творить в будущем;

    • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается только при познании Бога.

    3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

    • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

    • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);

    обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

    • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

    • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);

    • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

    Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)


    1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

    Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теоло­гии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

    56

    2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательст­во существование Бога, выводимое из существования его творе­ния — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

    Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

    • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

    • причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

    • случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

    • степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

    • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

    3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

    разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

    • подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

    • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

    • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

    • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

    • сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

    Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

    • все состоит из материи и формы (идеи);

    57

    • суть любой вещи — единство формы и материи;

    • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

    • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

    • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

    4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

    • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

    • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

    • вера и разум дают истинное знание;

    • если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;

    • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

    • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

    • не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

    • философия и теология — разные науки;

    • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

    • все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

    5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

    • даны пять доказательств существования Бога;

    • систематизирована схоластика;

    • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

    • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);

    • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

    • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;

    58

    • разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное положение по отношению к теологии;

    • логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

    В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

    В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   48


    написать администратору сайта