Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип объективности означает

  • Принцип социокультурного подхода

  • ответы по истории. История. Вопрос Функции истории


    Скачать 21.3 Kb.
    НазваниеВопрос Функции истории
    Анкорответы по истории
    Дата01.09.2022
    Размер21.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипДокументы
    #658699

    Тема 1. История как наука

    Вопрос 1. Функции истории.


    Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Образованнейший человек своего времени Н.Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

    Вторая функция – политическая. Она позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

    Третья функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.

    Воспитательная функция способствует всестороннему воспитанию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества.

    Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и настоящим. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно поступательное развитие общества.

    Изучая прошлое человечества, историческая наука использует различные исторические источники - как свои собственные, так и достижения других наук (летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной и духовной культуры и пр.).

    В настоящее время выделяют четыре основных группы исторических источников:

    1) вещественные;

    2) письменные;

    3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные)

    4) фонические или звуковые. 

    Вопрос 2. Методы изучения истории.


    Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ получения из фактов новых знаний. Применительно к исторической науке, метод – это изучение исторических закономерностей через познание исторических фактов.

    Общими методами для всех социально-гуманитарных наук являются исторический и логический. Исторический метод предусматривает изучение явлений во взаимосвязи различных причин (экономических, политических, идеологических, социальных), рассмотрение процесса в комплексном развитии: причины его возникновения, как изменялось его внутреннее содержание в связи с изменением обстановки, какие оценки он получал на том или ином этапе развития, каковы его последствия. При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательств и опровержений, что способствует лучшему пониманию различных фактов и периодов исторического развития.

    В исторической науке применяются и специально-исторические методы исследования:

    хронологический – изложение исторического материала в хронологической последовательности;

    хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам (темам) или эпохам, а внутри темы – по проблемам;

    проблемно-хронологический – изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

    сравнительно-исторический – сопоставление исторического развития разных стран;

    синхронныйодновременное изучение явлений, происходящих в разных регионах (странах) в одно и то же время

    ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события.

    Важное значение для научного исторического исследования имеют принципы получения исторических знаний: объективность, историзм и социокультурный подход.
    Принцип объективности означает:

    – изучение исторических закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического, экономического и культурного развития;

    – опору на факты в их истинном содержании, не искажая и не подгоняя под заранее заданные схемы;

    – рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов (положительных и отрицательных) в их совокупности, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним.

    Принцип историзма – один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Он предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом свойственной данному периоду расстановки общественных сил в стране и мире.

    Принцип социокультурного подхода предполагает, что в развитии и специфике общественных процессов проявляются особенности менталитета, традиций, культурных установок в общественном сознании, а так же определенные индивидуальные и массовые интересы в политике, экономике, культуре и других сферах общества.

    Вопрос 3. Методология истории.


    В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, что методология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности.

    В период средневековья историческая мысль находилась под влиянием богословия. Соответственно, и методология истории основывалась на провиденциализме – религиозном-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы божественного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.

    В эпоху гуманизма, в XIV–XVI вв., история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек.

    В XVII–XVIII вв., в период Просвещения, исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественно-научных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: ее деление на древнюю, средневековую, новую.

    В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории, в основе которого лежит учение о социально-экономических формациях (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Движущей силой истории признавалась классовая борьба.

    Тем не менее, все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальная теорияв которой на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которые рано или поздно проходят все народы; и теория локальных цивилизаций - в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимости и уникальности в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

    Вопрос 4. Историография истории.


    Историография – это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. Историография – это и совокупность исторических сочинений, само описание истории, исторического процесса. Выделяются так же национальные историографии (французская, американская, российская и т.д.) и историографии с определенными идеологическими установками (просветительская, либеральная, марксистская и т.д.).

    Современная российская историческая наука переживает особый период, когда вырабатываются и утверждаются новые подходы, позиции, направления. Некоторые историки призывают продолжать традиции дореволюционной исторической школы, другие изучают опыт западной исторической науки, третьи – предлагают позитивно использовать исследования советских историков. Особое внимание российских историков сейчас вызывает и цивилизационный подход, позволяющий выявить самоценность нашего общества, его место в мировой истории и культуре.


    написать администратору сайта