Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика эпохи Возрождения.

  • Пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно.

  • Рационализм и эмпиризм Нового времени. Причина повышенного интереса к вопросам гносеологии.

  • Предмет философии. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке


    Скачать 156.26 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке
    АнкорПредмет философии.docx
    Дата28.02.2018
    Размер156.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредмет философии.docx
    ТипДокументы
    #16035
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Средневековая схоластика 11-12 веков. Ф.Аквинский.

    В развитии философии средневековья различают 2 этапа: патристика и схоластика. Схоластика явилась продолжением патристики, но таким продолжением, которое возникло еще в период патристики, на основе соответствующих учений и постепенно, с IV в. стало доминировать в культуре средних веков.

    Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

    Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

    Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

    Схоласты подразделяли знание на два вида:

    • сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

    • естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

    В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии.

    Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквннский (1225 - 1274). Он родился в семье графа на юге Италии в Аквино (отсюда - "Аквинский"). С пяти лет обучался в монастыре, а затем в Неаполитанском университете. В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и продолжил учебу в Парижском университете. Позже Аквинский становится магистром теологии. Читал лекции по теологии, был профессор. Занимался научной деятельностью. По прямому заданию папской курии написал ряд трудов. Одной из его задач было изучение Аристотеля с целью приспособления его взглядов к правоверному католицизму. Фома Аквинский завершает (в 1273 г.) свой грандиозный труд "Сумма теологии" ("суммой" тогда называли итоговые энциклопедические сочинения). С 1272 г. возвращается в Италию, преподавал теологию в Неаполитанском университете. Умер в 1274 году. Причислен к лику святых в 1323 г., позднее признан одним из "учителей церкви". Помимо отмеченного сочинения, Фома Аквинский написал множество других.

    Среди проблем, которые привлекли его внимание, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология фактически не различаются, только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга тем, что философия (а сюда относились тогда и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология - на веру.

    Также, Фома Аквинский выдвигает пять доводов в подтверждение положения о существовании Бога.

    • Первый довод можно назвать "кинетическим". Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное. Так как ничто не может быть движимым без постороннего вмешательства, то приходится признать, что существует Перводвигатель, т. е. Бог.

    • Второй довод - "Первопричина". Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, что породило это нечто, т.е. все имеет свою причину. Но и эти причины имеют свою причину. Должна быть главная причина - Первопричина, а это и есть Бог.

    • Третий довод исходит из понятий возможности и необходимости. Для конкретных вещей возможно и необходимо небытие. Но если для всего возможно небытие, тогда небытие уже было бы. На самом деле есть именно бытие, и оно необходимо- Высшая необходимость - Бог.

    • Четвертый довод основывается на наблюдении различных степеней, имеющихся в вещах. Должна быть высшая степень, или сущность, выступающая для всех сущностей причиной всяческого совершенства, блага и т.п. Этим эталоном, и является Бог.

    • Пятый довод (его можно назвать "телеологическим") связан с целью, целесообразностью. Множество тел природы наделены целью. "Они достигают цели не случайно, но будучи руководимы чьей-то волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, - заключает Фома Аквинский, - есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом".

    Принцип гармонии веры и разума.

    У человека есть два способа познания: способность к мышлению и интуиция (сверхчувствительный способ). Мышление всегда направлено на познание земного мира, физической реальности, мышление является необходимым условием возникновения и развития науки. Интуиция («божественное озарение») – это способность видеть истину непосредственно, результатом и одновременно источником такого откровения является вера. Отсюда следует, что религия и наука не могут соперничать друг с другом по определению – у них разные объекты познания! Однако наука не в силах объяснить все существующие явления, так же, как религия бессильна в поле деятельности реальности и не может подменить науку. Соединение этих способов познания обеспечивает гармонию мировоззрения.

    1. Общая характеристика эпохи Возрождения.

    В этот исторический период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.

    Гуманизм связан с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразм Роттердамский, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа античности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте Алигьери (1265 - 1321) и Франческо Петрарка (1304 - 1374). Уже сам факт, объединяющий в творчестве одного человека поэзию и философию, является знаменательным, как бы указывает на путь гармонии, по которому должен идти каждый человек. Как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и главное - постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире. По всей Италии возникают кружки гуманистов, в которых обсуждаются и развиваются эти взгляды и которые становятся в оппозицию к религии и университетам, придерживающимся схоластических традиций.

    Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы.

    В основе - принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека.

    Отношение к человеку как к творцу самого себя порождает и иное отношение к искусству. Именно здесь человек уподобляется Богу и творит.

    Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

    Возрождение делят на 4 этапа:

    • Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) – тесно связан со средневековьем.

    • Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)-стремительно развивается искусство.

    • Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)- время самого пышного развития Возрождения. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству.

    • Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) - Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю просто невозможно. Время развития маньеризма – нервного искусства, вследствие различных кризисов.

    Культура эпохи Возрождения, таким образом, характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, по крайней мере европейского сознания, на всех его уровнях - от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а человек.

    1. Пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно.

    Свяжи с эпохой Возрождения из прошлого вопроса.

    Пантеизм является одной из важнейших философских идей эпохи возрождения, наряду с Панпсихизмом и Гилозоизмом.

    Николай Кузанский (1401-1464). Он отошел от схоластического понимания мира и сделал попытку найти новый метод познания. Этот метод описан в его основном труде «Об ученом незнании».

    Для описания бога философ вводит глубоко диалектичные понятия абсолютного минимума и абсолютного максимума. Бог Кузанского оказывается единством противоположностей. С одной стороны, он – вся Вселенная, абсолютный максимум, самое большое, что может быть. Отождествляя бога со всей природой в целом, Кузанский заложил основу новой философской концепции – пантеизма. Пантеизм – это философское учение, отождествляющее бога и мир, считающее, что бог слит с природой, как бы «разлит» в окружающем мире, пронизывает его. Но, с другой стороны, бог является также и абсолютным минимумом, самым малым, что может быть – ведь бог присутствует в каждой пылинке, в мельчайшей частице вещества. Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащая в себе весь мир в свернутом виде, то есть любая вещь есть микромир.

    Абсолютной является лишь бесконечность.

    Если бог везде и нигде - бог бесконечен, а мир безграничен. Снимается вопрос о замкнутом космосе Аристотеля. А земля выведена из центра Вселенной. Мир - не изолированный шар в лоне абсолюта, а бесконечен и является бесконечным шаром. Его воззрение уже этим отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Геоцентрическая система (в центре Вселенной находится населенная людьми планета – Земля, вокруг нее вращаются Солнце и другие планеты).

    В вопросах богословия Николай Кузанский активно применяет математику и геометрию. Например, уподобляет Троицу треугольнику, имеющему три прямых угла и являющемуся благодаря этому бесконечным (на сфере треугольник может иметь 3 прямых угла). Аналогичным образом сам Бог может быть сравним с бесконечным кругом. Утверждая огромную помощь математики в понимании разнообразных божественных истин, Николай Кузанский предвосхищал математическое естествознание.

    Характерная для Николая Кузанского тенденция сблизить Бога с миром, Творца с творением была в дальнейшем продолжена и углублена Джордано Бруно (1548-1600). Джордано Бруно, итальянский философ, поэт, родился в городе Нола, в Италии.

    Его философские идеи перекликаются с учением Кузанского. Но если у Кузанского еще сохраняется мистический пантеизм (мир, универсум погружен в Бога), то у Джордано Бруно пантеизм утверждается как окончательно натуралистический: "Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего".

    Природа для него – это Бог в вещах, причем природа обладает полной самостоятельностью, а Бог лишь синоним ее единства.

    До Бруно считалось, что Вселенная ограничена небесным сводом, а звезды – это «дыры» в небесном своде, через которые льется небесный свет. Бруно же утверждал, что «хрустальной сферы» (небесного свода) нет, планеты движутся вокруг солнца, в пустоте, и никаких прикрепляющих их связей тоже нет. Звезды – это не «дыры», а солнца, они тоже могут иметь свои планеты, на которых есть жизнь! Эта идея Джордано Бруно получила название «Концепция о множественности миров».

    В 1600 г. Бруно сожгли на костре. Однако сожгли его не за эту идею о множественности миров, а именно за пантеизм! Бруно был простым монахом, путешествовал по свету и выступал с ярой критикой Ватикана, обвиняя церковь в чревоугодии, властолюбии. Бруно обвинили в том, что его идеи (пантеистические) противоречат Священному писанию, ведь если бог не личность, он не может быть творцом, управителем, созидателем, собеседником и др.

    Джордано объявляет Вселенную равной Богу. От исключает Бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней. Бог заключен у него в самом материальном мире. Таким образом, Бруно предстает перед нами как пантеист, восставший против Бога как сверхприродной силы. Этого Церковь не могла ему простить. Казнь Бруно была назначена на 17 февраля 1600 года на площади с нежным названием «Поле цветов». Святые отцы разных религиозных орденов увещевали его покаяться. Однако ничто не поколебало Бруно.

    Отличие между понтеизмом Кузанского и Бруно.

    У Кузанского еще сохраняется мистический пантеизм (мир, универсум погружен в Бога), то у Джордано Бруно пантеизм утверждается как окончательно натуралистический.

    1. Рационализм и эмпиризм Нового времени. Причина повышенного интереса к вопросам гносеологии.

    Культурный облик Нового времени во многих отношениях отличается от Средневековья.

    Меняются отношение человека к природе и отношения между самими людьми. Центр всех человеческих интересов и потребностей переносится с Бога на природу и самого человека. То есть, философия становится антропоцентрической: человек оказывается в центре внимания философов. Философия приобретает светский характер. Если раньше человек всегда находился в тени Бога, и всё, что о нём говорилось , было наделено чертами греховности, то одним из новых идеалов для культуры и философии становится человек как разумное существо. Тенденция гуманизации жизни человека и общества набирает силу и получает широкое распространение в культуре.

    Период Нового времени в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда.

    Капитализм набирает силу, развивается мировая торговля, мануфактурное производство. Возрастает роль естественных наук. Развитие производства рождало потребность в науке, имевшей прикладное, практическое значение; постепенно она становится производительной силой.

    Бурно развивается наука. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука начинает играть всё более важную роль в жизни общества. При этом, главенствующее место в науке занимает механика. Свои развитием философия Нового времени обязана отчасти углублённому изучению природы, математики и естествознания.

    Итак, Гносеология – это теория познания, раздел философии, в котором анализируются возможности знания, его границы и условия достоверности. Когда, как не в эпоху Нового времени, в эпоху стремительного развития науки, люди должны были обратить внимание на гносеологию. Именно на основе гносеологии должна формироваться наука, ведь без познания о науке не может быть и речи.

    Разработка и обоснование методов научного познания - главная цель философов Нового времени.

    Формируются два основных метода и на их основе возникают противоположные философские направления: эмпиризм и рационализма

    Рационализм и эмпиризм занимают различные позиции относительно вопроса об источнике познания.

    Основателем эмпиризма считается английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Бэкон родился в семье лорда, учился в Кэмбридже, с 16 лет заинтересовался философией, получил юридическое образование. Он достаточно быстро поднимался по политической лестнице, был адвокатом, затем, главным прокурором, избирался в палату общин английского парламента, а на закате своей карьеры стал лордом – канцлером. Когда же его политическая карьера закончилась, он всё своё время уделил философии.

    Размышляя об источниках истинного познания, Бэкон пришел к заключению, что таковыми могут быть исключительно опыт и наблюдение. Главная идея его учения – необходимость познания природы.

    Цель науки увеличивать власть человека над природой. Для ее достижения наука должна постигать истинные причины явлений.

    В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и наблюдений для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь ее законам. Ему принадлежит девиз: "Знание - сила". Природа побеждается только подчинением ей. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.

    Бэкон заложил основы новой науки - экспериментального естествознания. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных призраков - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

    Бэкон был верующим человеком, поэтому и наука, по его мнению, имеет своим источником или небесные сферы, или Землю, поэтому она состоит из двух видов знания: один внушается богом - теология, а другой ведет свое начало от органов чувств - философия. Истина двойственна. Есть истина религиозная, есть светская. Вера в бога достигается путем откровения, тога как светская истина постигается опытом и разумом.

    Согласно Бэкону, наш опыт и разум всегда находятся под воздействием предрассудков. А они негативно сказываются на поисках истины. Как говорил Бэкон, лучше всего, когда эти предрассудки знают в лицо. Зло, которое они приносят, превращает их в призраки, непрестанно витающее в познании и жизни людей. Эти призраки Бэкон классифицировал так:

    • «Призраки рода» - те препятствия познанию, которые заключены в самой природе человека и определяются устройством самих органов чувств, эмоций, памяти и так далее.

    • «Призраки пещеры» - они таятся в индивидуальных особенностях человека. Это привычки, интересы и другое.

    • «Призраки рынка» - они обусловлены характером человеческих отношений, общения, обмена, торговли, универсальным средством которых является язык. То есть, не должно быть пустословия. Каждое значение слова должно быть тщательно разобрано и должно иметь точный и истинный смысл.

    • «Призрак театра» - они заключаются в том, что многие философские и научные теории напоминают театральные инсценировки. Создатели таких теорий пытались угодить будущим зрителям – читателям в большей степени, чем тому предмету, с которым соотносились эти теории.

    Согласно Бэкону существует 3 пути познания :

    • «Путь муравья» - узкий эмпиризм. Он не даёт возможности создания теории, хоть и считается с опытом.

    • «Путь паука» - попытка обойтись без опытов в построении науки.

    • «Путь пчелы» - свободен от недостатков этих двух, соединяет в себе их достоинства.

    Рационализм.

    Имя французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) связано в истории философии с обоснованием рационалистической философии. Он происходил из знатной семьи, его отец был советником парламента. Рене Декарт очень хорошо знал математику. В 1619 во время тридцатилетней войны с ним произошёл весьма интересный случай. Так как было холодно, он, чтобы согреться, решил забраться в печь и просидел в ней целый день, размышляя на философские темы. Когда он оттуда вышел, то уже наполовину продумал свою философию.

    Декарт был не только философом, но и математиком и физиком. В своих главных философских сочинениях, таких как «Рассуждение о методах» и «Метафизические размышления» Декарт изложил принципы его рационалистического учения.

    В рационализме именно разум является источником знаний, а не опыт, как считал Бэкон. Он поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта

    В познании, считал Декарт, необходимо руководствоваться рядом правил, чтобы не принять ложь за истину. Вот ряд данных правил:

    • «Правило очевидности». Оно гласит: Никогда не принимай ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен.

    • «Правило анализа». Данное правило требует рассмотрение идеи по её отдельным свойствам и признакам.

    • «Правило синтеза». Оно способствует построению целостного и обобщённого решения проблемы.

    • «Правило контроля» позволяет регулировать весь процесс познания.

    Линия эмпиризма Бэкона и линия рационализма Декарта получили дальнейшее развитие. Вопросы об опытном и рациональном знаниях оставались в центре внимания фактически всей философии эпохи Нового времени.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта