Главная страница
Навигация по странице:

  • Основными частями учения неотомизма

  • Основные цели неотомизма

  • Огюст Конт

  • Львовско-Варшавской школы

  • Главная цель постпозитивизма

  • Основные вопросы, интересующие постпозитивистов

  • Вопросы и ответы по философии. Вопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос Философия как разновидность мировоззрения 2 Вопрос Специфика философского знания 3
    АнкорВопросы и ответы по философии.doc
    Дата26.03.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы и ответы по философии.doc
    ТипДокументы
    #17234
    страница47 из 48
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

    Вопрос 62. Современная теологическая философия


    1. Теологическая философия — одно из распространенных фи­лософских направлений.

    Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии, являются:

    • бытие Бога как творца всего сущего;

    • бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, сле­дует отметить, что она:

    • стала ближе к человеку;

    • освободилась от ряда догм;

    • стала большое внимание уделять социальной гармонии, мо­рали, нравственности, миру между народами.

    2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм. Его видными представителями явля­ются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Рим­ский Иоанн Павел II, р. 1920).

    База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и разума.

    Современные неотомисты стремятся подняться над противо­речиями между материей и идеей, гностицизмом и агностициз­мом, эмпирической и рациональной формой познания.

    Цель неотомистов:

    • доказать правильность, истинность католицизма и католиче­ской философии;

    приспособить католицизм к современным условиям;

    • приблизить католицизм к простым людям.

    210

    Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) вы­двинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

    Основными частями учения неотомизма являются:

    • метафизика (общая и прикладная);

    • гносеология;

    • натурфилософия.

    Метафизика - базовый раздел - состоит из:

    • общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтоло­гии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);

    • прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке.

    Основные цели неотомизма:

    • креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

    • откровение (Бога о себе — в Библии);

    • разделение сущности и существования (эссенции и экзи­стенции);

    • единство сущности и существования в Боге;

    • подобие человека Богу;

    • человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, мо­рали.

    3. Другим направлением современной теологической филосо­фии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.

    Его основоположник — современный теологический фило­соф Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955).

    Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию — ком­плексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.

    Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эво­люционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.

    По своей направленности тейярдизм был реформаторским тече­нием в теологической философии, во многом опирался на достиже­ния естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.

    4. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения", распространенная в Латинской Америке.

    Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены:

    • либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

    211

    • теология кризиса (Барт, Нибур);

    • экзистенциональная теология (Тиллих);

    • "демифоногизированное христианство" (Бультман);

    • безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.

    Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии


    1. Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука), опираться на научный метод.

    Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).

    2. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

    • классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

    • махизм;

    • неопозитивизм;

    • постпозитивизм.

    Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия позитивизма Огюста Конта".

    3. Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма в основе философии должен лежать

    критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название — эмпириокритицизм).

    Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представ­ляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное ис­следование человеческих ощущений.

    А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

    • во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;

    • во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

    212

    Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

    4. Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.

    Основными представителями неопозитивизма были:

    • философы "Венского-кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);

    • представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лу­касевич);

    Б. Рассел (1872 - 1970);

    Л. Витгенштейн (1889 - 1951).

    Главная идея неопозитивизма — философия должна зани­маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

    Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой).

    Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.

    Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч­ного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

    Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафи­зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

    5. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина — конец XX в.).

    Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р. 1992).

    Постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.

    Главная цель постпозитивизма исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.

    Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

    • как возникает новая теория?

    213

    • как она добивается признания?

    • каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и конкурирующих?

    • возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий?

    Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.

    По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие, ненаучные) проблемы из философии.

    Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.

    Можно выделить основные проблемы современного постпози­тивизма:

    • проблема фальсификации (следует ли отказываться от науч­ной теории в целом при обнаружении в ней одного или не­скольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

    • проблема правдоподобия научных теорий (по каким крите­риям проверить правдоподобность научных теорий);

    • проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

    • проблема соизмеримости научных теорий (по каким крите­риям следует выяснить родственность, соизмеримость науч­ных теорий);

    • проблема понимания, нахождения общих точек зрения меж­ду представителями антагонистических теорий.
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48


    написать администратору сайта