Главная страница
Навигация по странице:

  • Гносеологический аспект

  • Логический аспект

  • Характерными чертами русской философии

  • 2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси

  • Основными темами ранней русской философии

  • 3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)

  • 4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

  • (эпохи петровских реформ)

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница42 из 48
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   48

    Вопрос 56. Будущее


    1. Одной из ключевых функций философии является прогно­стическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

    2. На протяжении истории в философии активно дискутиро­вался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное про­гнозирование, видение будущего.

    Современная философия на данный вопрос дает утверди­тельный ответ: возможно. В обосновании возможности предска­зания будущего выделяются такие аспекты:

    • антологический;

    • гносеологический;

    • логический;

    • нейрофизиологический;

    • социальный.

    Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия — его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, меха­низм развития до каждого качественного скачка остается неиз­менным, и поэтому можно "проследить" будущее.

    Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны (согласно отечественной философской традиции), а прогнозирование — также вид позна­ния, то само прогнозирование возможно.

    Логический аспект — на том, что законы логики всегда оста­ются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.

    Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

    Социальный аспект заключается в том, что человечество стремит­ся исходя из собственного опыта развития моделировать будущее.

    В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не пользуются широ­кой популярностью.

    3. В современной западной науке выделяется особая дисцип­лина — футурология. Ее создателем считается немецкий ученый Флехтхайм (40-е годы XX в.), который и предложил термин.

    К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназа­ров и другие.

    4. В 1968 г. была создана специальная организация "Римский клуб", одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.

    183

    Особым видом прогнозирования является социальное прогно­зирование, которое занимается предвидением процессов, происхо­дящих в обществе.

    Среди них процессы в области:

    • производственных отношений;

    науки и техники;

    • образования;

    • здравоохранения;

    • литературы, искусства, моды;

    • строительства;

    • освоения космоса;

    • международных отношений.

    Данное направление получило название прогностики и отли­чается от футурологии большей конкретностью (изучает соци­альные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

    Вопрос 57. Общая характеристика русской философии


    1. Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Характерными чертами русской философии являются:

    • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

    • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

    • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

    • большая роль проблем морали и нравственности;

    • конкретность;

    • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

    184

    Основы предмета русской философии составляли:

    • проблема человека;

    • космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);

    • проблемы морали и нравственности;

    • проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

    • проблема власти;

    • проблема государства;

    • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

    • проблема идеального общества;

    • проблема будущего.

    Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

    • период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

    философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

    • философия XVIII в.;

    • философия XIX в.;

    • русская и советская философия XX в.

    2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

    Основными темами ранней русской философии были:

    • моральные и нравственные ценности;

    • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

    • государство;

    • право;

    • природа.

    Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

    • Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

    • Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы

    185

    добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

    • Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра­зума, познания);

    • Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за­трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

    3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

    Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись:

    • сохранение русской духовности;

    • христианство;

    борьба за освобождение;

    • устройство государства;

    • познание.

    Среди видных философов данного периода:

    • Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

    • Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва;

    • Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

    • Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

    • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);

    • Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и

    186

    возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;

    • Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

    4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

    • философию эпохи петровских реформ;

    • материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

    К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

    Основной направленностью их философии была социально-политическая:

    вопросы устройства монархии;

    • императорской власти, ее божественности и нерушимости;

    • прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других);

    • войны и мира.

    Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

    Основными представителями материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

    М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии.

    Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус­кулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.

    Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

    В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

    На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

    187

    5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

    • декабристское;

    • монархическое;

    • западническое и славянофильское;

    • революционно-демократическое;

    • атеистическое;

    • теологическое;

    • философию космизма.

    Более подробно данные направления рассматриваются в во­просе 58.

    6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:

    • философией марксизма-ленинизма;

    • философией космизма;

    • естественно-научной философией;

    • философией "русского зарубежья".

    Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 59.
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   48


    написать администратору сайта