Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие мировоззрения, его структура, функции, исторические типы.

  • Структура и функции философии.

  • Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

  • Социально-нравственная проблематика философии Древнего Китая.

  • Предмет философии. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке


    Скачать 156.26 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке
    АнкорПредмет философии.docx
    Дата28.02.2018
    Размер156.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредмет философии.docx
    ТипДокументы
    #16035
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке.

    Сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

    В одном ряду с философией находятся и другие формы мировоззрения, такие как: мифологическое, религиозное, обыденное, художественное и натуралистическое. Философия же отличается от перечисленных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри себя она содержит специфический категориальный аппарат, опирающийся в своём развитии не на 1 какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт, полученный человечеством, за всё время его развития.

    Сущность философии заключается в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».

    Философия, по моему мнению, является формой духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и, конечно же, решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нём.

    Таким образом, философия выступает в 2 ипостасях: 1)как информация о мире в целом и отношение человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

    Изначально же, Философия-это любовь к мудрости.

    Как я уже сказала, философия - одна из форм мировоззрения. Мировоззрение-это описание мира в словах и понятиях, представляющее собой сумму знаний людей о мире и о себе. Философия исследует каждую из уже перечисленных мною форм мировоззрения (обыденная, религиозная, мифологическая…). При этом, каждая из этих форм ограничивает другую, а некоторые из нах даже противоречат.

    Философия приходит к выводу, что каждая из этих форм имеет своё место, то есть имеет право на существование, обладает необходимым рациональным зерном, и поэтому, все они существуют с необходимостью.

    В заключение, мне хотелось бы сказать, что Философия отличается от всех остальных наук тем, что она является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

    1. Понятие мировоззрения, его структура, функции, исторические типы.

    Мировоззрение представляет собой совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними, это система устойчивых взглядов человека на мир и своё место в нём.

    Роль мировоззрения заключается в том, чтобы управлять жизнедеятельностью людей в целом. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей и идеалов. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным. Отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

    В отличие от мироощущения, которое представляет собой индивидуальный способ восприятия и реакции на мир, мировоззрение носит всеобщий характер. Мировоззрение-это знания, убеждения людей.

    В истории человека выделяют 4 основные формы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное и научно-философское.

    Коротко о каждом из них:

    Я думаю, не сложно догадаться, что наиболее древним из перечисленных форм мировоззрения является обыденное мировоззрение, так как оно возникло ещё у древних людей. Данная форма мировоззрения опирается на повседневный жизненный опыт и возникло задолго до философии. У современного человека обыденное мировоззрение складывается ещё в детстве.

    Вторая исторически возникшая форма - это мифологическая. Это как бы совокупность мифов-созданных народной фантазией сказаний, легенд, которые описывают явления природы и общества в художественной форме (вера в сверхъестественные силы).

    3 форма мировоззрения, тесно переплетающееся с мифологическим – религиозная. Религия - это форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное, духовное начало, творящее видимый мир, но независимое от него. Религия предполагает возникновение обрядов, которых ещё нет в мифологическом мировоззрении.

    Ну и 4 форма мировоззрения, далеко не последняя по своей значимости, это научно-философская форма. Она возникает в результате изучения природы и человека, в результате накопления знаний о мир и человеке. Основано на знании, а не на вере, опирается на четкие понятия, логично.

    Философское мировоззрение прошло следующие стадии своей эволюции:

    • космоцентризм (всесильность и могущество внешних сил – Космоса);

    • теоцентризм (бог);

    • антропоцентризм (проблема человека).

    Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленных человечеством в процессе исторического развития и личного опыта.

    Структура мировоззрения представлена следующими уровнями: 1)обыденно-практическим- здесь формируется повседневное мировоззрение в форме мироощущения, 2) рационально-теоретическим – создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззрения в форме миропонимания, выражающего интеллектуальную сторону отношений человека к миру и раскрывающего их сущность в виде понятий, категорий, теорий, концепций и т.п.

    Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

    • Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт.

    • Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения.

    • Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, права на счастье, свободу, развитие.



    1. Структура и функции философии.

    Зачем нужна философия? Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности.

    Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

    1. Мировоззренческие функции философии.

    На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

    Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти. Такие размышления чаще всего действуют угнетающе на психику человека. Известный русский философ Н. А. Бердяев высказывался по этому поводу так: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски". Тоска по своей сущность есть тоска по вечности, невозможности примериться со временем, которое нам отведено. То есть она обращена к трансцендентному, тому, что выходит за рамки нашего мира. Бердяев говорил, что всю жизнь его сопровождала тоска, философия же, по его словам, освобождена от этой скуки жизни. Именно поэтому он стал философом, чтобы отрешиться от этой тоски обыденной жизни, от её уродства. Он считал, что философия стала прорывом из мира бессмысленного в мир смысла. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Я опиралась на высказывания философа Бердяева, так как он является представителем гуманистической линии в философии. (др. представители: Соловьёв, Швейцер).

    Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в воспитании его высоких моральных качеств, в придании его жизни истинного смысла. В этом и проявляется гуманистическая функция философии.

    Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция.

    Она разделяется на ряд подфункций, важнейшими из которых являются: конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции.

    Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота.

    Теперь о критической и интерпретаторской подфункциях. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд.

    Интерпретаторская и критическая функции философии заключаются в интерпретации, оценке и критике социальной действительности с ориентацией на ценности, идеалы. Например, буддисты, они стремится уйти от земных тревог и проповедует нирвану, они непременно, исходя из своих пониманий истины и пути к ней, начинают с критики - с опровержения иных, на их взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей.

    Также, одной из функций философии является культурно-воспитательная. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления.

    2. Методологические функции философии

    Философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

    • Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

    • Существо координирующей функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования.

    • Интегрирующая функция философии. Термин "интеграция" (от латинского integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике. В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью.

    • Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его принципов.



    1. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

    В 1 тыс. до н.э. происходили заметные изменения в жизни и в культуре древних цивилизация Востока и Запада. При этом одни культуры отличались от других не только по социально-экономическим и политическим характеристикам, но и, конечно же, по духовным ценностям.

    Я же расскажу о философии Древней Индии. Древнеиндийских философов интересовали в первую очередь переживания и поведение человека. Древнеиндийская традиция отличается тонкой техникой проникновения человека в свой духовный мир.

    Главной целью индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.

    Для джайнизма характерна направленность на индивида, личность. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения. Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны.

    Буддизм — религиозно-философской концепция, которая возникла в VI—V вв. до н.э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда, что значит «Просветлённый». Будда был хорошо образован, жил во дворце, построенном лично для него его отцом, в радости и наслаждениях. Но однажды принц увидел старца, который рассказал ему о страданиях людей. Эту беседу принц счёл за божественное знамения и покинул дворец, присоединившись к аскетам. Затем он понял, что аскетизм не ведёт к спасению и стал проповедовать собственное учение.

    Мифологическим прообразом Будды стал Бодхисаттва. Это персонаж, принявший решение спасти все живых существ от страданий. На своём пути он перерождается много раз, и, в конечном счёте, согласно легенде, накопив все нужные свойства, он принимает решение родиться в облике человека и проповедовать путь спасения.

    Согласно буддизму, мир постоянно изменяется и перерождается. Также, следует различать 2 вида бытия: проявленное – «сансара», сопряжённое со страданиями и стремлением освободиться от них и непроявленного бытия - «нирвана», в котором человек освобождается от страданий.

    Существует буддистское учение о «4 благородных истинах». В этом учении рассказывается, как достичь состояния нирваны и избавиться от страданий. Первая истина утверждает, что жизнь – это бесконечные страдания: рождение, любовь, старость, болезнь и т. д. Вторая истина утверждает, что корень всех страданий людей – это жажда жизни. Третья истина касается познаваемости причин страданий и возможности избавления от них. Четвёртая истина прописывает рецепт избавления от страданий. Согласно буддизму, нужно правильно понять все эти истины и преобразовать свою жизнь в соответствии с ними.

    Буддистское учение получило широкое распространение на Востоке, оно подвергалось изменениям и модификациям, существует много разных форм буддистских идей.

    1. Социально-нравственная проблематика философии Древнего Китая.

    В Китае цивилизация складывалась иным образом, если сравнивать с другими восточными государствами, допустим с Индией. Если в Индии философов в первую очередь интересовали переживания и поведение человека, то в Китае, в конечном счёте, основные усилия затрачивались на сплочение государства. Выдвижение на первый план культуры и нравственных норм вовсе не означало пренебрежения уже устоявшимися традиционными идеалами предков. Напротив, признание влияния духов умерших на жизнь потомков, авторитет великих мудрецов непосредственным образом сказались на морально-политических канонах поведения люде в обществе.

    Древнекитайский философ Лао Цзы в 5 веке до н.э. разработал принцип «дао» как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» стало основой названия учения Лао Цзы, котрое называлось – «Даосизм». Слово «дао» переводится как путь. В даосизме Дао - это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао - это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.

    «Дао» распадается на «дао» безымянное, которое является непостоянным, и «дао», имеющее имя. Первое из них является вечным и невидимым, бесконечным и неощутимым. Второе «дао» является «матерью всех вещей», оно повсюду и непобедимо. Механизм действия «дао» воплощён в отношениях неба и земли («Янь» и «Инь» - небесное (мужское) и земное (женское)).

    Также, Лао Цзы разделял «дао» на «человеческое», которое отнимает у тех, кто нуждается и отдаёт тем, кто имеет излишки, и на «небесное», которое действует совершенно противоположно (отнимает у тех, у кого излишки и отдаёт тем, кто нуждается).

    Наряду с даосизмом огромное влияние получило учение под названием конфуцианство, которое, как известно, не утратило своего влияния и н сегодняшний день. Его основателем является Конфуций, который на протяжении всей своей жизни успел побывать и учителем, и чиновником, и мудрецом. Он жил в сложный период политической борьбы между различными китайскими царствами, в общем, во время огромных беспорядков в китайском государстве. Поэтому, в его философии самыми актуальными проблемами стали проблемы государства, такие как: нестабильность, методы управления государством и другие.

    В центре учения Конфуция была проблема взаимоотношений человека и общества. Идеалом в его философии выступает так называемый «благородный муж», который ориентировался на постижение небесных ценностей и норм.

    Конфуций почитал небо и считал, что оно подобно грозному повелителю, который предопределяет место в иерархии каждому человеку. Также, Конфуция интересовала проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием. По его мнению, знать означает знать людей, так как его теория познания была подчинена нравственно-социальным целям. Тот, кто обладает врождёнными знаниями стоит выше всех. Ниже находятся те, кто их приобрели, ещё ниже находятся те, кто учится, а на самом низу те, кто не учится.

    Конфуций считал, и я с ним полностью согласна, что: «Учиться и не размышлять- напрасная трата времени, размышлять и не учиться - губительно».

    Как же Конфуций пытался решить сложную политическую задачу в своей стране: он настаивал на том, чтобы правитель различных китайских царств укрепляли своё господство и строго соблюдали свои обряды. Лишь так их решения могли выглядеть законными для народа. Нужно руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения, законов. Сила добродетели заключена в человеколюбии. Идеалом управления государством для Конфуция является не принуждение и насилие, а сила нравственного примера. Управляя, нужно проявлять чувство долга, быть справедливым. Управлять значит не делать того, что не желаешь самому себе.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта