Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектика Гераклита.

  • Атомизм Демокрита.

  • 9.Элеаты о бытии. Проблема единого и многого философии Парменида и Зенона.

  • Апории Зенон.

  • Философия софистов и Сократа.

  • Объективный идеализм Платона. Теория идей.

  • Предмет философии. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке


    Скачать 156.26 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке
    АнкорПредмет философии.docx
    Дата28.02.2018
    Размер156.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредмет философии.docx
    ТипДокументы
    #16035
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Проблема первоначала в античной философии. Фалес, Анаксимандр. Анаксимен.

    Древнегреческая культура сформировала собственные идеалы, которые коренным образом отличались от подобных идеалов стран древнего востока. Древнегреческая культура стала так стремительно развивать во многом благодаря своему местоположению. В восточной части Средиземноморья образовался своего рода «рыночный центр», который охватил множество античных городов. Именно данная рыночная среда превратилась в хорошую почву для развития культуры, так как там были и споры и обсуждения, соперничество, обмен мнениями беседы и другое. Древние греки достигли высот в архитектуре, театре, поэзии, музыке и литературе, а самое главное, что они изобрели и открыли в области научных знаний, а особенно- в математике.

    Теперь же, о самой философии.

    Философия, которую мы называем древнегреческой, возникла не в самой Греции, а в основанных реками городах-государствах на западном побережье Малой Азии (Ионии), затем в греческих городах Италии и только потом в самой Греции - в Афинах. В это время крупнейшим малоазиатским греческим городом был Милет (на территории нынешней Турции). Именно там жили и работали крупнейшие мыслители, такие как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они являются представителями милетской школы философии, или как их ещё называют, натурфилософами.

    Сначала расскажу о Фалесе (640-562 до н.э.). Он являлся 1 ионийским философом и вместе с тем, европейским. Фалес происходил из аристократического рода и принимал участие в политической жизни Милета. Он учился у египетских жрецов астрономии и математике, сформулировал несколько геометрических теорий, предсказал солнечное затмения и открыл полярную звезду, определил продолжительность года и разделил его на месяцы.

    Вопрос о «первооснове» всего сущего («архе») был в центре его внимания. По словам Аристотеля, первоосновой всего сущего Фалес считал воду, а всё остальное основывается на этом первоначале. Первоначало Фалеса отличается от простой воды, эта вода божественная, одушевлённая. Аристотель отмечал причины признания Фалесом в качестве первоначала именно воду: «К этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная, и что само тепло возникает из влаги и ею живёт».

    Другой философ милетской школы Анаксимандр, полагал, что всё в мире произошло из первоосновы «апейрон», или «беспредельное». Такая первооснова, по его словам, обладает свойствами бесконечности и вневременности, то есть она неразрушима. Также Анакимандр считал, что наш мир является одним из немногих. До нас же дошли сведенья о том, что он являлся первым картографом, он изготовил карту и утверждал, что наша земля имеет форму цилиндра , лежащего в центре шаровидного космоса.

    Анаксимен является третьим выдающимся философом милетской школы (5 век до н.э.). По его мнению, первоосновой всего сущего является воздух. Душа состоит из воздуха, а огонь- это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух превращается в воду, затем в землю, ну и в конечном счёте, в камень.

    1. Диалектика Гераклита.

    Гераклит- один из выдающихся древнегреческих философов (520-460 до н.э.). Он родился в городе Эфесе, близ Милета. Он принадлежал царскому роду, но уступил царский сан своему брату. В конце своей жизни он уединился в горах и жил отшельником. Он всегда стремился к одиночеству и жил бедно. Ещё при жизни его назвали Тёмным, ибо простым людям его трудно было понять, так как в его сужениях было много метафор и сравнений, которые не всегда были ясны, что подтверждает его сочинение «О Вселенной».

    Из различных стихий природы его внимание привлёк огонь, который из всех стихий является наиболее живым, подвижным и динамичным. Для него огонь и стал подлинным началом, первоосновой всего мира, а вода стала лишь одним из его состояний.

    По его мнению, путём сгущения огонь превращался в воздух, воздух в воду, вода в землю. Таков путь вниз. Также существовал путь вверх. Огонь у Гераклита не столько обычный огонь, сколько символ всеобщей стихии, одушевлённой, разумной и божественной.

    Одной из центральных идей в философии Гераклита была идея всеобщей изменчивости и движение («Всё течёт, всё изменяется»). Наряду с теорией изменчивости мира в учении Гераклита содержится и понятие о действии закона предопределения, или, иначе говоря, судьбы. Гераклит презирал страсти, он считал, что они отвлекают людей от их истинных целей в жизни, поэтому он и стал аскетом.

    Гераклит усматривал в душе смесь воды и огня ( низменное и благородное начало соответственно).

    Теперь о самой диалектике Гераклита.

    Единство и «борьба» противоположностей – так можно абстрактно выразить диалектическую структуру.

    Положение о всеобщей изменчивости связывается Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны. «Всё едино и всё состоит из противоположностей». Гармония тоже состоит из противоположностей, представляя собой их единство. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. «Борьба всеобща и всё рождается благодаря борьбе и по необходимости». «Война» (так нередко Гераклит называл борьбу) есть отец всего и всего царь. Или: «Путь вверх и путь вниз один и тот же». В роде бы всё ясно, это один и тот же путь, но он и в правда состоит из 2 противоположных путей.

    Во всяком явлении он ищет противоположное ему, как бы рассекая всякое целое на составляющие его противоположности. А за рассечением, анализом следует (по главному правилу диалектики) синтез – борьба, «война» как источник и смысл любого процесса: «Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными».

    1. Атомизм Демокрита.

    Демокрит (460-370 до н.э.)-древнегреческий философ, получивший широкую известность. Он родился во фракийском городе Абдеры и был современником Сократа. Получив наследство, он отправился в путешествие (побывал в египте, Вавилоне, Индии), где сумел пополнить свои знания о природе и человеке. Вернувшись был осуждён за растранжирование наследства, но был оправдан, так как судья признали, что он взамен денежного богатства накопил мудрость (на суде он прочитал своё сочинение «Миростой»). За всю свою жизнь Демокрит написал около 70 сочинений(что говорит нам о его трудолюбии), но ни одно не дошло до нас в полном виде.

    Он является философом –энциклопедистом и крупнейшим представителем атомистического направления в философии. Он считается основателем атомистического учения, сыгравшего столь огромную роль не только в развитии самой философии, но и в науке конечно же.

    Учителем Демокрита был Левекип, и многие считают, что идея атомизма была воспринята Демокритом от него.

    Демокрит считал, что весь мир состоит из атомов, неделимых физических первоэлементов. Между атомами находится пустое пространство, а сами атомы лишены этой пустоты. Атомы вечны, они не уничтожаются и не появляются вновь. Они находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга формой и размером, а их количество бесконечно.

    Из разных атомов, по мнению Демокрита, путём сцепления, образуются различные вещи и миры (Демокрит считал, что наш мир далеко н один. Одни возникают, другие гибнут и все они состоят из атомов).

    Демокрит считал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание же причины - это основа человеческих действий. Причина необходима, так как она делает невозможным случайное событие. По Демокриту, случайность – это невежество людей.

    Демокрит утверждал, что душа тоже состоит из атомов (малых и шарообразных), как и огонь. По его мнению, её энергетические качества чем-то схожи с действием огня или теплоты. Душа шарообразна, как и огонь, она обладает способность переходить из одного тел в другое.

    Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание (по мнению и по истине – так он их называл). Без познания по мнению нет познания по истине.

    Также, большое место в философии Демокрита занимают проблемы этики (вопросы о справедливости, честности и достоинстве).

    Известно, что он был сторонником демократии («Лучше быть бедным в демократическом государстве, чем богатым при монархии»).

    9.Элеаты о бытии. Проблема единого и многого философии Парменида и Зенона.

    Элейская школа — древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии).

    Элейцы разрабатывали теоретическое учение о бытии и впервые предложили данный термин. Они заложили фундамент классической греческой онтологии (учение о сущем, о бытии как таковом). Представителями данной школы являются: Ксенофан (считается основателем данной школы, так как был учителем Парменида), Парменид, Зенон и Мелисс. Элеаты впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

    Парменид (6-5 век до н.э.) был уроженцем города Элеи (Юг Италии). Он говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума.

    Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум. Те вещи, которые воспринимались с помощью чувств, Парменид считал иллюзией. Единственное, что ,по его мнению, могло приобрести статус истинного знания – это единое, бесконечное и неделимое бытие. Бытие не может быть единством противоположностей, как у Гераклита, ибо противоположностей у бытия просто нет. Единство бытия подобно шару.

    Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия. Разум – другое дело: 2х2=4 - всегда и здесь не может быть разногласий. Любит доказывать от противного. Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений. Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления.

    Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок:

    1)Есть только бытие, небытия нет;

    2)Существует не только бытие, но и небытие;

    3)Бытие и небытие тождественны.

    Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, только оно истинно сущее.

    С защитой учения Парменида от возражений выступил его ученик Зенон. Зенон- древнегреческий философ, ученик Парменида и конечно же, представитель элейской школы. Родился в Элее. Зенон знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.(апории- внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве). Данными апориями Зенон также пытался доказать неподвижность бытия (логическими парадоксами).

    Таким образом,все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие).

    1. Апории Зенон.

    Известны три апории - "Ахиллес и черепаха", "Дихотомия" и "Стрела".

    "Ахиллес и черепаха".

    Самое быстроногое существо не способно догнать самое медленное, быстроногий Ахиллес никогда не настигнет медлительную черепаху. Пока Ахиллес добежит до черепахи, она продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет и это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед. И так до бесконечности. Всякий раз, когда Ахиллес будет достигать места, где была перед этим черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди.

    "Дихотомия".

    Есть два варианта этой апории. В первой обращается внимание на то, что человек должен дойти до половины своего пути прежде, чем достигнет его конца. Затем он должен пройти половину оставшейся половины, затем половину этой четвертой части и т.д. до бесконечности. То есть человек постоянно приближается к конечной точке пути, но так никогда ее не достигнет.

    Во втором варианте утверждается, что человек вообще не может сдвинуться с места, поскольку, прежде чем он пройдет весь путь, он должен пройти его половину. Но у этой половины есть своя половина, у той - своя и т.д. Не пройдя все эти половины, он не может пройти весь путь.

    «Стрела».

    В совершенно особом положении к предыдущим апориям находится апория "Стрела", хотя, казалось бы, основана на том же бесконечном дроблении отрезков: Вот летит стрела. В каждое мгновение ее можно где-то застигнуть. Значит, она в этот момент покоится. Значит, движение - это череда состояний покоя. Значит, движения нет.

    1. Философия софистов и Сократа.

    Сократ (470-399 до н.э.) – известнейший древнегреческий философ, живший в Афинах. Он был современником Демокрита, прожил достаточно долгую жизнь, постоянно находился в гуще людей, общался с ними и передавал им то, что умел сам.

    Сократ полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в противоречиях. Познать человек лишь может только то, что в его власти - душу.

    В философии центральными для него стали не онтологические, а этические и гносеологические проблемы. Гносеология – это учение о познании.

    Сократ получил разносторонне образование, но в последствие книг не читал и ничего не писал. Главным же средством общения он считал беседу и спор. В книгах, по мнению Сократа, мёртвое знание, так как книгам нельзя задать вопрос.

    Душа, по мнению Сократа, является антиподом тела: тело природно и состоит из природных частиц, душа же своим содержанием имеет понятие – добро, справедливость, истина. Благодаря душе человек познаёт мир, отношение человека к человеку и человека к миру, к самому себе.

    Для достижения истины, по Сократу, имеются разные способы. Главным из них он считал майевтику.

    Сущность майевтики: путём следующих друг за другом вопросов, заставить собеседника сначала испытать чувство замешательства, то есть ощутить проблемность, отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине. То есть Майевтика – это диалогический способ рождения нового знания. Также в майевтике Сократ часто использовал иронию (Да? Разве?). Таким образом, он заставлял людей всё переосмыслить и найти верный ответ.

