Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении)

  • 1. Средневековой теологической философией

  • Экзистенция

  • 6. Значение средневековой теологической философии

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница13 из 48
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   48

    Вопрос 18. Философия Эпикура


    1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

    Философия Эпикура делится на три больших раздела:

    • учение о природе и космосе ("физика");

    • учение о познании ("каноника");

    • учение о человеке и его поведении ("эстетика").

    2. Основными положениями учения Эпикура о природе и кос­мосе являются следующие:

    • ничего не происходит из несуществующего и ничего не ста­новится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселен­ной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (за­кон сохранения материи);

    • вселенная вечна и бесконечна;

    • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

    • атомы и пустота вечны;

    • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с от­клонениями, сталкиваются друг с другом);

    • "мира чистых идей" не существует;

    • существует множество материальных миров во Вселенной.

    3. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие ос­новные идеи:

    • окружающий мир познаваем;

    • основным видом познания является чувственное познание;

    • невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное позна­ние и ощущение;

    49

    • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъ­ектом (человеком) истечений (образов) предметов окружаю­щей жизни.

    4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

    • своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям);

    • человек есть результат биологической эволюции;

    • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

    • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

    • душа является особым видом материи;

    • душа человека смертна, как и тело;

    • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

    • счастье человека состоит в удовольствии;

    • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

    • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

    Вопрос 19. Теологическая философия средних веков


    1. Средневековой теологической философией называется веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Тео­логическая философия начала зарождаться еще в Римской им­перии в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

    Наиболее яркими представителями средневековой теологиче­ской философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уиль­ям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

    50

    Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

    • теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей ре­альностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

    • изучению самого по себе космоса, природы, явлений окру­жающего мира уделялось мало внимания, так как они счита­лись творением Бога;

    • господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказа­тельствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);

    • сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

    • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бо­га, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

    • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

    • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

    • выдвигался догмат о спасении окружающего мира и челове­чества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

    • мир считался познаваемым через познание Бога, которое

    может быть осуществлено через веру в Бога.

    Средневековая теологическая философия отличалась замкну­тостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в про­шлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, дог­матизмом, назидательностью, учительством.

    2. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:

    • Бог сотворил окружающий мир из ничего;

    • творение мира есть результат акта Божественной воли;

    • мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

    • природа не может творить сама себя;

    • единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

    • Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

    • подлинным бытием является только Бог;

    • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он втори­чен по отношению к Богу;

    • поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

    • нет четкой границы между Богом и Его творением.

    51

    Согласно догмату откровения:

    • мир можно познать, только познав Бога;

    • Бог недоступен для познания;

    • несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;

    • единственный способ познания Бога и всего сущего - тол­кование Библии;

    • Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благо­даря особой способности человека — вере.

    3. Особое место в средневековой теологической философии за­нимает проблема добра и зла.

    Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

    • окружающий мир всецело сотворен Богом;

    • Бог является носителем и сосредоточением добра и справед­ливости;

    • следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

    • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, вос­ставший против Бога;

    поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

    • в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

    В отношении проблемы добра и зла (как в отношении мно­гих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

    4. Средневековая теологическая философия (в отличие от ан­тичной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегрече­ские философы (например, Аристотель) считали единой сущно­стью — бытием, теологическая философия разделяет на:

    • бытие (существование) - экзистенцию;

    • сущность — эссенцию.

    Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

    Эссенция (сущность) характеризует вещь:

    • Что такое вещь?

    • Какая вещь?

    • Для чего она существует?

    Античные философы видели сущность (признаки) и сущест­вование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность — бытие.

    52

    Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом.

    Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы -сродни платоновским "чистым идеям") витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему спо­собности творить становится материальным бытием.

    Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для тако­го познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) — только разумом.

    Только в Боге сущность и существование совпадают. 5. Схоластика — господствующий тип средневековой теологиче­ской философии, отличительными чертами которого являлись ото­рванность от реальной действительности, замкнутость, консерва­тизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

    Название "схоластика" произошло от латинского слова schola(школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким обра­зом, схоластика представляла собой не столько науку, зани­мающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обос­новать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

    Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

    Схоласты подразделяли знание на два вида:

    сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

    естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

    В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написа­ли сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

    В средневековой теологической философии (схоластике) выде­ляются два противоположных направления - номинализм и реализм.

    53

    Реализм - направление теологической философии, сторон­ники которого считали подлинно существующими (т. е. подлин­ным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши).

    Видными представителями реализма были Ансельм Кентер­берийский, Гильом из Шампо.

    Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление теологи­ческой философии, сторонники которого считали реально суще­ствующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индиви­дуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номина­листам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

    К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абе­ляр, Дунс Скот.

    6. Значение средневековой теологической философии для после­дующего развития философии в том, что она:

    • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

    • сохранила и развила ряд античных философских идей, по­скольку возникла на основе античной философии христиан­ского учения;

    • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавше­гося с античной философией, выделилась гносеология — са­мостоятельное учение о познании);

    • способствовала разделению идеализма на объективный и субъ­ективный;

    • положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений фи­лософии как результатам соответственно практики номинали­стов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);

    • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

    • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

    54
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   48


    написать администратору сайта