Вопрос История развития психологии как науки и её предмета житейская и научная психология
Скачать 1.04 Mb.
|
В образ Я встраивается отношение к самому себе: человек может относится к самому себе фактически также, как относится к другому, уважая себя или презирая себя, любя и ненавидя и даже не понимая себя, – в самом себе индивид своими действиями, и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он вступает как установка по отношению к себе самому /6/. Успешному становлению в профессиональной деятельности бу дет соответствовать установочная модель Образа Я, включаю щая следующие компоненты: 1 Когнитивный компонент, когда человек с помощью мышления определяет образ себя, своих индивидуальных и профессио нальных качеств, способностей, социальной значимости и вы страивает отношение к самому себе, принимающему соответст вующие решения в деятельности. Человек получает информа цию о своих эмоциях, установках, убеждениях из восприятия своих внутренних состояний; наблюдения своего поведения, ре зультативности и успешности своей деятельности. Личность может сознательно изменить свои первоначальные установки. 2 Эмоциональный компонент, или оценочная составляющая – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная состав ляющая воспринимается человеком с определенным отношени ем. Человек усваивает оценочный смысл различных характери стик, присутствующих в его Я-концепции. Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотивационные и уста новочные структуры являются для человека значимыми, как в личностном, так и в профессиональном становлении. 3 Поведенческий компонент это непосредственное выражение мотивов и установки в профессиональном поведении, которое модифицируется, одобряется или сдерживается в силу его соци альной профессиональной неприемлемости. Способы регуляции профессионального поведения отличаются друг от друга не только по степени интериоризации поведения, способов успеш ного достижения результатов деятельности, но и потому, с чем именно они соотносятся Выделение и анализ состав ляющих компонентов расширяет представление о профессио нальном самосознании специалиста /3, с.104/. Образ Я – предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то вступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Я – образ – не статическое, а динамическое образование личности индивида. Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъектом. Я-образ-это вместе с тем и идеальное Я субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма далеко. Как отмечает в своем исследовании Воронкина Л.Б., в структуру обобщенного образа-Я студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными. В образ-Я студента включаются знания о своих интересах, склонностях, способностях и возможностях (т.е. о своей профессиональной направленности). Я-образ студента включает следующие формы: Я-идеальное (идеальное представление о самом себе); Я-нормативное (представление о своём соответствии определенным требованиям); Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах) /7/. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, высту пает как установка по отношению к самому себе и результатам своей профессиональной деятельности. Подготовка к профессиональной деятельности создает условия формирования мотивов и динамической системы представлений человека о самом себе. Образ Я выполняет по существу, тройную функцию; спо собствует достижению внутренней согласованности личности; оп ределяет характерные особенности интерпретаций приобретенного опыта; является источником ожиданий относительно самого себя в профессиональной деятельности и осуществляет регуляцию социального поведения личности. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного, в том числе, профес сионального опыта. Образ Я представляет некое выражение смысла своего Я, комплекс ценностей. Профессионализм личности отражает деловые качества, профессиональную готовность, профессиональные мотивы и способности, профессиональное творчество и профессиональное мышление. Взаимодействие профессионализма деятельности с другими компонентами профессионального Я строится с опорой на структуру деятельности. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними. Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я. Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности. Самопознание - сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ. Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после - с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании: 1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы; 2. Образ самого себя; 3. Отношение к себе и оценку себя родителями; 4. Чужую самооценку (например, родительскую); 5. Способы регуляции поведения; 6. Уровень ожиданий и притязаний. Самопознание - проесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией. С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее. Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов: - "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин); - "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное" ... Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции. Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут: 1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении об "идеальном Я", может быть результатом расхождения "Я настоящего" и "Я будущего"); 2. участвовать в целеобразовании; 3. воспрещать те или иные действия; 4. детерминировать отношение к окружающим; 5. влиять на развитие тех или иных черт личности. Самоконтроль Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале. Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе. Самосознание - культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания" оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой. Саморегуляция Тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка. Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности. самооценка = притязания / возможности. Самооценка является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения. Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения. Можно выделить 2 уровня саморегулирования: 1. Тактический - саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта; 2. Стратегический - этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних. Самосознание Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности. Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д. Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”” [Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978]. Как уже говорилось, что образ “Я” — ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека. Самооценка личности Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Исследования показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между архитрудными и чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и учетом прошлых успехов и неудач. Изучение уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека. 41. Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности по Маслоу: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации – образуют так называемую пирамиду, в основании которой лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину. потребность – динамическая основа мотива эмоция – побуждение к действию предмет удовлетворения потребности потенциальные способы достижения объекта Мотив и цель не совпадают, они могут совпасть только если: цель приобретает самостоятельную побудительную силу - мотив осознается Теории мотивов I. Рубинштейн: потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором он живет, при этом отражение потребности может иметь разный характер: чувство долга, интерес, протест. Существует иерархия: потребности, интересы, идеал. II. Ломов: выделял три группы потребностей: 1) базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых 2) производные – эстетические, потребность в обучении 3) высшие – потребность в творчестве |