Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфуций

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница5 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая


    1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

    Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно име­нуемые "Даодэцзин".

    2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

    • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

    • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

    3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

    • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями;

    • материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в природе ("все происходит из земли и ухо­дит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

    • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

    • особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

    • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к нему;

    21

    • путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей;

    • необходимо во всем уступать друг другу.

    Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм


    1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

    Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

    Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

    • Как необходимо управлять людьми?

    • Как вести себя в обществе?

    Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

    Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

    2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

    жить в обществе и для общества;

    • уступать друг другу;

    • слушаться старших по возрасту и по званию;

    • подчиняться императору;

    • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

    • быть человечным.

    3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник (руководитель).

    Руководитель должен обладать следующими качествами:

    • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

    • управлять на основе добродетели ("бадао");

    обладать необходимыми знаниями;

    • верно служить стране, быть патриотом;

    • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

    • быть благородным;

    • делать только добро государству и окружающим;

    • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

    22

    • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

    • быть лояльным по отношению к руководителю;

    проявлять старание в работе;

    • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

    Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

    4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателя­ми были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией.

    Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом?

    Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким обра­зом, легизм — философия сильной государственной власти.

    5. Основными постулатами легизма являются следующие:

    • человек обладает изначально злой природой;

    • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

    • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

    • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

    • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

    • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

    • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

    • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы;

    • государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);

    • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

    23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта