Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Ф.Ницше о “сверхчеловеке” и переоценке ценностей.

  • Основные направления и проблемы философии экзистенциализма: Камю, Сартр, Хайдеггер.

  • Философский смысл проблемы бытия. Основные уровни и формы.

  • Предмет философии. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке


    Скачать 156.26 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке
    АнкорПредмет философии.docx
    Дата28.02.2018
    Размер156.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредмет философии.docx
    ТипДокументы
    #16035
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Философия позитивизма.

    Позитивизм— направление в философии 19 – первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний.

    Традиционные проблемы философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил бессмысленными. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием.

    Основателем философии позитивизма был Огюст Конт (1798-1857), который ввел и термин “позитивизм”.

    Он родился во французском городе Монпелье и получил образование в Парижской политехнической школе, где изучал математику, механику и астрономию. Он находился под сильным влиянием социальных и политических потрясений в связи событием Великой французской буржуазной революции. Именно основываясь на идеалах и методах познания в естественных науках, Конт заложил основы позитивизма (в переводе – положительный), или научной философии. Позитивистские идеи нашли широчайшую поддержку и дальнейшую разработку другими философами.

    Конт и его сторонники под воздействием открытий в области науки провозгласили задачу построения философии по образу и подобию науки.

    В своём шеститомном «Курсе позитивной философии» Конт сформулировал так называемый закон 3 стадий развития человечества. Согласно ему жизнь, человечества проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии развития.

    Теологическая стадия – выражает детство человечества, его первоначальную жизнь. В этой детской жизни люди руководствовались фантазией и воображений, которое рисует картины жизни под воздействием сверхъестественных сил. Внутри теологической стадии Конт выделял подстадии фетишизма (люди поклоняются неодушевлённым предметам, которым приписывают сверхъестественные свойства), политеизма (многобожие) и монотеизма (один Бог).

    На второй – метафизической – стадии жизни начинают формироваться её законы, идеалы, нормы и так далее. Данная стадия умозрительна, здесь люди пренебрегают фактами истории и культуры. По мнению Канта, метафизическая стадия, захватывая социальную сферу людей, формирует идеи свободы, равенства и братства и подготавливает почву для её революционных изменений.

    Ну и третья фаза – позитивная – зарождается ещё в недрах метафизической. Она вызревает по мере становления науки и, прежде всего, естественных наук. Развитие естествознания идё рука об руку с развитием техники. Таким образом, позитивная стадия ведёт к индустриальной жизни общества.

    Таким образом, разрабатывая позитивную модель общества, Конт был убеждён в практическом предназначении науки для осуществления социальных реформ. Он надеялся, что позитивистские идеи жизни людей заложат фундамент нового, более устойчивого общественного порядка и будут способствовать росту благосостояния общества.

    Такова была философия Конт, философия позитивизма.

    1. Учение Ф.Ницше о “сверхчеловеке” и переоценке ценностей.

    Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ и поэт. Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (восточная Германия), в семье лютеранского пастора. В 1849 году умирает его отец. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов и осуществил первые пробы писательства.

    В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Ницше обладал весьма хорошими способностями в изучении филологии. Уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

    Его первые работы были посвящены древнегреческой литературе, он увлёкся занятиями музыкой и познакомился с известнейшим композитором Рихардом Вагнером. В 1868 году Ницше стал профессором Базельского университета.

    От отца Ницше унаследовал слабое здоровье, его всегда сопровождали сильные головные боли, боль в глазах и так далее. Это постоянная борьба с болезнь не могла не повлиять на его жизненную позицию. Эта постоянная борьба сформулировала у Ницше активную жизненную позицию, установку на преодоление страданий и смерти, культивировала силы жизни, возвышение жизни.

    Тяжёлое психическое расстройство в 1889 году прервало его философско – литературное творчество.

    Теперь о философии Ницше.

    На Ничше, как и на многих философов последующих поколений, самое серьёзное влияние оказало учение Шопенгауэра о первичности воли. По Шопенгауэру – воля является злом, она является источником всех страданий, ну а страдания – это сама жизнь человека, наполненная желаниями. Неосуществлённое желание приносит боль, а осуществлённое лишь чувство пресыщения. Но Ницше не был согласен с Шопенгауэром. Ницше утверждал волю как силу жизни, как «волю к власти». Конечно же, волевое начало в человеке играет огромную роль. Здесь я полностью согласна с мнением Ницше.

    Философию Ницше пронизывают насквозь 3 взаимосвязанные идеи: идея жизни (жизнь человека слита с жизнью природы, все качества жизни сконцентрированы в человеческой воле к власти, источник и движущие силы жизни заключены в воле, в мире нет никакой шопенгауэровской единой воли, а действует множество воль, которые сталкиваются друг с другом и организуются в иерархии); идея переоценки ценностей жизни и идея «вечного возвращения», как всеобщего закона жизни человека и космоса.

    Я же расскажу о идее переоценки ценностей жизни.

    Идея переоценки ценностей жизни.

    Жизнь, как воля к власти придаёт ценность всему, что окружает человека.

    Воля к власти, по мнению Ницше, динамична, в ней всё изменяется и нет ничего застывшего.

    Переоценку Ницше начинает с христианского образа жизни. Христианские принципы равенства людей, христианское пренебрежение ценностными различиями между ними вызывают у Ницше принципиальные возражения.

    Ницше считает, что религия возникла вследствие вырождения человечества как биологического рода, деградации его внутренней психической жизни.

    По его мнению, христианское движение полно разлагающих элементов, оно скорее похоже на бунт «недоделанных и неполноценных». Христианская идея об устройстве мира и отношения человека и Бога – это самая фатальная и соблазнительная ложь.

    Люди знали и ощущали страхи и ужасы существования, но чтобы иметь возможность жить они должны были заслонить себя от этих страхов иллюзией, миром грёз. Так по Ницше возникла религия.

    Ницше пишет: «Как мог бы иначе такой болезненно чувствительный, такой неистовый в своих желаниях, такой из ряда вон склонный к страданию народ вынести существование, если бы оно не представлено ему было в богах озаренным в столь ослепительном ореоле…»

    Стремление к избавлению путем иллюзии становится началом не только религии, но и искусства, которое Ницше называет «иллюзией в иллюзии»

    Философ подчеркивает противоположность и неразрывную связь Первоединого и иллюзионного мира, созданного человеком. Эти две сущности он положил в основу представлений об аполлоническом и дионисийском первоначалах.

    Дионисийское начало.

    В греческом пантеоне Дионис был Богом земли, плодородия, покровителем растительности, земледелия, виноделия; богом веселья, радости, буйства. Так же он олицетворял собой избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывное буйство; символизировал ужас и восторг, нарушение принципа индивидуализма.

    Для того чтобы полнее характеризовать дионисийское начало Ницше предлагает сравнить его с состоянием опьянения. Дионисийское начало характеризуется понятиями «безобразное» и «дисгармоническое».

    Ощущение опьянения стремится уничтожить индивидуальность и освободить человека из духовной оболочки, даря мистическое ощущение единства. Под влиянием дионисийских сил все люди становятся равны, исчезают границы, установленные обществом, и каждый чувствует себя единым со своим ближним. Человек словно впервые видит мир таким, какой он есть на самом деле.

    Дионисийский человек для Ницше неразрывно связан с природой. Она ищет свое выражение в музыке, танцах и жестах. Таким образом, дионисийское начало рождает сущность искусства.

    Аполлоническое начало.

    Аполлоническое начало представляет собой полную противоположность дионисийскому.

    Образ Аполлона – это полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога – творца образов.

    Эти два начала противостоят друг другу. Сравним: дионисийское - это трагико-героическое, безмерное буйство, иррациональное, беспокойное, неудовлетворенное, единое. А аполлоническое – это иллюзорно-оптимистическое, мера и упорядоченность, рациональное, спокойное, индивидуальное

    Но эта противоположность позволяет культуре развиваться - поступательное движение культуры обуславливается двойственностью начал так же, как рождение зависит от двойственности полов. Аполлоническое начало противостоит дионисийскому подобно тому, как искусственное противостоит естественному, жизни, осуждая все чрезмерное, непропорциональное.

    В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами: «Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».

    Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он образует новый и особый биологический тип. Сверхчеловек – это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного расцвета человечества, олицетворение новых моральных идеалов, этот сверхчеловек приходит на место умершего Бога, он должен вести человечество к совершенству, должен восстановить в силе все качества человека.

    В чём суть аполонического и дионического нача, ведь и там и там есть иллюзия, в одном – сон, в другом опьянение?????

    1. Основные направления и проблемы философии экзистенциализма: Камю, Сартр, Хайдеггер.

    Жан – Поль Сартр - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма. Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер.

    Альбер Камю - французский писатель, философ, мыслитель, публицист, представитель атеистического экзистенциализма. Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови. Лауреат Нобелевской премии (1957).

    Маотрин Хайдеггер(1889–1976) , немецкий философ - экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в.

    Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

    Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю).

    Я буду рассказывать о атеистическом.

    Экзистенциализм или философия существования - это одно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования.

    Основание всех построений экзистенциализма - это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма - существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу - свободу выбора себя и мира. Быть свободным - значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек - это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма.

    Третий - человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая - формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческой экзистенции (существования) - забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д.

    1. Философский смысл проблемы бытия. Основные уровни и формы.

    В философии в течение более чем 2 тысячелетий проблема бытия остаётся одной из самых фундаментальных. Суть данной проблемы состоит в стремлении ответить на вопрос: что вообще есть та или иная вещь, в отличие от того, чем она нам может показаться?

    Допустим, в стакан налита вода. Мы можем сказать, что она является разновидностью жидкости. Но ведь одна и та же вода, для человека, который просто хочет её выпить, является не тем же самым, чем она является для живописца, физика, химика и так далее. И, всё таки, Вода – то одна.

    Разные понятия об одном и том же жидком теле принадлежат различным мнениям, то есть мнениям различных людей. Сам предмет, называемый водой, должен быть единым, и только это единство может выражать саму истину его бытия.

    Вопрос о том, что представляет собой бытие как таковое, был и остался одним из самых трудноразрешимых вопросов философии.

    О бытие, как таковом, задумывались, наверное, все философы, когда либо существовавшие на земле (Платон, Аристотель, Парменид, Гераклит и так далее).

    Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно.

    Бытие – это ключевое понятие философской онтологии. Представление о бытие как сущности ассоциируется с поиском первоосновы, или первопричин мира. И, конечно же философы об этом задумывались.

    Основные формы бытия.

    • Бытие вещей (тел) и процессов

    1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы»)

    1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы»)

    • Бытие человека

    2.1 Бытие человека в мире вещей

    2.2 Специфически человеческое бытие

    • Бытие духовного (идеального)

    3.1 Индивидуализированное духовное бытие

    3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное)

    • 4. Бытие социального

    4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории

    4.2 Бытие общества

    Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. Человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.

    Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.

    Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека - это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие - это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

    Индивидуализированное духовное бытие - это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

    Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

    Бытие социального, или общественное бытие - это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.

    Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также - это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества.

    Таким образом, проблема бытия - одна из самых главных в философии.

    Уровни бытия

    1. Физический план бытия (тело)

    Физическое тело предназначено для того, чтобы влиять на окружающий мир, на существующую реальность. Все. Больше не для чего физическое тело не предназначено. Человек, который живет только на физическом уровне, фактически комок мяса, т.е. он выживает.

    2. Эфирный план бытия (тело)

    Его еще называют энергетическим. Физическую структуру человека можно потрогать. А эфирное тело – это энергетическая составляющая, т.е. чувства, ощущения, тот эфирный двойник, та эфирная оболочка, которая выходит при астральных путешествиях, к примеру. В этом случае происходит отделение эфирного тела.

    Эфирное тело нам нужно для того, чтобы управлять физическим телом и ощущать окружающую реальность. Сюда входит управление, координация и ощущения: тепло и холод, ощущения боли, ощущения удовольствия, покалывания или тактильная чувствительность, тот же самый оргазм. Все это ощущается через эфирку.

    Когда человек получает доступ к эфирному уровню, он начинает жить ощущениями.

    3. Эмоциональный план бытия

    Эмоциональный уровень бытия – это агрегация. В терминах нейросемантики, это более высокий уровень ощущений. Если на уровне эфирной составляющей ощущения можно поделить на дехотамичные, т.е.: тепло – холод, боль – удовольствие, давление – распирание, то на уровне эмоциональном эти ощущения объединяются в классы. И эти классы характеризуются как эмоциональные составляющие: чувство радости – чувство печали, чувство боли – чувство удовольствия, чувство любви, чувство благодати – чувство ненависти, чувство страха.

    4. Астральный план бытия

    Это уровень информации. Астрал – это поле информации. Это единое информационное поле. Здесь находится информация визуальная, эмоциональная, здесь вся информация. Т.е. астрал – это информационный банк, поле информации, банк информации.

    5. Ментальный план бытия

    Выше астрала находится ментал, ментальный уровень бытия. Это то, что Платон в свое время называл миром идей. Здесь нет каких-то зрительных образов, здесь нет ощущений, здесь есть понятия, знания в чистом виде. Это мир идей. Здесь информация в «свернутом», в неявленном виде.

    Сюда подключены в основном очень крупные ученые, нобелевские лауреаты. Сюда же подключены известные общественные деятели, политики, крупнейшие бизнесмены.

    6. Причинный план бытия

    В разных традициях он называется по-разному: атман, каузальный уровень, кетерный уровень, причинный уровень. Когда человек выходит на этот уровень, он понимает, что он выше любых идей и концепций. Это уровень когда наступает «вечное сияния чистого разума».

    Сюда подключены фундаментальные фигуры, которые оставили неизгладимый положительный след в истории. Человек, который подключен к этому уровню, понимает суть.

    7. Уровень брахмана

    Это за гранью человеческого понимания. Это абсолют. Это Бог. Это неявленный мир.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта