Главная страница
Навигация по странице:

  • Веды

  • До наших дней дошло всего четыре Веды

  • /при вида сознания.

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница6 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    Вопрос 10. Древнеиндийская философия


    1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

    • XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

    • VI — И вв. до н. э. — эпический период;

    • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

    Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

    Веды, как правило, включали в себя:

    • "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

    • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

    • книги лесных отшельников ("араньяки");

    • философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:

    • Ригведа;

    • Самаведа;

    • Яджурведа;

    • Атхарваведа.

    Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

    Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.

    В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

    • буддизм;

    • джайнизм;

    • чарвана-лакаята.

    Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

    • йога;

    • веданта;

    • вайшешина;

    • ньяя;

    24

    • миманса;

    • санкхья.

    Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

    В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

    В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской философской мысли (в частности, анг­лийской).

    2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

    Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появля­ется жизнь, но в более совершенной форме.

    Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, яв­ление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, раз­вития — достижение все более совершенного духа через посто­янную смену материальных форм.

    3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) призна­ков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

    В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.

    • "пракрити" — материальное сознание;

    • "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

    • "майя" — сознание сновидения, мираж.

    Каждое из данных видов сознания согласно индийской фи­лософии реально и заслуживает изучения — в отличие от европей­ской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

    25

    4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:

    • атмана;

    • манаса.

    Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

    Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступе­ней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

    Также для индийской философии характерны учения о сан­саре, ахимсе, мокше и карме.

    5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

    Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст­венного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

    Мокша — высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

    Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконеч­ной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.

    Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь­но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта