Главная страница
Навигация по странице:

  • Мутазилиты

  • Ибн-Сина (Авиценна)

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница17 из 48
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   48

    Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков


    1. Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, соз­данная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Восто­ка, находившимися под культурным и часто политическим влияни­ем арабов.

    71

    Арабская средневековая философия в своем развитии про­шла два основных этапа:

    • VII — IX вв — период зарождения арабской философии;

    • IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древ­негреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.

    2. Основными направлениями арабской философии периода зарож­дения были:

    • школа мутакаллимов;

    • школа мутазилитов;

    • суфизм.

    Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Пред­ставители школы мутакаллимов философски обосновывали религи­озные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.

    Мутазилиты ("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относи­тельно материалистический характер. В частности, мутазилиты:

    • отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенно­сти судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций ра­ционализма и материализма;

    • отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно

    которым Бог имел человеческий облик);

    • отождествляли Бога и Вселенную;

    верили в силу и разум человека;

    • считали, что человек способен познать окружающий мир с

    помощью разума.

    Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, влася­ница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окру­жающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. 3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которо­го были характерны:

    • усиление влияния материалистических идей (что стало ре­зультатом открытий в области медицины и естественных наук);

    • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской фило­софии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизирован­ной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).

    72

    Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древ­негреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.

    Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (араб­ский аналог категорий), к которым причислил:

    • материю;

    • форму;

    • движение;

    • пространство;

    • время.

    Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:

    • логическо-математическую;

    • естественно-научную;

    • метафизическую (философскую).

    Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.

    Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследо­ваниям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превра­щения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).

    Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адапти­ровать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).

    Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую филосо­фию на новый уровень прогресса. Главные труды по филосо­фии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".

    Авиценна:

    • высмеивал косность и догматизм исламских теологов;

    • пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными

    73

    и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);

    видел в философии отдельную науку, которая должна обоб­щать достижения человеческого разума;

    • основывал многие философские идеи на достижениях естест­венных наук (например, собственных медицинских открытиях);

    • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;

    • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;

    • причину возникновения мира видел в "эманации" — истека­нии мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естест­венной необходимости;

    • выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;

    • считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

    • наделял душу особыми свойствами — идеальностью (сущест­вованием наряду с материей) и вечностью;

    • также считал вечным Бога и окружающий мир. 4. Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверро­эс) (1126- 1198).

    Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под вла­стью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получив­шая широкое распространение в Европе и противостоящая ка­толицизму и схоластике.

    Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (предста­вители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и тво­рчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:

    • отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и не­уничтожим);

    • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась пер­вичность по отношению к материи (Бог и окружающий ма­териальный мир "совечны");

    • за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;

    • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;

    74

    • доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;

    • выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);

    • отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум все­го человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);

    • была выдвинута идея о "двойственной истине" — философ­ские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса

    оказала большое влияние на европейскую философию. Аверро­изм получил широкое распространение, преподавался в универ­ситетах, был духовным центром притяжения философских уче­ний, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против фило­софских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   48


    написать администратору сайта