Главная страница
Навигация по странице:

  • "Средний путь"

  • Древнегреческая (античная) философия

  • Классический (сократический) период

  • Отличительные черты эллинистической философии

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница7 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   48

    Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи


    1. Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

    Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид­хардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княже­ской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизнен­ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные дости­жения людям.

    Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и "путем аскетизма"

    26

    (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо­рального изнеможения).

    "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

    2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

    • земная жизнь полна страданий;

    • страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

    • от страданий можно избавиться;

    • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

    3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

    Данный план — так называемый Восьмеричный путь — пре­дусматривает соблюдение следующих принципов:

    • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

    • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

    • правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

    • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

    • правильный образ жизни — соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;

    • правильное умение — усердие и трудолюбие;

    • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

    • правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом.

    4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

    • не убий;

    • не. укради;

    • будь целомудренным;

    • не лги;

    • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

    27

    Вопрос 12. Древнегреческая философия:


    периодизация и основные черты

    1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

    Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

    • демократический — VII — V вв. до н. э.;

    • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

    • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

    • римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

    2. К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

    • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

    • Гераклита Эфесского;

    • элейской школы;

    • атомистов (Демокрита, Левкиппа);

    • некоторых иных философов.

    Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

    Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

    К данному этапу относятся:

    • философско-просветительская деятельность софистов;

    • философия Сократа;

    • зарождение "сократических" школ;

    • философия Платона;

    • философия Аристотеля.

    Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

    меньше уделяли внимания поиску первоначала;

    28

    • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

    • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

    (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

    • положили начало спору между материализмом и идеализмом;

    • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

    • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

    • внесли вклад в развитие логики;

    • вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

    Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

    • распространение антиобщественной философии киников;

    • зарождение стоического направления философии;

    • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

    • философия Эпикура и пр.

    Отличительные черты эллинистической философии:

    • кризис античных моральных и философских ценностей;

    • снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

    • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

    • поиск физической и духовной опоры в самом себе;

    • стремление к отрешению от действительности;

    • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

    • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

    человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

    Наиболее известными философами римского периода являлись:

    • Сенека;

    • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

    • Тит Лукреций Кар;

    • поздние стоики;

    • ранние христиане.

    Для философии римского периода было характерно:

    • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках рим-

    29

    ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

    • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

    • влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

    • близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

    • небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

    • повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

    • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

    • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);

    • преобладание идеализма над материализмом;

    • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

    • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

    • рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

    • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

    3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

    • материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

    • древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

    • стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);

    • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);

    30

    допускалось существование богов;

    • древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

    • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

    • были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский — идеалистическое.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   48


    написать администратору сайта