Главная страница
Навигация по странице:

  • Философское учение Аристотеля.

  • Характеристика основных направлений эллинистической философии (кинизм, стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).

  • Основные проблемы ранней христианской философии и теологии. Августин Блаженный.

  • Предмет философии. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке


    Скачать 156.26 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке
    АнкорПредмет философии.docx
    Дата28.02.2018
    Размер156.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредмет философии.docx
    ТипДокументы
    #16035
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Учение Платона и Аристотеля о государстве.

    О Платоне смотри прошлый вопрос.

    В философии Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное государство и каким воспитанием люди должны обладать, чтобы его сохранить.

    Диалог Платона «Государство» занимает ключевое положение в его философии. В нём средства математики, логики, философии и космологии привлекаются в целях решения проблем построения идеального государства, которое бы обеспечивало достижение справедливости. Определяя человека как политическое существо, Платон обосновывает возникновение государства из необходимости удовлетворения естественной потребности человека в пище, одежде, жилье и другое. То есть, каждый отдельный индивид не может удовлетворить перечисленные потребности собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая различные потребности, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства.

    Чтобы выжить, человек вынужден сотрудничать и сообща создавать условия своей жизни. Это сотрудничество усиливается по мере специализации людей. Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, это логично. Таким образом, можно будет обеспечить высокое качество и производительность, и потребности людей будут удовлетворены.

    Государство должно строиться с учётом традиций, идеалов, справедливости и морали. Справедливость, по Платону, состоит в том, что каждый человек выполняет свою работу, занят своим делом, а идея Блага является основным регулятором и целью жизни. Государство не есть результат простой договорённости между людьми об общежитии, а возникает из опыта их совместного выживания.

    По убеждению Платона, государство должно также выполнять и нравственные функции - “воспитывать граждан в верности установленным порядкам”.

    В диалоге “Государство” Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой.

    Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так как между государством и человеком существует взаимное подобие) - совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия - правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы: “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость”.

    Таким видел Платон идеальное государство.

    Аристотель.

    Аристотель (348-322 до н.э.) – ученик Платона, внёсший фундаментальный вклад в историю культуру и философии. Аристотель родился во Фракии. Его отец был придворным врачом македонского царя. В 17 лет Аристотель уезжает в Афины и поступает в платоновскую академию. Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Он переезжает в Македонию и начинает давать уроки Александру – будущему великому полководцу. Многие исследователи Аристотеля считают, что военно-политические успехи Александра свидетельствуют о практической пользе философии. В 335 году до н.э. Аристотель возвращается в Афины и основывает свою философскую школу - Ликей (Лицей). В Ликее Аристотель преподавал 12 лет, а после смерти Александра и антимакедонского восстания Аристотель был обвинён в «безбожии» и вынужден был выехать на остров Эвбея, там у него было поместье. На этом острове он продолжал заниматься философией до своей смерти в 322 году до н.э.

    Аристотель как философ сильно отличался от всех своих предшественников. Будучи систематизатором, он делил философию на теоретическую (физика - наука о природе и метафизика – наука о «сущем») и практическую (этика и политика). Он раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма. Например: «Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ – смертен». Это умозаключение, сделанное на основании истинности большой и малой посылок.

    Государство - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения.

    По Аристотелю, необходимость возникновения государства вызывается не столь стремление организовать свою совместную жизнь, сколько нравственными соображениями. Он утверждает, что человек, живущий вне государства, не является нравственным существом. Только в государстве человек будет способен удовлетворить свои естественные потребности и рассчитывать на достижение высшей цели – блага. Человек, по Аристотелю, является более совершенным политическим существом, нежели животные, так как его цели (человечества)более значительны, они не исчерпываются самосохранением, а ориентированы на нравственные ценности. Только в государстве человек превращается в нравственное существо.

    Аристотель порицает сочинение Платона «О государстве» за выраженное в нём стремление к исключительному, тоталитарному общественному единству. По политическому учению Аристотеля, только индивид есть неделимая единица, а государство по своей природе есть нечто множественное.

    Таким видели государство Платон и Аристотель.

    1. Философское учение Аристотеля.

    Биографию Аристотеля смотри в предыдущем вопросе.

    Аристотель как философ сильно отличался от всех своих предшественников. Будучи систематизатором, он делил философию на теоретическую (физика - наука о природе и метафизика – наука о «сущем») и практическую (этика и политика).

    Его сочинения по физике, логике и психологии свидетельствуют о его разносторонних интересах и трудолюбии. Он раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма. Например: «Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ – смертен». Это умозаключение, сделанное на основании истинности большой и малой посылок.

    Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

    Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена.

    Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.

    Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.

    Познанием движет и управляет душа. Познание человеческой души способствует истинному познанию природы. Душа есть форма выражения тела.

    Теория познания Аристотеля строится в соответствии со следующими положениями: 1)доказательности знания, 2) объяснительной способности знания и 3) описательной способности знания. В научном познании важно не только наблюдать факты, но и фиксировать их в определённой последовательности средствами описания, а затем – на основании анализа фактов- пытаться установить причины. В целях правильного осмысления фактов Аристотель разрабатывает правила дедуктивного и индуктивного выводов. Дедукция отличается свойствами всеобщности и необходимости вывода, а индукция тесно связана с самим опытом и носит вероятностный характер.

    Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог».

    Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.

    Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

    1. Характеристика основных направлений эллинистической философии (кинизм, стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).

    Основным центром эллинистической философии стали Афины, где соперничало несколько влиятельных школ. Прежде всего, продолжали существовать философские школы, созданные в IV в. до н.э. Платоном и Аристотелем. Однако постепенно они перестали влиять на развитие философской мысли, превращаясь в замкнутые элитарные учреждения. Более соответствующими общему уровню общественной и культурной атмосферы своей эпохи стали новые философские системы (эпикурейцев, скептиков, стоиков, киников).

    Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура - главное и основное средство достижения человеком наиболее счастливой жизни, лишенной страха перед будущим.

    В теории познания Эпикур полагал, что главным критерием истины являются непосредственно данные нам ощущения. По его мнению, чувства не ошибаются, а ошибается лишь разум.

    Главный принцип Эпикуреизма заключался в утверждении, что удовольствие – высшее благо, а главная ценность жизни заключена в наслаждении. Наслаждаясь жизнью, мы избегаем страдания и боли. Душа человека в результате этого удовлетворения должна стать спокойной и безмятежной. Смыслом удовольствия является наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не телесные блага.

    Еще одним философским течением раннего эллинизма является скептицизм (от греч. skeptukos — рассматривающий, исследующий, критикующий). Основателем её стал Пиррон. Он родился в Элиде и был дружен с Александром Македонским, принимал участие в его военных походах. Само слово скептицизм связано со словом «Скепсис». Скепсис означает колебание, неуверенность в чём-либо. Это течение возникло не на пустом месте. Элементы скептицизма как сомнения, что всякое знание достоверно, имелись в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное направление в философии возникает в период эллинизма.

    Скептицизм может быть полным и частичным. Полный скептицизм вообще отрицает всякое достоверное знание, частичный же отрицает достоверность какой-либо конкретной разновидности знания. Отношения скептика к возможностям разума переносилось и на отношение к жизни. То, что для них жизнь была лишена всякой ценности, показывает легендарная притча об учителе Пиррона, который тонул в болоте. Пиррон прошёл мимо и не попытался даже помочь ему. Люди ругали его за этот поступок, а сам учитель, которому удалось спастись самому, хвалил ученика за безразличие и полное пренебрежение к его жизни, говоря, что и жизнь самого Пиррона ничего не стоит.

    Положительное значение скептицизма состоит в том, что он остро поставил проблему знания и истины, обратил внимание на философский плюрализм. Недостатком его является то, что он ведет к агностицизму, учит о непознаваемости мира. (Представитель – Секст Эмпирик).

    Теперь о стоицизме. Стоицизм является одним из главных течений эллинистического периода античной философии. Стоицизм – это школа древнегреческой философии, получившая своё название от портика (стоя) – архитектурного сооружения в Афинах, где она была основана Зеноном. Согласно стоицизму, задача философа заключается в том, чтобы освободиться от страстей и влечений, жить, повинуясь разуму. С понятием стоицизма ассоциируются идеалы твёрдости, мужественности, стойкости в любых жизненных ситуациях, несчастьях, испытаниях и др. Согласно стоицизму, стоик мужественно переносит все невзгоды жизни и удары судьбы.

    Другой стоик Хрисипп (280-207 до н.э.) утверждал, что хороший человек всегда счастлив, а плохой – несчастлив и что счастье хорошего человека подобно счастью Бога.

    И несколько слов о Кинизме, основателем которого стал Антисфен. Антисфен был неполноправным афинянином (его отец был из Афин, а мать нет). Антисфен учился у Сократа, а затем преподавал в гимназии за пределами Афин при храме Геракла.

    По-видимому, испытав глубокий душевный кризис, Антисфен стал презирать всё, что раньше ценил. Он начал вести антисоциальный образ жизни, выставлять напоказ свою бедность, порвал с принятыми нормами морали и так далее. Он пытался демонстрировать преимущества естественного (животного) уклада жизни, в котором не должно быть ни государства, ни браков, ни частных владений и так далее. Он протестовал против роскоши и наслаждений. Больше все на свете киники ценили свободу и ради неё они были готовы терпеть унижения, голод и холод. Их целью было достижение свободы любой ценой, даже вплоть до отказа от жизни. Они были против всего, на чём в то держалось общество.

    1. Основные проблемы ранней христианской философии и теологии. Августин Блаженный.

    В данном случае мы имеем дело со средневековой философией.

    Под "средневековьем" обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V век нашей эры, и оно связано с распадом Римской империи, а завершение относится к XIV веку, к возникновению эпохи Возрождения.

    Для философии это был период, когда изменились цель и характер философствования. Античности не было присуще, в целом, подчинение философствования тем или иным политическим режимам или какой-либо монотеистической религии. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции в различных областях, таких как: онтология, гносеология, этика, эстетика и многие другие. Их религиозная ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди "богов", хотя, конечно, философам порой грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось "безбожием"). Средние же века характеризовались, помимо прочего, тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала слепого принятия целого ряда новых "истин".

    Наиболее характерной чертой философии Средневековья были отношения, сложившиеся между языческим населением Древней Греции и Древнего Рима, с одной стороны, и появившейся христианской цивилизации с другой. Разногласие между языческой культурой и духом христианства предопределили темы и проблемы средневековой философии.

    Среди общих черт философствования средневековья можно отметить, что философы ориентировались на древние тексты, ну а прежде всего, на библию.

    Таким образом, как я уже говорила, на смену политеизма пришёл монотеизм, а в страны Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, явилось христианство.

    В философии средневековья выделяются два периода, называемых "патристика" (IV - VIII вв.) и "схоластика" (VI - XV вв.).

    Патристика (от лат. pater - отец) - это система теолого-философских взглядов "отцов церкви", обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.

    Одним из известных отцов церкви стал Августин Блаженный.

    Итак, Августин Блаженный (354-430) – наиболее крупная фигура в философии раннего средневековья. Он родился в Северной Африке в семье небогатого римского чиновника. В возрасте 20 лет перебрался в Рим. Августин был учителем и увлекался скептицизмом, а затем, под влиянием матери сблизился с христианскими кругами. Позже он принял крещение, возвратился в Африку и там проповедовал христианство как еписком до своей смерти.

    Августин Блаженный считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшем существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

    Теология - богословие, совокупность религ. доктрин о сущности и действии бога.

    Велико теоретическое наследие Августина: собрание его сочинений насчитывает более сорока томов. Среди главных его трудов - "О граде Божием", "Об истинной религии", "Исповедь", "О Троице", "О бессмертии души", "О ересях", "О свободной воле".

    Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому "истинная философия и истинная религия - одно и то же". Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления. Августин считал Платона источником христианских идей.

    По мнению Августина Блаженного, Богу присуща бестелесность, невещественность. Бог имеет еще такие атрибуты, как бесконечность в пространстве. Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Посредством своей Воли, нацеленной на Благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Если Бог, пишет он, "отнимет от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы".

    Августин обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. Бог сотворил их "из ничего", исключительно по своей воле. "Откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества?" - спрашивает он, обращаясь к Всевышнему, и отвечает: "Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы твое всемогущество... До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия".

    Таким образом, Августин блаженный внёс огромный вклад в средневековую философию.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта