Главная страница
Навигация по странице:

  • Методологическая функция

  • Мыслительно-теоретическая функция

  • Аксиологическая функция

  • Воспитательно-гуманитарная функция

  • Прогностическая функция

  • 1. Основным

  • "линия Демокрита")

  • Идеализм ("линия Платона")

  • Дуализм

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница3 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    Вопрос 4. Функции философии


    1. Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

    Принято выделять следующие функции философии:

    • мировоззренческую;

    • методологическую;

    • мыслительно-теоретическую;

    • гносеологическую;

    • критическую;

    • аксиологическую;

    • социальную;

    • воспитательно-гуманитарную;

    • прогностическую

    2. Мировоззренческая функция способствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

    Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль критической функции - подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческо­го axiosценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - мораль-

    10

    но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

    Социальная функция — объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

    Прогностическая функция заключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

    Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии


    1. Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

    Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

    Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии — онтоло­гическая и гносеологическая.

    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

    Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?

    11

    В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответствен­но материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

    При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны ос­новного вопроса философии можно выделить такие направле­ния, как:

    • объективный идеализм;

    • субъективный идеализм;

    • материализм;

    • вульгарный материализм;

    • дуализм;

    • деизм;

    гносеологической (познавательной) стороны:

    • гностицизм;

    • агностицизм;

    • эмпиризм (сенсуализм);

    • рационализм.

    2. Онтологическую сторону основного вопроса философии пред­ставляют:

    • материализм;

    • идеализм;

    • дуализм.

    Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной является материя.

    Следовательно:

    • материя реально существует;

    • материя существует независимо от сознания (то есть сущест­вует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

    • материя является самостоятельной субстанцией — не нужда­ется в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

    • материя существует и развивается по своим внутренним законам;

    • сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

    • сознание не является самостоятельной субстанцией, сущест­вующей наряду с материей;

    • сознание определяется материей (бытием).

    К материалистическому направлению принадлежали такие фи­лософы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анак­симандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные

    12

    французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Эн­гельс; Ленин.

    Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

    Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, не­объяснимых с точки зрения материалистов.

    В материализме выделяется особое направление — вульгар­ный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолю­тизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее меха­нической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

    Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

    Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание (идею, дух).

    В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

    • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

    • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

    Основателем объективного идеализма считается Платон. Со­гласно концепции объективного идеализма:

    реально существует только идея;

    • идея первична;

    • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

    • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

    • "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельно­го существования и является воплощением "мира идей";

    • каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

    • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

    • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют незави­симо от нашего сознания.

    13

    В противоположность объективным идеалистам субъектив­ные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    • все существует только в сознании познающего субъекта (че­ловека);

    • идеи существуют в разуме человека;

    • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

    • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

    Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логиче­ского) объяснения самого наличия "чистых идей" и превраще­ния "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникнове­ния материи и идеи).

    Идеализм как философское направление господствовал в пла­тоновской Греции, средние века, в настоящее время широко рас­пространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

    Наряду с полярными (конкурирующими) главными направле­ниями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

    Дуализм как философское направление был основан Декар­том. Суть дуализма заключается в том, что:

    • существуют две независимые субстанции — материальная (об­ладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

    • все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

    • в человеке соединяются одновременно две субстанции — и ма­териальная, и духовная;

    • материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимо­связанные стороны единого бытия;

    • основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

    (преимущественно французские просветители XVIII в.) призна­вали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухо­творенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

    14

    3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред­ставлена:

    • эмпиризмом (сенсуализмом);

    • рационализмом.

    Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

    Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

    Основоположником рационализма (от лат. ratioразум) счи­тается Р. Декарт.

    Основная идея рационализма в том, что истинное (достовер­ное) знание может быть выведено только непосредственно из ра­зума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — дея­тельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

    В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаоти­чен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

    С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

    Представители гностицизма (как правило, материалисты) счи­тают, что:

    • мир познаваем;

    • возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

    (как правило, идеалисты):

    • мир непознаваем;

    • возможности познания ограничены познавательными воз­можностями человеческого разума.

    К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Им­мануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существу­ют загадки (противоречия), которые человеком не будут разга­даны никогда, например:

    Бог существует Бога не существует

    Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").

    15

    Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные воз­можности человеческого разума, все равно не будет никогда позна­но, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".

    4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фи­лософов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

    В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

    Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии -проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром, взаимо­отношений внутри общества и с обществом, его свободного вы­бора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта