Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Восточные славяне в древности: среда обитания, характер хозяйственной жизни, духовный мир, религия.

  • Вопрос 3. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.

  • Вопрос 4. Культура Киевской Руси.

  • Вопрос 5. Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия(12-14в)

  • Вопрос 6. Борьба русского народа за независимость в 13-14в.

  • Вопрос 7. Формирование единого Российского государства (кон.13-15в). Предпосылки, особенности, этапы.

  • Вопрос 8. внутренняя и внешняя политика Ивана4 Грозного.

  • Вопрос История как наука. Методы и источники изучения отечественной истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход русского исторического процесса


    Скачать 196.75 Kb.
    НазваниеВопрос История как наука. Методы и источники изучения отечественной истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход русского исторического процесса
    АнкорZachet_po_istorii.docx
    Дата24.02.2017
    Размер196.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаZachet_po_istorii.docx
    ТипДокументы
    #3073
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Вопрос 1. История как наука. Методы и источники изучения отечественной истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход русского исторического процесса.

    История – это прошлое в развитии природы  и общества. Изучение фактов, событий, различных процессов, пройденных человечеством, привело к созданию истории как  науки. Превращение истории в науку – длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука. Наука, изучающая историю России, ее народов, называется отечественной историей. История связана с археологией, этнографией, источниковедением, культурой, многими общественными науками. Используя исторические памятники, она устанавливает закономерности общественного развития. Закономерность – объективная, повторяющаяся при определенных условиях, существенная связь явлений в природе и обществе. История вскрывает объективные и субъективные факторы в историческом процессе, является памятью человечества. Изучая прошлое, история помогает понять настоящее, предостерегает от повторения пройденных ошибок. 

    Вопрос 2. Восточные славяне в древности: среда обитания, характер хозяйственной жизни, духовный мир, религия.

    В римских  источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим  именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кеса-рийского и Иордана.

    Первая  археологическая культура, которую  связывают со славянами, — пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились  и на Балканах. На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы.

    Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание — вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

    О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.  

    Вопрос 3. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.

    Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.  
    Особенностями развития Древнерусского государства являются: 
    1) Переход от язычества к христианству  
    2) Политический строй – К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. 
    Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. 3) Борьба с кочевниками.4) Феодальная раздробленность Руси, междоусобицы. Этапы: 
    На первом этапе (пер. пол. IX в. – 988 г.) Древнерусское государство образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа производства. в 9в. В Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали 
    основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в г. Новгороде). В середине 9в. Этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти кривичей, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе северян и радимичей. В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград ( Константинополь), столицу Византийской империи. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договоры с Византией заключенные в 907 и 911 гг. Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. После него правила его жена княгиня Ольга (945-957), за малолетством сына Святослава. Она упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие. Святослав (967-972) , подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанёс ряд тяжёлых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород. Вокруг них объединились северные восточнославянские племена, северные и южные. В 9в. Обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь. Второй этап (988-1054) включает княжения Владимира I (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054) и характеризуется как расцвет Киевской Руси. Строительство нации и государства завершилось и идейно оформи- лось принятием христианства (988 г.). С максимальной эффективностью работали созданные на первом этапе институты государственного управления, сложилась административная и правовая система, отражённая в «Русской правде». династические брачные: Владимир женился на византийской принцессе, Ярослав был женат на дочери шведского короля. Указанный период характеризуется активным развитием грамотности и образования, архитектуры, искусства, расцветом и украшением городов. При Ярославе началось систематическое летописание. Третий этап (1054-1132) – это предвестие упадка и распада киевской государственности. Смуты перемежались с периодами политической стабилизации. Русь вступала в новый период своего развития – эпоху политической раздробленности. 

    Вопрос 4. Культура Киевской Руси.

    Устное  народное творчество.

    Былины  – новый жанр, возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связанно со временем княжения Владимира Святославича  - временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками.

    Истинный  герой эпоса – герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой – Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот».

    Письменность.

    Создание  славянской азбуки связывают с именами  византийских монахов-миссионеров  Кирилла и Мефодия, получившая позднее название «кириллица»

    Основным  жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание —  ежегодные записи событий. Одним из первых памятников летописания является  «Повесть временных лет», написанная монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором.

    Появление житийной литературы.

    Образцом  житейской литературы является «Сказания  о Борисе и Глебе».

    Нестора считают автором жизнеописаний  Бориса и Глеба, игумена Феодосия. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло  во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего около 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирою Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г. и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годов).

    Выдающимся  произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».

    В основу сюжета положено описание исторического  факта – неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря  Святославича весной 1185 г. Автор называет главную причину поражения русских войск – междоусобные смуты русских княжеств. Он призвал к единению русских земель и преодолению княжеских междоусобиц. «Плач» Ярославны, жены Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим страницам отечественной литературы.

    Архитектура.

    До конца X в. на Руси не было монументального  каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного  зодчества в последствии повлияли на каменную архитектуру. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм на Руси.

    Вершиной  южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный  в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесного  камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси.

    Живопись.

    От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до  
    нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше.  Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда». К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон ХII — начала ХIII века.  Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь» (середина XII века), стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери» — иконе византийского происхождения.  Известна икона «Дмитрий Солунский». Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо. 

