синдром стендаля. Синдром Стендаля. Синдром Стендаля на сколько сильно влияние искусства
Скачать 16.8 Kb.
|
Синдром Стендаля: на сколько сильно влияние искусства? Синдром Стендаля относится к психогенным (реактивным) психозам. Это реакция организма на стресс, вызванный предметами искусства. Синдром назван в честь французского писателя Анри Мари Бейля, известного под псевдонимом Стендаль. В книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он изложил необычные захватывающие эмоции и впечатления от посещения Флоренции и созерцания шедевров живописи в храмах. Поэтому патология также именуется флорентийским синдромом. Синдром Стендаля описывают разные писатели на протяжении 3-х столетий подряд. С медицинской и научной точек зрения о данном психическом нарушении заговорили в 1979 году. Первооткрывателем флорентийского синдрома является итальянский психиатр, писатель и психотерапевт Грациэлла Магерини. В 1989 году была опубликована ее книга «Синдром Стендаля», которая с тех пор много раз переиздавалась. Данное психическое нарушение провоцируется силой искусства, например: виртуозным пением; прекрасной музыкой; выразительными образами на картинах художников. Соприкосновение с предметами искусства вызывает резкий подъем настроения, дикий восторг, смятение мыслей. Появляется вдохновение, желание совершать нечто прекрасное. В некоторых случаях при синдроме Стендаля у человека просыпается тяга к вандализму, ужасным и разрушительным поступкам. Маниакальные желания не покидают и толкают на необдуманные поступки. Нарушения психики носят, как правило, кратковременный характер. Однако бывают и исключения. Человек может находиться под влиянием произведений искусства от нескольких дней до недели. При этом ему требуется квалифицированная медицинская помощь. В 21 веке синдром Стендаля чаще всего наблюдается у туристов, посещающих Флоренцию. Именно этот итальянский город является колыбелью Ренессанса. В нем сосредоточены величайшие произведения классического искусства. Культурное наследие эпохи Возрождения оказывает мощное влияние на психику людей, подверженных флорентийскому синдрому. В музеях, церквях и галереях Италии можно встретить путешественников, у которых отмечается нездоровая реакция на картины, мозаики, фрески, скульптуры и т. д. Людей с таким синдромом можно распознать по характерному поведению. Они застывают перед предметами искусства. Их лица принимают блаженный и отрешенный вид. Они полностью погружаются в то, что видят перед собой. Реальный мир для них перестает существовать. Иногда туристы, охваченные нездоровой эйфорией, начинают восторженно или обеспокоенно кричать, бегать по залу или от музея к музею. Исследуя синдром Стендаля, Грациэлла Магерини пришла к выводу о том, что меньше всего данному расстройству подвержены жители Азии и Северной Америки. Культуры этих стран отличается от европейских канонов. Коренные жители Италии также редко страдают от флорентийского синдрома. Они живут в окружение памяток Ренессанса с детства. Поэтому к подобным вещам у них выработался иммунитет. Чаще всего нездоровая реакция на предметы искусства наблюдается у людей: сентиментальных; одиноких; с высшим религиозным, филологическим или культурным образованием; с высоким уровнем интеллекта; ярким воображением; мнительных; с тревожным характером; склонных к параноидальным мыслям; с застревающим типом характера. Грациэлла Магерини утверждает, что женщины от 25 до 40 лет в большей степени подвержены флорентийскому синдрому. Это связано с тем, что психика мужчин более устойчивая. Представители сильного пола редко теряют связь с реальностью. Женщины по своей психической природе эмоциональнее и чувствительнее мужчин. Чтобы понять, почему и какое влияние на образованного человека оказывает искусство, необходимо разобраться в корнях патологии. Существование синдрома Стендаля научно не подтверждено. Однако Грациэлла Магерини выделяет следующие предпосылки его возникновения: перенесение внешних культурных объектов во внутренне душевное пространство; первое «столкновение» с предметами искусства; долгое вынашивание идеи путешествия (посещения музея, церкви и т.д.); повышенная эмоциональность; индивидуальный характер путешествия. Психическое расстройство не возникает из ниоткуда. Если оно появилось, значит для этого были предпосылки. При синдроме Стендаля человек всегда воспринимает произведение искусства как безусловную ценность (моральную, эстетическую и историческую). Синдром Стендаля проявляется по-разному. Психомоторные и эмоциональные расстройства имеют неодинаковую степень тяжести. Они зависят от пола, возраста и образования человека. Существуют общие черты патологического влияния искусства на образованного человека. Среди них выделяются следующие симптомы: учащенное сердцебиение; нехватка воздуха; сдавливание в груди; тошнота; предобморочные состояния; головокружение; боли под ребрами и в области сердца; тяжелое дыхание; бред и галлюцинации; деперсонализация; дереализация; кратковременная потеря памяти; помутнение рассудка; агрессия; истерия; эйфория; панические атаки; тревожность; параноидальные мысли. Часто человек, охваченный флорентийским синдромом, отрешается от реальности и переносится в события, описанные на картине, фреске, мозаике и т.д. Больной отождествляет себя с героями произведения искусства. При этом он может прямо в музее, галерее или церкви начать петь песни, кричать, танцевать, носиться по помещению с нечленораздельными возгласами. Подобное поведение уже считается нездоровым и требует медицинской помощи. Приступ может носить кратковременный характер или быть затяжным. В первом случае больному достаточно покинуть помещение, в котором сосредоточены великие произведения искусства. Затяжной синдром длится от нескольких часов до 8 дней. При этом индивид полностью отрешается от реальности, перестает воспринимать окружающий мир и людей вокруг. В особо тяжелых формах больной становится социально опасным. Известны случаи, когда при синдроме Стендаля человек даже лишал себя жизни. Если патология обнаружена на ранней стадии, когда человек еще не потерял связь с реальностью, госпитализации не требуется. Достаточно просто изолировать больного от провоцирующих факторов (предметов искусства). Возбужденную нервную систему можно привести в норму с помощью легких успокоительных препаратов, травяных чаев, полноценного отдыха. Затяжной прогрессирующий синдром лечится в амбулаторных условиях нейролептиками и транквилизаторами. Назначаются препараты, блокирующие страх, тревогу, а также средства, устраняющие вегетативные симптомы и психомоторное возбуждение. Лекарственные препараты назначает психиатр после проведения комплексной диагностики пациента. Самостоятельно ставить диагноз и лечить больного без помощи врача нельзя. Это опасно для его жизни. Для избавления от флорентийского синдрома также используются методы психотерапии: когнитивно-поведенческий, рациональный и гипноз. |