    В любом случае, Сократ не был высокомерным, а даже скорее скромным, он говорил: «Я знаю, что Ничего не знаю».

    Для Сократа важным являлось формирование общего понятия, так как он считал, что они нужны каждому человеку. На основе общего понятия могут быть предприняты действия. Знание общего – основа конкретного действия.

    Деятельность Сократа имела и политическое содержание. Рост его популярности не совпадал с интересами правящей аристократии. Его деятельность стала разрушительной для аристократии, так как с виду невинными вопросами он разоблачал их пошлость обывательских представлений, но и не на чём не основанную самоуверенность. В конце концов, Сократу был вынесен приговор – это была первая казнь в Афинах из-за идейных разногласий.

    Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной (отличие софистов и Сократа).

    Теперь, о софистах.

    Говоря о представителях ранней греческой философии, следует отметить появление софистов. Изначально, слово софист не означало ничего плохого, а было равнозначным слову наставник. Софисты занимались обучением молодых людей из богатых семей, чтобы, затем, они смогли быть участниками судебных процессов. Это умение зависело от того, насколько хорошо обученный софист овладел искусством публичной речи, умел сыграть на предрассудках, насколько речь была убедительной, хитро построенной, а порой даже парадоксальной. Иначе говоря, софисты учили своих учеников искусству спора. Они показывали, как нужно защищать своё мнение и оспаривать мнение других людей.

    Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым, правильное с первого взгляда умозаключение, оказывалось, в итоге, ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь"

    Первым софистом был Протагор, родившийся в 500 г до н.э. в Абдерах. Он извкстен утверждением: «человек есть мера всех вещей». Этим он хотел сказать, сто все люди отличаются друг от друга тем, что они по-разному воспринимают мир и именно поэтому, нет общепринятой истины, благодаря которой один человек будет абсолютно прав, а другой нет.

    1. Объективный идеализм Платона. Теория идей.

    Платон родился в 427 году до н.э. вблизи Афин. Он происходил из небогатого аристократического рода. Его подлинным именем было имя Аристокл. По приданию, имя Платон он получил от Сократа (имя связано с атлетическим телосложением и с шириной его интересов – platys- широкий). Он много занимался спортом, музыкой и поэзией. Познакомившись в 20 лет с Сократом, стал его учеником, решив полностью посвятить себя философии. Платон тяжело перенёс смерть своего учителя Сократа и надолго покинул Афины. Уехав из Афин, он посетил много стран. Поездка на остров Сицилия, на котором Платон предлагал одному из правителей тиранов план общественного переустройства, закончилась тем, что этот правитель дал тайный приказ убить Платона или отдать в рабство. В итоге Платон оказался н невольничьем рынке, где его выкупили и отпустили. После этого, Платон решил меньше заниматься государственными делами и больше сосредоточиться на философских вопросах. Также он решил, что если уже и решать, кто должен править, то править должны философы. По возвращению в Афины Платон купил дом на окраине Афин и основал школу – Академию (рядом находилась роща, покровителем которой, по мнению афинян, был Академ – аттический герой. Эта роща была посажена в его честь). Просуществовала эта академия более 900 лет.

    Почти все философские сочинения Платона дошли до нас. В его сочинениях главным действующим лицом был Сократ. Центральное место в философии Платона занимает проблема идеального (проблема идей). Именно Платон обнаружил мир идей.

    По Платону, бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми сложные отношения: это мир идей; мир материи; мир вещественных, чувственно-воспринимаемых вещей (смертный мир); Бог.

    Теория идей.

    Как я уже сказала, центральное место в философии Платона занимает проблема идей.

    Важным свойством идей является совершенство, они выступают как идеал, образец, который существует сам по себе, но во всей полноте не реализуем. Прекрасное по природе (то есть идея)- это «нечто вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения». Прекрасное предстаёт в виде речи или знания, а всё остальное гибнет.

    Всё множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея блага, или высшего добра - источник красоты и гармонии, истины. Благо – это единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного.

    Платон смог создать первую философскую систему «Объективный идеализм». Одним из первых он определил двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть часть материального мира. А с другой, он есть духовная сущность.

    По мнению Платона, идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами, размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта