Главная страница
Навигация по странице:

  • Характерными чертами досократических философских

  • Философы милетской школы

  • Элеаты

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница8 из 48
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   48

    Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции


    1. Первые, досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

    К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

    • милетская школа;

    • школа пифагорейцев;

    • школа Гераклита Эфесского;

    • элейская школа;

    • атомисты.

    Характерными чертами досократических философских школ являлись:

    ярко выраженный космоцентризм;

    • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;

    • поиск первоначала, породившего все сущее;

    • гилозоизм (одушевление неживой природы);

    • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

    2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии.

    Представителями данной школы являлись Фалес, Анакси­мандр, Анаксимен.

    Философы милетской школы:

    • выступали с материалистических позиций;

    занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

    31

    • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

    • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру­жающий мир.

    Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило­софское наследие:

    • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

    • представлял Землю в виде плоского диска, который покоит­ся на воде;

    • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

    • допускал наличие множества богов;

    • считал центром вселенной Землю;

    • точно определил продолжительность года — 365 дней;

    • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

    • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

    • вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

    • первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

    Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

    • первопричиной всего сущего считал воздух;

    • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);

    • проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз­духом ("пневмой") - "душой космоса";

    • отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.

    3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, осно-

    32

    ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

    • первоначалом всего сущего считал огонь;

    • вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита);

    • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

    • был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;

    • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);

    • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

    • выступал за материальность человеческой и мировой души;

    • был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности;

    • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

    4. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:

    • первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

    • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);

    • считали единицу мельчайшей частицей всего;

    • пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

    5. Элеаты представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

    Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

    Элеаты:

    • изучали проблемы познания;

    • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

    33

    • были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала;

    • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

    6. Атомисты — материалистическая философская школа, фило­софы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материа­лом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопиче­ские частицы — "атомы".

    Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противопо­ложность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

    В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

    весь материальный мир состоит из атомов;

    • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

    • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

    • атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

    • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

    • атомы находятся в вечном движении;

    • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест­вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

    • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   48


    написать администратору сайта