Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Диоген Синопский

  • Стоическая философия

  • Марк Аврелий Антонин

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница10 из 48
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   48

    Вопрос 15. Философия киников и стоиков


    1. Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

    Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

    Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

    2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

    • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

    • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

    • отсутствие постоянного места жительства, скитания;

    • паразитический образ жизни, попрошайничество;

    • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, ста­рой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

    38

    • восхваление физической и духовной бедности;

    • крайний аскетизм;

    • замкнутость;

    • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

    непризнание авторитетов;

    • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;

    • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

    • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

    • концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;

    • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

    В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

    3. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действитель­ности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

    Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

    • жил в бочке;

    • заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго­раживай мне солнце!";

    • выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (ко­торый стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);

    • вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

    • отвергал брак;

    • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

    • не признавал никаких законов, кроме закона природы;

    39

    • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

    • идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

    4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).

    Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так назы­ваемых "апорий" — парадоксов).

    Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

    • ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон,

    Клеанф, Хрисипп и др.;

    • средняя стоя (II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;

    • поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк

    Аврелий.

    5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, вос­приятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

    Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, доброде­тели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

    К характерным чертам стоической философии также относятся:

    • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);

    • признание добродетели высшим благом, а порока — единст­венным злом;

    • определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;

    • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

    • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

    • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

    • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;

    40

    • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;

    • высокий эстетизм в мыслях и поступках;

    • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

    • признание стремления к счастью высшей целью человека.

    6. Наиболее известными представителями стоической филосо­фии являлись Сенека и Марк Аврелий.

    Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

    В своих произведениях философ:

    • проповедовал идеи добродетели;

    • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

    • приветствовал покой и созерцание;

    • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

    • верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

    • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";

    • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

    • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

    Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

    К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

    • глубокое личное уважительное отношение к Богу;

    • признание высшим мировым началом Бога;

    • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

    • объяснение всех происходящих вокруг событий Божествен­ным промыслом;

    41

    • видение в качестве главной причины успеха любого государ­ственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничест­ва с Божественными силами;

    • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;

    • признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

    • разделение души и разума;

    • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к сле­дованию судьбе;

    • размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

    • предпочтение пессимистического взгляда на явления окру­жающей действительности.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   48


    написать администратору сайта