    Вопрос 5. Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия(12-14в)

    Укрепление  местного боярства (успехи в развитие земледелия – экономическая независимость)

    Развитие  ремесла и торговли (рост и укрепление городов)

    Ослабление  роли Киева (запустение пути «из варяг  в греки») Усиление нажима половцев на Киев и его окрестности

    Господство  натурального хозяйства

    Отдельные земли становятся самостоятельными, обособляются от киевской власти. Середина 12века-около 15 княжеств, начало 13- 50 княжеств, 13-14 век- 250 княжеств, Основные центры: Киев, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Галицко-волынское княжество. Последствия раздробленности:

    Позитивные: Расцвет городов и культуры

    Складывание новых торговых путей.

    Негативные: Усиление княжеских усобиц

    Ослабление  военного потенциала. 

    Вопрос  6. Борьба русского народа за независимость в 13-14в.

    1237-1241 гг. русские земли подверглись удару  со стороны Монгольской империи,  завоевавшую огромную территорию  от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи – Чингисхана - Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Их зависимость выражалась в уплате податей. Киевская земля после нашествия окончательно утратила свое былое значение. Киев был взят татарами в 1240 г. в разгар борьбы за него между соперничающими князьями. В Черниговской земле во второй половине XIII столетия резко усиливается политическая раздробленность. XIV в. большая часть Черниговщины была подчинена литовским князьям. В Юго-Западной Руси в результате объединения Волыни и Галичины сформировалось сильное государство и успешно противостояло татарскому натиску. Но в конце 50-х годов Галицкому князю все же пришлось признать зависимость от татарского хана. В Смоленской земле удельные княжества не закрепились за определенными княжескими линиями, как это было в Черниговской земле. Рязанская земля в второй половине XIII-XV в. сохраняла относительную независимость. Однако она была зажата между Золотой Ордой, с которой непосредственно граничила, и Северо-Восточной Русью. Муромское княжество уже в середине XIV в. стало зависеть от Московского, а в начале 90-х годов вошло в ее состав. Территория Переяславского княжества после Батыева нашествия перешла под непосредственное управление Орды. После монголо-татарского нашествия судьбы различных земель разошлись. Из четырех сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) теряют свой суверенитет и входят в состав государств - Литвы и Польши. На территории четвертого - Владимиро-Суздальского - начинается формирование нового единого  русского государства. Таким образом  перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества - земли. Непосредственное воздействие на экономику выразилось, во-первых, в разорении территорий во время ордынских походов и набегов, особенно частых во второй половине XIII в. Во-вторых завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского "выхода" и других поборов, что обескровливало страну. После нашествия XIII в. усилилась разобщенность русских земель. Прекратилась борьба разных княжеских ветвей за Киев, Новгород и Галич. В области духовной культуры прослеживается заметное непосредственное воздействие монголо-татарского нашествия: гибель значительных культурных ценностей, временный упадок каменного строительства, живописи, прикладного искусства, утрата секретов ряда ремесел, ослабление культурных связей с

    Западной  и Центральной Европой. Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало значительное влияние на древнерусское общество. Наиболее подверженными оказались социально-экономическая и политическая сферы. 

    Вопрос 7. Формирование единого Российского государства (кон.13-15в). Предпосылки, особенности, этапы.

    Централизованное  государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало.

    В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в  роли преемника Византии. Формируются  основы централизованного государственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским)— костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей («пожилого»). При Василии III (1505-1533) Москва захватила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем. Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.  

    Вопрос 8. внутренняя и внешняя политика Ивана4 Грозного.

    Иван IV стал великим князем в 1533 г. в 3 года. Регентшей была его мать Елена  Глинская, а после ее смерти в 1538 г. началось боярское правление, сопровождавшееся борьбой боярских группировок. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. В 1547 же в Москве произошло восстание против Глинских, родичей царя, притеснявших народ. Оно дало толчок серии реформ - налоговой, военной (среди прочего создано стрелецкое войско), созданию приказов (будущих министерств), проведенных Избранной радой - кругом приближенных царя (А. М. Курбский, А. Ф. Адашев, Сильвестр). Был издан новый Судебник (1550), в 1549 г. созван первый Земский собор - съезд представителей основных сословий России. Проводимые реформы укрепили централизованное государство. В начале 1560-х гг. усилились трения царя с боярами. Россия терпела неудачи в Ливонской войне и борьбе с Крымом. Царь подозревал бояр в измене, в 1560 г. разогнал Избранную раду, а в 1564 г. ввёл опричнину - режим, при котором частью страны управлял без ведома Боярской Думы (другая часть называлась земщиной). Начался бессмысленный террор против знати и вообще всех подозреваемых. Погиб даже двоюродный брат царя Владимир Старицкий. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, обвиняя горожан в измене. Погибли тысячи невинных людей. Разделение страны ослабило ее оборону. В 1571 г. крымцы сожгли Москву. В1572 г. царь отменил опричнину, но казни продолжались. В 1581 г. в припадке гнева Иван убил сына. В начале 1580-х гг. царь «временно» отменил переходы крестьян от помещиков в Юрьев день, положив начало крепостному праву. Итоги правления Ивана Грозного — начало формирования абсолютизма в России и «великое разорение». Недовольство общества и отсутствие дееспособных наследников обусловило Смуту в начале XVII в.

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: В правление Ивана Грозного внешняя политика России делилась на два основных направления: западное и восточное. На западе основной задачей являлась борьба за выход к Балтийскому морю, на юго – востоке и востоке борьба с казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, а на юге - защита страны от набегов крымского хана. Первым по значению было восточное направление. В результате распада Золотой Орды образовались несколько самостоятельных государств (ханств), которые постоянно угрожали русским землям. К тому же под их контролем находились поволжские земли и Волжский торговый путь, имевший международное значение. Главными противниками России на этом направлении были Казанское и Астраханское ханства. 
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта