Главная страница
Навигация по странице:

  • Шэнь

  • "Тай-цзи"

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница4 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии


    1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

    • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

    • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буд­дизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы;

    • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.

    2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

    • даосизм;

    • конфуцианство;

    • легизм.

    Меньшее распространение получили:

    • моизм;

    • натурфилософия;

    • номинализм.

    После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

    • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

    16

    • неодаосизм;

    • неоконфуцианство.

    В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

    • христианской религии;

    • марксизма;

    • ведущих европейских философов;

    • американской философии прагматизма.

    3. Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

    • восприятие своей страны — Китая — как центра существую­щего мира;

    • понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;

    • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

    • восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

    • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен;

    • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

    • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); при­оритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;

    • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им­ператора) высшей объединяющей силой государства, а госу­дарства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

    • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

    • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);

    17

    • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

    • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов

    ("шэнов").

    Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии


    1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

    Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии:

    • цзин;

    • ци;

    • шэнь.

    Цзин энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"

    живого организма.

    Выделяются два вида данной психофизической энергии:

    • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

    • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

    Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

    Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энер­гии зарождения).

    Энергия ци подразделяется на:

    • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму;

    • духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и

    морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль­ной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

    Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

    Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

    18

    Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

    • ян — мужская сексуальная энергия;

    • инь — женская сексуальная энергия.

    Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

    В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

    Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. В отличие от западной философской традиции ки­тайская философия:

    • не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ­ность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее гово­рить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

    • начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде­ния, а с момента зачатия;

    • не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обла­дающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должно­сти, наказан — в зависимости от поведения его потомков;

    • выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

    • воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и ос­тальными живыми существами, не приветствует индивидуа­лизм и противопоставление отдельной личности другим чле­нам общества;

    • призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его продолжительность.

    19

    Главными условиями долголетия в Китае считаются:

    • поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных пере­живаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к ок­ружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание об­щения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;

    • работа над своим телом и душой — "син чун" — окультурива­ние себя;

    • работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";

    • соблюдение общественных порядков;

    • употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;

    • проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

    2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

    • великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

    • зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;

    • выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

    • образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

    • 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем­лей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

    • смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;

    • возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.

    Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

    Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая — даосизма, конфуцианства, легизма.

    20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта