Предмет философии. Предмет философии. Отношение философии к мифологии, религии, науке
Скачать 156.26 Kb.
|
Материалистическая антропология Л. Фейербаха. Фейербах - последовательный и воинствующий материалист. Для него в мире существует лишь одно бытие - материя. Для него "Материя" и "Бытие" понятия тождественные, и он часто употребляет одно понятие вместо другого. Существование независимого от материи или наряду с материей духа он не признавал. Философ был основателем антропологического принципа в философии, который потом плодотворно использовался в разнообразнейших философских школах 19-20 веков. Фейербах считает, что все философские проблемы следует разрешать через человека, полагая в центр человека. А потому материализм Фейербаха точнее было бы назвать материализмом антропологическим. Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией». Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы. Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе. Проблемы религии всегда занимали центральное место в творчества Фейербаха. Причину происхождения религии Фейербах усматривал в страхе и зависимости человека от природы и законов общественной жизни. Религия, по Фейербаху, порождается теми земными условиями, в которых находится человек. "Религия - это сон человеческого духа, но и во сне человек находится не на небе, а на земле",- писал он. Раздумья над сущностью человеческого существа Л. А. Фейербах начинает с критики религии. Философ рассматривает Бога как идеализированного человека. Все атрибуты Бога — человеческие идеалы, которые не нашли воплощения в реальной жизни. Поскольку человек — многомерное существо, которое органически объединяет в себе физическое тело, разум, эмоции, чувства, потребности и т. п., возникает опасность создания иллюзорного мира, например, с помощью страха, который создает абсолютных Богов, служащих человеческому эгоизму в поиске путей удовлетворения желаний. По мнению философа, человек выступает основой всего, что существует. Противопоставление гегелевскому идеализму реализуется у Фейербаха в формировании, по его же мнению, истинной философии. Такая философия должна основываться на материализме, причем таком, который ориентирован не просто на природу, а главным образом на человека, не только на разум, а и на чувственность. Настоящая суть реальности видится Фейербаху не в самой по себе природе, а природе, которая выступает как «базис человека». Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. “Темой всех моих позднейших сочинении, - говорит Фейербах, - является человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее”. В произведении “К критике философии Гегеля” Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Фейербах Людвиг материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма, полагая, что единственным источником нашего познания являются ощущения.
В 1840-1850-е гг. в России происходила полемика между двумя крупными направлениями общественной мысли, получившими названия «славянофилов» и «западников». Славянофилы выступили с обоснованием необходимости самобытного пути исторического развития России, принципиально отличающегося от пути Западной Европы. Самобытность России проявлялась, по их мнению, в отсутствии классовой борьбы, организации крестьян в общины, в православии как единственно истинном варианте христианства. Создателями славянофильства были Хомяков и Киреевский. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного капитала и банков, строительство железных дорог и применение машин в сельском хозяйстве. Но все это не должно было нарушать традиционный общинный уклад русской жизни. Истинная православная вера обусловливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Эта миссия связана со свойственной православной церкви соборностью, т. е. свободной общностью людей, которая воплощена в русской общине. Православие и община рассматривались в концепции славянофилов как глубинная основа русской души. Как говорил Хомяков:“Русские — не европейцы, они носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой стадии развития какую достигла европейская культура». Идея соборности стала одной из главных в творчестве классика русской религиозной философии В.С. Соловьева (1853-1900). Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии (все существует во всем). Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия. Мир, по Соловьёву, пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Красоты. Бог - это абсолютное всеединство, некий космический разум, который является организующей силой мироздания. Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не завершен, так как он содержит в себе немало проявлений хаотичности и рассогласования. Но мир не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно становится и развивается, неся в себе мировую душу (Софию). Она представляет собой особого рода энергию, носитель творческой идеи и принципа всеединства. Жизнь - это вечное творческое становление, движение к многообразию и единству всего со всем. Таким образом, по мнению Соловьёва, идеалом всеединства является Бог, то есть творец мира. А мир, по Соловьеву, — это всеединство в состоянии становления, содержащее компонент божественного всеединства. Мир получил этот божественный компонент всеединства от своего создателя, то есть Бога. С этой точки зрения мировой процесс — это процесс согласования и объединения всех частей Вселенной, восхождение к их единству. Мир находится в бесконечном процессе совершенствования, и человек является участником этого процесса. По убеждениям Соловьёва, человек, который творит добро, утверждает красоту, выполняет миссию божьего сотворца всеединства. Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей - к Богу. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества, преодолевает эгоизм как основное зло человека. Высшими нравственными качествами человека должны стать, по убеждению Соловьева, чувства стыда, жалости и сострадания, чувство благоговения (преклонение перед святынями). Соловьев считал, что материальное многообразие, скрепленное божественным единством, также и одухотворено божественным началом, и выступает как мировая душа, или София (душа, объединяющая между собой все поколения людей: как прошлые, так и нынешние). И в то же время София — это символ связи между Богом, миром и человеком. Соловьев известен также постановкой и осмыслением вопроса о «русской идее», т.е. о смысле существования России во всемирной истории и ее призвании. Речь, по Соловьеву, должна идти о том, что может сделать Россия во благо всего христианского мира. Мыслитель приходит к выводу, что её миссия, её роль должна заключаться в превращении страны в инициатора и мощную опору духовного объединения христианских стран. Западники считали, что страна должна идти по пути социально-экономических преобразований вслед за Европой. Наиболее революционно настроенные западники — В. Г. Белинский, А. И. Герцен— отстаивали материализм, выступали как революционные демократы, считали, что необходимо свержение самодержавия и создание в России социалистического общества. Их революционно-демократические убеждения подхватили вскоре Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев.
Имя Карла Маркса (1818-1883) обычно ассоциируется с социалистическим и коммунистическим движением в новейшей истории Европы, особенно в России, а, затем, и в Советском Союзе. Маркс родился в Немецком городе Трире в семье адвоката, учился в Трирской гимназии, а затем на юридическом факультете Берлинского университета, где лавным образом изучал право, философию и историю. После обучения он защитил докторскую диссертацию, работал в газете и помимо публицистической деятельности трудился над реализацией замысла новой философии. Затем, Маркс переехал в Париж, сблизился с социалистами и познакомился со своим будущим соратником Энгельсом. Какой же была его социальная философия? Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX века. И так, философия марксизма: Возникает марксизм в первой половине 40-х годов XIX века под влиянием рабочего движения и естественнонаучных открытий (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы), в процессе критики идеалистической философии Гегеля и метафизического материализма Л. Фейербаха. Духовными источниками философии марксизма являются английская политэкономия (А. Смит), французский социализм-утопизм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Непосредственно марксизм вырастает из левого крыла гегельянства, наиболее радикально настроенными сторонниками, которого были К. Маркс и ф. Энгельс. Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье фабриканта. По настоянию отца изучал коммерцию, затем работал в конторе отца, а в свободное время занимался самообразованием. Отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал лекции Г. Гегеля и Шеллинга в Берлинском университете, сблизился с младогегельянцами. С ноября 1842 г. Ф. Энгельс живет в Англии, в Манчестере, работает в конторе фабрики, совладельцем которой был его отец. Это позволило ему лучше узнать жизнь рабочих и проникнуться сочувствием к их положению. После того, как началось их с К. Марксом сотрудничество, они написали совместно несколько сочинений. Первое из них «Святое семейство», где К. Маркс и Ф. Энгельс «разошлись» со вчерашними друзьями - младогегельянцами. Второе совместное произведение - «Немецкая идеология» (осталось только в рукописи), и котором было изложено материалистическое понимание истории. В ходе написания этих и других работ К. Маркс и Ф. Энгельс выработали новое учение «марксизм». Сочинением, выразающим теорию марксизма, был «Манифест коммунистической партии», написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом для Союза коммунистов. Кроме работ Маркса, философские идеи марксизма были выражены в произведениях Энгельса: «Анти-Дюринг», «Диалектика Природы», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Концептуально философские идеи марксизма были изложены Марксом в его многотомном сочинении - «Капитал». Основными достижениями философии Маркса: - идея новой социальной роли философии. Впервые сформулирована К. Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»; - идея практики как гносеологической, так и онтологической категории. В первом случае практика есть критерий истины, ВО втором практика - есть способ изменения мира. «Для осуществления идей, - писал К. Маркс, -требуются люди, которые должны употребить практическую силу»; - идея материализма в понимании общественной жизни. Сущностная формулировка этой идеи дана К. Марксом в Предисловии к «Критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. В образной форме это звучит так: «В хижинах мыслят иначе, чем во дворцах», т.е. как живем, так и думаем; - идея союза философии и пролетариата. Диалектическая суть идеи в том, что философия для пролетариата является духовным оружием, а пролетариат для философии есть материальное оружие. «Подобно тому, - писал К. Маркс, - как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие»; - идея единства диалектики и материализма. Это совершенно новая идея, так как диалектика и материализм в домарксистской философии решительно расходились: диалектика была связана с идеализмом, а материализм - с метафизикой; - идея экономического отчуждения. К. Маркс обращает внимание на отчуждение человека в экономической сфере, в сфере труда, когда от работника отчуждается его труд, его родовая сущность; - идея революционного освобождения пролетариев, трудящихся от социального угнетения. Суть идеи К. Маркс выразил в словах: «Оружие критики следует заменить на критику оружием». Карл Маркс полагает, что частная собственность является источником всех социальных бедствий и зол в обществе. Частная собственность способствует возникновению социального неравенства, что приводит к возникновению классов и государства. Государство, по К. Марксу, всегда носит классовый характер и стоит на страже интересов господствующих классов и привилегированных сословий. В классовом обществе возникает феномен отчуждения человека. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека является экономическое отчуждение, или отчужденный труд, который К. Маркс рассматривает в четырех аспектах: 1. Первый вид отчуждения: рабочий использует в процессе труда природные материалы, которые не принадлежат ему, он производит предметы, которые достаются собственнику производства. Получается, что исходный материал и сами продукты труда рабочему не принадлежат, они ему чужие. 2. Второй вид отчуждения: сам процесс трудовой деятельности для рабочего оказывается принудительным. Рабочий не свободен, он не может выбирать: работать или нет, поскольку не может иначе обеспечить возможность своего существования. Рабочий в процессе труда остается подконтрольным и зависимым - управление производством от него совершенно не зависит. 3. Третий вид отчуждения: подневольный труд вообще отнимает у рабочего так называемую «родовую жизнь». Рабочий относится и к производству, и к природе отчужденно, противопоставляя их самому себе, ненавидя их в душе, видя в них нечто чуждое и враждебное. 4. Четвертый вид отчуждения: подобный несвободный труд порождает отчуждение между людьми, конкуренцию в капиталистическом обществе, когда каждый человек выступает только сам за себя, презирая и пренебрегая благом других людей и общества в целом. Жизнь в буржуазном обществе может быть описана формулами «война всех против всех» и «человек человеку волк». Причиной феномена отчуждения является частная собственность, которая рассматривается Марксом в качестве предпосылки всех социальных противоречий. Уничтожение частной собственности - путь к освобождению и формированию нового универсального и гармоничного человека. В пролетариате Маркс увидел особый класс, способный уничтожить существующий миропорядок.
В статье "Моя жизнь и психоанализ"3игмунд Фрейд писал: "Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем". Его главный труд Толкование сновидений увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, кипящий пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией – предсознательным. Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное – особая психологическая реальность, присущая человеку, – существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. В работе «Я и Оно» выделил три слоя структуры человеческой психики: Оно, Я и Сверх-Я (или Я-идеал). 1. Оно – это бессознательный слой психики, представляющий из себя «кипящий котел инстинктов». В него входят биологические по своему происхождению реакции, инстинкты и влечения. Главное содержание Оно составляет так называемое либидо – половое влечение. В конечном счете именно либидо определяет все поведение человека. Бессознательное проявляется прежде всего в сновидениях, в грезах, случайных ошибочных действиях, шутках и оговорках, а также в психических отклонениях. Анализ бессознательного позволяет найти действительные причины и стимулы поведения человека, которые на уровне сознания кажутся случайными, беспричинными. 2. «я» – сознание человека. Это сознательное начало, которое ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество с древности стало накладывать на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяют прямо и открыто удовлетворять все биологические потребности. Задача Я – такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти. 3. «сверх-я» – влияющая на личность внешняя реальность. Сверх-Я – это переживания и чувства, возникшие в результате воздействия внешнего мира на сознание человека. К ним относятся совесть, чувство вины, религиозные чувства – то есть выработанные обществом идеи и настроения, которые стали составной частью человеческой личности, регулирующей ее поведение. Если Оно, согласно Фрейду, имеет биологическое происхождение, то Сверх-Я – чисто социальное явление. С точки зрения Фрейда в основе поведения человека лежит конфликт между Я и Оно, разворачивающийся под воздействием Сверх-Я. Иными словами, биологические инстинкты и влечения человека (слой Оно) вступают в конфликт с внешним социальным контролем поведения (он действует через слой Я) и с собственной совестью и моралью человека (слой Сверх-Я). На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, который пришёл на замену фрейдизма. Уже в годы своего формирования фрейдизм подвергся критике со стороны ряда психологов, социологов и философов, в том числе ближайших учеников Фрейда. В результате этой критики возник неофрейдизм. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм. НЕОФРЕЙДИЗМ - одно из направлений в психоанализе, представители которого подвергли пересмотру некоторые идеи З. Фрейда и сосредоточили свое внимание не на биологических, а на культурных и социологических детерминантах невротических заболеваний. Во-первых, они не согласились с утверждением Фрейда о чисто биологической природе Оно. Этот бессознательный слой психики в действительности управляется не только биологическими влечениями. Он изменяется под воздействием социальной среды. Так, сексуальное поведение человека сильно отличается от сексуального поведения животных. Также, Фромм выявил, что в отличие от людей, такой вид поведения, как немотивированная агрессия у животных вообще не встречается. Во-вторых, неофрейдизм отказался от идеи пансексуализма, то есть объяснения всего поведения человека с помощью полового инстинкта. Так, К.Г. Юнг понимал либидо не как сексуальную энергию, а как психическую энергию вообще. Сексуальные инстинкты не являются единственным стимулом человеческого поведения. В-третьих, неофрейдисты опровергли утверждение, что Оно и сознание Я всегда находятся в состоянии конфликта между собой. Такой конфликт действительно наблюдается у больных-невротиков, однако у здорового человека Оно, Я и Сверх-Я вполне могут находиться в состоянии гармоничной взаимосвязи. |