Предмет философии. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке
Скачать 156.26 Kb.
|
Эмпиризм Бэкона. Смотри в предыдущем вопросе.
Смотри в 20 вопросе. В своих главных философских сочинениях, таких как «Рассуждение о методах» и «Метафизические размышления» Декарт изложил принципы его рационалистического учения. Если Бэкон начинал с критического очищения опыта от предрассудков, то Декарт сформулировал принцип «универсального сомнения разума». Иллюзии чувств обуславливают ненадёжность показаний ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными рассуждения рассудка. Но Декарт считал, что есть в деятельности познающего мышления такое, что не подлежит сомнениям. Можно сомневаться в существовании всего, но не самого сомнения. Но сомнение есть акт самого мышления. Следовательно, если я сомневаюсь, значит я мыслю. Знаменитый тезис «Я мыслю, значит, я существую» таким образом, выразил всю суть рационалистических взглядов Декарта на познание. Очевидность данного тезиса, по Декарту, говорит о его истинности. Поэтому все вещи, которые мы воспринимаем ясно и отчётливо, являются истинными. Рассуждая о познании предметного мира, Декарт считал, что целесообразно различать 3 вида идей.
Врождённые идеи выражают наиболее глубинные способности и ресурсы разума. А остальные являются их производными. Именно понятие о врождённых идеях легло в основу рационалистической аргументации Декарта в теории познания. Всеобщность и необходимость врождённых идей утверждается средствами логики и языка. Поэтому, Декарт избрал дедуктивный строй рассуждения, который является противоположность индуктивному Бэкона. Правила при познании смотри в 20 вопросе.
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт). В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Вся просветительская работа в Новое время строилась на падении авторитета церкви и роста авторитета философии и науки. Вольтер родился в Париже в семье нотариуса, учился в колледже и изучал право. Он был сатириком и за неуважительное отношение к регенту был заключён в Бастилию, где написал трагедию «Эдип». После освобождения, Вольтер был выслан а Англию. Вольтер стал символом эпохи, его имя связали с подготовкой Великой Французской революции, хотя сам он был приверженцем мирных реформ. Также, известно, что его идеи были весьма популярны в России. Свою просветительскую миссию Вольтер видел в борьбе против суеверий и предрассудков, связанных с религией, распространяемых самой церковью. Вольтер отвергал религиозные догмы и культ церкви, как социальной силы. Он пытался построить рациональную модель мира. В Бога он не верил, но понимал, что если людей лишить этой веры, то наступит хаос. Вольтер был против морального аскетизма, который навязывался церковью. Он считал, что историю делают не боги, а именно люди. Историю правящих династий, королей, он заменил на историю цивилизации, то есть на историю всех людей в целом, на историю их обычаев, нравов, законов и так далее. То есть, все люди равны. Творчество Вольтера — философское, публицистическое— является предвестием острых социальных конфликтов, которые через несколько лет после его смерти выливаются в Великую французскую буржуазную революцию. В философских трудах Вольтер выражал одно из основных требований восходящей буржуазии о равенстве людей. Однако в отличие от Ж. Ж. Руссо он признавал лишь равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества. То есть, свобода у Вольтера — это в первую очередь свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Вольтер относится к мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государством, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Собственность, по Вольтеру, составляла главнейший признак полноправного гражданина общества. Согласно ему, лишь собственники имели право голоса в обсуждении и решении вопросов общественного права. Теперь о Жан – Жаке Руссо (1712-1778). Руссо родился в Женеве в семье часовщика. У него было очень сложное детство, он прошёл через голод и унижения, побои и многое другое. В 16 лет он сбежал от этой страшной жизни, и долгое время скитался в поисках работы. Он успел побывать учителем, домашним секретарём, переписчиком нот, в общем ,этот список можно продолжать очень долго. Таким образом, Руссо пришёл в литературу с исключительно тяжёлым жизненным опытом. Не мудрено, что пройдя через такой сложный жизненный период, Руссо стал неуравновешенным, страдал манией преследования и везде чувствовал себя чужим. Таким образом, он стал радикальным критиком цивилизации. По его мнению, человек по своей природе является здоровым, добрым и чистым душой, а под влиянием цивилизации становится злым, агрессивным и несправедливым. Исходным пунктом для философии Руссо, что вполне логично, судя по его психическому состоянию, естественное состояние, которое предшествовало возникновению государства и его законов. Таким образом, Руссо считал наилучшим дообщественное состояние людей, когда все люди, по его мнению, были добры и свободны, не знали ни законов, ни собственности, ни власти. Равенство людей определяется самой природой. Первоначальной же причиной существующего неравенства Руссо считал установление частной собственности: тот, кто первый оградил свой участок земли, является, по мнению Руссо, истинным основателем гражданского общества. В своей философии права Руссо исходит из идеи независимой, свободной, обладающей суверенитетом личности. Действительной основой государства, по Руссо, является свободная воля человека. Руссо утверждает, что основная задача состоит в том, чтобы найти такую форму соединения, которая, сохраняя всю общественную власть, вместе с тем защищала бы и отстаивала личность и собственность каждого отдельного человека, который, присоединившись к этому союзу, будет подчиняться лишь самому себе и, таким образом, остается таким же свободным, как раньше. Решение этой задачи дает «общественный договор». Результатом является появление единого нравственного и коллективного существа – государства, обладающего жизнью, волей и законами. Закон государства, по Руссо, – это акт общей воли. Цель всякой системы законов – свобода и равенство. Свобода не может существовать без равенства. Таковы были социальные взгляды Руссо.
В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на освобождение человеческого разума от религиозных догматов и спекулятивных рассуждений. Французские материалисты были последовательными, активными борцами с религией, их атеистическое мировоззрение оказывало огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения. Философы-материалисты стремились доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс священнослужителями. Священникам нет дела до просвещения народа, писали они, и чем масса менее просвещена, тем легче ее одурачить. В. И. Ленин высоко ценил атеистов XVIII века, талантливо, остроумно и открыто нападавших на религию, на поповщину. Однако они не понимали социальной сущности религии, не могли указать правильных путей борьбы с ней. Французские материалисты считали, что просвещение ликвидирует все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, оказывают им помощь в познании законов природы, которое должно привести их к отказу от религии. Религия требуется феодальному правительству для того, чтобы легче управлять народом, но правительству справедливому, просвещенному, добродетельному не нужны будут лживые басни. Поэтому нельзя допустить, чтобы духовенство управляло школами, не должно иметь место преподавание религии в школе, необходимо введение таких предметов, которые приводили бы учащихся к познанию законов природы. Целесообразно установление и такого предмета, который учил бы основам нравственных норм поведения в новом обществе, таким предметом должен был быть курс морали. Согласно учению французских материалистов в мире есть лишь материя, находящаяся в непрестанном движении, материя — физическая реальность. Они признавали всеобщее взаимодействие в природе и движении как естественное свойство материи. Французские материалисты признавали исходной точкой познания ощущения, получаемые из внешнего мира. По выражению Дидро, человек подобен музыкальному инструменту, клавишами которого являются органы чувств: когда природа нажимает на них, инструмент издает звуки — у человека появляются ощущения и понятия. Будучи материалистами в своих воззрениях на природу, французские философы в объяснениях законов общественного развития стояли на позициях идеализма. Они утверждали, что «мнения правят миром», а раз так, то достаточно добиться изменения мнений, и все феодальные пережитки и религия отпадут, распространится просвещение, улучшится законодательство и водворится царство разума. Надо, следовательно, переубедить, перевоспитать людей, и характер общественных отношений будет в корне изменен. Поэтому французские материалисты считали воспитание средством изменения общественного строя. Наибольшее значение имели педагогические взгляды французских материалистов Гельвеция , Дидро и Гольбаха. Дени Дидро (1713-1784) родился в семье ремесленника. Сначала на жизнь зарабатывал переводами, затем, начал публиковать собственные сочинения. Он участвовал в подготовке великой «Энциклопедии». В 1773 Дидро был приглашён Екатериной 2 в Россию (в Петербург) и работал над проектом реформ. Тезис Дидро о неизменности природы человека лежит в основе его принципов общественной жизни. Он, как и большая часть просветителей, пользовался понятием «естественные законы», считая их более совершенными для общества. По мнению Дидро, люди объединились в общество для целей совместной жизни. Люди не могут обойтись без взаимной помощи, без которой у них нет шанса выжить в борьбе с природой. Вступая в общество, люди теряют долю личной свободы и своего равенства. Гражданин, по Дидро – это член свободного объединения, разделяющий его права и пользующийся его преимуществами. Государь должен иметь силу подчинять интерес лиц действию общих законов, если же он на это не способен, не способен держать страну в порядке, то народ может заключить новый договор, с кем пожелает, то есть выбрать себе правителя. Всякая власть должна быть ограничена законами природы и государства. Без закона нет власти и нет закона, который бы давал неограниченную власть. Таковы основные принципы правления государством по Дидро. Клод Адриа́н Гельвеций— французский литератор и философ-материалист. Родился в семье придворного врача. Учился в иезуитском коллеже, готовясь стать финансовым служащим. Затем, сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 года посвятил себя научным занятиям и литературе. Одно из главных его сочинений, «Об уме» ,было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны и сожжено. Воззрения. Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира. Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств — любви к удовольствию и отвращения к страданию — возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы. Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития. В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма, поскольку считал республиканскую форму правления непригодной для больших государств. Поль Анри Гольба́х - французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. Поль Анри Тири Гольбах родился в Германии в семье мелкого торговца. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учеными. Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых, часто с иронией, критиковал как религию вообще, так и имеющих к ней отношение людей. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в частности, против Римско-католической церкви. Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблачённое христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768) и многие другие. Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники называли её «Библией материализма». «Система природы» была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещённых книг». Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований. 11 сентября 1780 г. Поль Гольбах был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии.
Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Кант родился в Кёнисберге в небогатой семье ремесленника. Закончил Кёнигсберский университет и начал работать домашним учителем. Долгое время он служил в Кёнигсберской дворцовой библиотеке и в возрасте 46 лет был назначен профессором логики и метафизики данного университета. В университете он преподавал такие дисциплины, как философские, физические и математические. Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей даже среди пунктуальных немцев и породила немало поговорок и анекдотов. Теперь о его философских взглядах. В своих главных работах Кант размышляет над новыми принципами философии разума. Прежде всего, он пытается разобраться в вопросе о том, как возможно человеческое познание? Анализ всеобщих и необходимых условий деятельности разума составляет задачу основных трудов Канта: «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». Проясняя всеобщие и необходимые условия познания, Кант в первую очередь обращается к понятию «опыт». По Канту, Во - первых в нашем знании есть такая совокупность условий, которая не зависит от опыта. Эти условия задают наше знание и называются априорными. Они не зависят от опыта. Во-вторых, опыт никогда не сможет придать нашим суждениям статус всеобщих. Все рассуждения на основе чувственного опыта по своей природе индивидуальны. В-третьих, разбирая традиционное учение о суждении, Кант исключительное значение придаёт разнице между аналитическими и синтетическими суждениями. Познавательная ценность аналитических суждений минимальна (пример: равносторонний треугольник относится к треугольникам), тогда как синтетические суждения включают в себя элементы знания, несущие новую информацию о предмете, о понятии (например: кратчайшее расстояние между 2 точками на плоскости -это прямая линия). Это суждение несёт в себе новое понятие, новое знание. Таким образом, синтетические суждения, наглядным примером которых является математическое высказывание, указывали на свою независимость от опыта. Вместе с тем Кант не мог отрицать, что в основе синтетических суждений лежит способность чувственного созерцания, чувственная интуиция. Такие интуитивные способности нашего разума он назвал априорными формами чувственности. Продолжая анализ условий возможности познания, Кант разъясняет природу пространственных и временных форм нашей чувственности. По Канту, пространство и время составляют всеобщие и необходимые условия нашего восприятия мира. Они как бы вмонтированы в чувственные основания конструкции нашего сознания. С их помощью человек упорядочивает разнообразный информационный материал познания. К априорным формам познания Кант также относит и формы нашей рассудочной деятельности. Речь идёт об априорных категориях рассудка, с помощью которых мы определяем в познании количественные и качественные признаки явлений, их причинно-следственные связи и такие их признаки, как возможность , необходимость и др. Таким образом, познание оформляется в виде суждений и заключает в себе соединение чувственности и рассудочности. То есть, процесс познания есть постоянное взаимодействие чувственных и логических механизмов. Таким образом, получается, что Кант пытался объединить рационализм и эмпиризм. Он пытался свести познание к работе чувственных и логических механизмов. Другое объяснение. В критическом периоде он ставит вопрос «как возможно человеческое познание?» и выдвигает идею о том, что человеческое познание проходит три ступени: созерцание (на современном языке оно называется чувственной ступенью познания), рассудок и разум. На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени. Кант разделяет все предметы на две группы: - «феномены» и «ноумены». 1. Феномен – это предмет, данный человеку в ощущениях, или «вещь для нас». 2. Ноумен – это предмет «как таковой» или «вещь в себе». Кант разделяет знание на две части: - априорное знание. - апостериорное знание. Априорное знание является исходным и врождённым, в то время как апостериорное – приобретается посредством опыта. Рассудок. На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии – качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие. На второй ступени познания согласно Канту, знание можно разделить на аналитическое и синтетическое. Аналитическое знание дано исходно и всегда очевидно. Это либо факт наблюдения, либо аксиома. Аналитическое знание не заключает в себе ничего нового, выходящего за пределы своей исходной определённости и поэтому не представляет собой ценности для науки. Синтетическое знание возвышается над аналитическим, поскольку несёт в себе нечто новое, скрытое за очевидностью аналитического знания. Притом синтетическое знание не вытекает из аналитического. Разум. Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Поэтому он доводит обобщение человеческого опыта до высшей степени и формулирует три идеи, объясняющие этот мир. Первая из них – космологическая – это идея о существовании внешнего мира. Вторая идея – психологическая – состоит в утверждении о существовании души. Наконец, третья, теологическая идея – это идея о существовании бога. Ни внешний мир, ни душа, ни бог согласно Канту не даны в чувственном опыте прямо и непосредственно. Поэтому вывод об их существовании – это результат сложного анализа наших знаний.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Философия Гегеля заслуженно считается кульминацией развития немецкой философии. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: • теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух); • диалектика как всеобщий философский метод. Диалектика Гегеля противостоит метафизики Аристотеля. Аристотель сформировал законы мышления, познающего мир, Гегель – законы развития самого мира. Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в состоянии беспрерывного движения, изменения, преобразования и развития, а также сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключается в том, что в ней в систематической форме изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики, категории качества и количества. Качество - это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики Гегеля: 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Диалектическое отрицание: если сохраняется нечто от первого объекта, то происходит воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие таится между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба противоположностей. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым является не «голый результат», а результат вместе со своим становлением. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания. В основе всех явлений природы и общества, по Гегелю, лежит абсолют, духовное и разумное начало - «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. Заслугой Гегеля является разработка теории объективного идеализма и диалектики как всеобщего философского метода. Абсолютная идея - это первопричина всего существующего, Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Философская система Гегеля состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Логика - важнейшая часть системы, это царство «чистой мысли». Человек у Гегеля играет особую роль, он носитель абсолютной идеи. Человек есть «конечный дух» Мирового духа. Идеалистический принцип тождества мышления и бытия служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления, он направлен против кантовского дуализма «вещей в себе» и явлений. Историческая заслуга Гегеля заключается в разработке диалектики. Диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности. Основные принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное). 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутренние противоречия. Все в мире содержит в себе противоположности, которые находятся в состоянии единства и борьбы. Единство и борьба противоположностей - основа существования и развития мира. Противоречия - не зло, а благо. Противоречия - движущая сила прогресса. Гегель создал систему категорий диалектики, открыл ее основные законы (закон противоречия, отрицания отрицания, закон перехода количества в качество и обратно). Гегель исследовал философию природы, философию духа, философию истории. Дух имеет три разновидности: - субъективный дух (сознание отдельного человека – «дух для себя»); - объективный дух (дух общества в целом, выражением которого является право - данный свыше порядок взаимоотношения между людьми, реализованная идея свободы, нравственность, гражданское общество, государство); - абсолютный дух (высшее проявление духа, выражением которого являются искусство, религия, философия). Общие интересы, по Гегелю, выше частных; богатство и бедность естественны и неизбежны; конфликты в обществе - двигатель прогресса, «вечный мир» ведет к загниванию, регулярные войны очищают дух нации. |