Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Соотнесите способы моделирования образов Собора и Квазимодо (внешность, характер, судьба, голос/его отсутствие, роль в судьбах других персонажей) и обоснуйте идею их двойничества.

  • 10. Сопоставьте персонажей (Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб) по принципу двойничества и реализации контраста в их моделировании (портрет, поведение, роль в сюжете и судьбе Эсмеральды).

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1

  • Эстетические принципы творчества Гюго

  • Собор Парижской Богоматери. Гюго.Собор Парижской Богоматери. Вопрос Концепция истории В. Гюго, продолжение и трансформация традиции В. Скотта соотношение исторических и вымышленных лиц, приемы создания исторической атмосферы, художественная и историческая правда в романе


    Скачать 61.31 Kb.
    НазваниеВопрос Концепция истории В. Гюго, продолжение и трансформация традиции В. Скотта соотношение исторических и вымышленных лиц, приемы создания исторической атмосферы, художественная и историческая правда в романе
    АнкорСобор Парижской Богоматери
    Дата06.12.2021
    Размер61.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГюго.Собор Парижской Богоматери.docx
    ТипДокументы
    #293398
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    6. Найдите эпизоды текста, где Собор становится персонажем романа, объясните их смысл и определите основные сюжетные функции Собора.

    Творчество Гюго – неистовый французский романтизм. Он охотно поднимал социальные темы, стилистика подчёркнуто-контрастная, чувствуется острое неприятие действительности. Роман «Собор…» открыто противопоставлен действительности.

    Действие романа происходит во время правления Людовика XI (XIV-XV). Людовик стремился к результату, пользе, он практичен. Клод Фроло – начитанный, учёный. Имел дело только с рукописными книгами. Держа в руках печатную ощущает конец мира. Это характерно для романтизма. Действие происходит в Париже. Появляются главы, даётся описание Парижа XIV-XV веков. Гюго противопоставляет его современному Парижу. Те здания рукотворны, а Париж-современный – воплощение пошлости, отсутствие творческой мысли и труда. Это город, который теряет своё лицо. Центр романа – грандиозное сооружение, собор на о-ве Сите – Собор Парижской Богоматери. В предисловии к роману говорится о том, что автор зайдя в Нотр Дам разглядел на стене слово «Рок». Это дало толчок к разворачиванию сюжета.

    Образ собора многозначен. Это сверхлицо. Это не только место действия, но памятник материальной и духовной культуры. Вместе с восхищением человеческим гением, создавшим величественный памятник истории человечества, каким Гюго представляется Собор, автор выражает гнев и скорбь из-за того, что столь прекрасное сооружение не сохраняется и не оберегается людьми. Он пишет: “Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины... На челе этого патриарха наших соборов рядом с морщиной неизменно видишь шрам...

    В центре романа, кажется, история любви и характерный треугольник, но он не важен для Гюго. Важна эволюция в умах главных героев. Клод Фроло – дьякон, почитающий себя истинным христианином, но позволяет себе то, что церковь осуждает – алхимию. Он человек рационального склада. Он скорее ответственный, чем увлекающийся. Опекун младшего брата после смерти родителей. Жан – студент, разгульный, беспутный. Фролло берёт на воспитание маленького урода, чтобы искупить грехи брата. Народ хочет утопить младенца. Квазимодо не знает иной жизни, кроме жизни в соборе. Он хорошо знает собор, все закоулки, всю жизнь служащих.

    Квазимодо – фигура характерная для романтизма. Его портрет и соотношение внешности и внутреннего облика построено в контрастной манере. Его внешность откровенно отталкивающая. Но он ловок и силён. У него нет своей жизни, он раб.

    Важную роль играет народ. Народные массы стихийны, ими движут эмоции, они неуправляемы. Изображены в разных эпизодах. Сначала – мистерия, праздник дураков. Конкурс на лучшую гримасу. Квазимодо избирают королём. На соборной площади помост для мистерии. Цыгане разворачивают на площади своё представление. Там же танцует Эсмеральда с козочкой (Джали). Народ пытается защитить Эсмеральду.

    Другая сторона – жизнь парижского отребья. Там находят приют цыгане, туда приходит Гренгуар (поэт, женат на Эсмеральде). Эсмеральда спасает его, женившись на нём по цыганскому обычаю.

    7. Соотнесите способы моделирования образов Собора и Квазимодо (внешность, характер, судьба, голос/его отсутствие, роль в судьбах других персонажей) и обоснуйте идею их двойничества.

    Собор для Квазимодо — родной дом, ведь он подкидыш, найденный в яслях для подкидышей собора. Архидьякон собора Клод Фролло воспитал маленького глухого уродца и сделал его звонарем, и в этом занятии проявляется талант Квазимодо. Для него звон колоколов выливается в симфонию звуков, с его помощью собор разговаривает с горожанами. Но горожане видят в на редкость отвратительном звонаре только ошибку природы. Для всех он “чертов” звонарь, который будит людей по ночам, а те, кто видел его карабкающимся, как обезьяна, по отвесным башням собора, и вовсе считают его дьяволом либо ожившей химерой с башен собора.

    Внешность Квазимодо пробуждает в людях отвращение, и от человеческой враждебности он прячется за высокими стенами своего отчего дома — собора. Собор в средневековой культуре — символическое воплощение целого мира, заменяющий собой целый внешний мир для Квазимодо. Одновременно его надежные стены становятся для Квазимодо крепостью, в которой он томится одиночеством. Стены собора и редкостное уродство надежно отделяют его от людей.

    В невнятной, непроясненной душе Квазимодо прекрасное пробуждается под влиянием вспыхнувшей в нем любви к Эсмеральде. В романтизме любовь — движущая сила человеческой души, и Квазимодо становится человечным, возвышенно-благородным под ее воздействием. Образ Квазимодо построен на контрасте безобразной внешности (романтики первыми в мировой литературе проявили интерес к безобразному, в этом сказалось расширение сферы эстетически значимого в искусстве романтизма) и альтруистичной, прекрасной души. Он воплощает в романе душу собора и шире – дух народного средневековья.

    Соперник Квазимодо в страсти к Эсмеральде — его воспитатель, Клод Фролло. Этот образ — одно из интереснейших созданий Гюго-романтика. Это самый современный по типу личности из всех героев романа. С одной стороны, Клод Фролло — суровый религиозный фанатик, аскет, деспот, последовательно вытравляющий из себя все человеческое; в этом проявляется его средневековый, мрачный фанатизм. С другой стороны, ценой постоянной работы над собой он стал самым ученым человеком среди своих современников, он постиг все науки, но нигде не нашел истины и успокоения, и его беспокойный душевный разлад с самим собой – черта человека Нового времени, черта романтического героя.

    По гордости и силе характера священник Клод Фролло не уступит пирату Конраду, ему свойственно то же презрение к жалким людям, составляющим человечество, это еще один вариант романтического героя-индивидуалиста. Как и корсар, Клод Фролло бежит от людского общества, он замыкается в своей келье в соборе. Он с подозрением относится к плотской природе человека, но автор заставляет этого ученого-схоласта испытать настоящую страсть к Эсмеральде. Огонь этой страсти он воспринимает как пожирающий его адский, греховный огонь; его унижает, что предметом его необоримой страсти стала уличная плясунья.

    Полюбив, Клод Фролло переосмысляет всю свою прошлую жизнь. Он разочаровывается в своих занятиях наукой, начинает сомневаться в своей вере. Но он открывает, что любовь, в душе обычного, нормального человека рождающая ответное чувство, в душе священника порождает что-то чудовищное. Искаженная, уродливая любовь Клода Фролло выливается в чистую ненависть, в беспредельную злобу. Священник превращается в демона. Автор полемизирует с одним из основных положений католицизма о необходимости подавления естественных влечений человека. Злодеяния Клода Фролло оказываются его несчастьем: “Ученый — я надругался над наукой; дворянин — я опозорил свое имя; священнослужитель — я превратил требник в подушку для похотливых грез; я плюнул в лицо своему богу!”

    Между любовью Квазимодо и Клода Фролло к Эсмеральде существует принципиальная разница. Страсть Клода Фролло эгоистична. Он занят лишь собственными переживаниями, а Эсмеральда существует для него лишь как объект его переживаний. Поэтому он не признает за ней права на самостоятельное существование, и любое проявление ее личности воспринимает как непокорность, как измену. Когда она отвергает его страсть, он не в силах перенести мысль о том, что девушка может достаться другому, и он сам отдает ее в руки палачу. Губительная страсть Клода Фролло противостоит глубокой и чистой любви Квазимодо. Он любит Эсмеральду совершенно бескорыстно, ни на что не претендуя и ничего не ожидая от любимой. Ничего не требуя взамен, он спасает ее и дает приют в Соборе; больше того, он готов на все ради счастья Эсмеральды и хочет привести к ней того, в кого она влюблена, — прекрасного собой капитана Феба де Шатопера, но тот трусливо отказывается от встречи с ней. Ради любви Квазимодо способен на подвиг самопожертвования — в глазах автора он истинный герой.

    Третью вершину любовного треугольника в романе составляет образ красавицы Эсмеральды. Она воплощает в романе дух приближающегося Возрождения, дух эпохи, идущей на смену средневековью, она вся — радость и гармония. В ней кипит вечно юный, живой, задорный раблезианский дух, эта хрупкая девушка самим своим существованием бросает вызов средневековому аскетизму. Парижане воспринимают юную цыганку с белой козочкой как неземное, прекрасное видение, но, несмотря на крайнюю идеализацию и мелодраматизм этого образа, в нем есть та степень жизненности, которая достигается при романтической типизации. В Эсмеральде заложены начала справедливости и доброты (эпизод со спасением поэта Пьера Гренгуара от виселицы во Дворе чудес), она живет широко и свободно, и ее воздушная прелесть, естественность, нравственное здоровье в равной мере противопоставлены уродству Квазимодо и мрачному аскетизму Клода Фролло. Романтизм в этом образе сказывается и в отношении Эсмеральды к любви — она не может изменить своих чувств, любовь ее бескомпромиссна, это в прямом смысле слова любовь до гроба, и ради любви она идет на смерть.

    Колоритны и второстепенные образы романа — молодая аристократка Флер де Лис, король, его окружение; замечательны картины средневекового Парижа. Недаром Гюго уделил так много времени изучению исторической эпохи — он рисует его ажурную, многоцветную архитектуру; многоголосица народной толпы передает особенности языка эпохи, и в целом роман можно назвать энциклопедией средневековой жизни.

    Своеобразие романтизма в “Соборе Парижской Богоматери” Гюго состоит в том, что весьма насыщенный и запутанный, полный тайн и интриг сюжет разыгрывается характерами яркими, исключительными, которые раскрываются путем противопоставления образов. Романтические персонажи вообще, как правило, статичны, они не изменяются во времени уже хотя бы потому, что действие в романтических произведениях развивается весьма стремительно и охватывает небольшой промежуток времени. Романтический герой как бы является перед читателем на короткий миг, словно выхваченный из мрака ослепительной вспышкой молнии. В романтическом произведении герои раскрываются через противопоставление образов, а не через развитие характера. Противопоставление это часто принимает исключительный, мелодраматический характер, возникают типично романтические, мелодраматические эффекты.

    В романе Гюго изображены преувеличенные, гипертрофированные страсти. Гюго использует традиционные для романтической эстетики категории — свет и тьма, добро и зло, — но наполняет их вполне конкретным содержанием. Гюго считал, что произведение искусства не должно рабски копировать действительность, а преобразовывать ее, представлять ее в “сгущенном”, концентрированном виде. Произведение литературы он сравнивал с концентрирующим зеркалом, сплавляющим отдельные лучи жизни в многоцветное яркое пламя. Все это сделало “Собор Парижской Богоматери” одним из ярчайших образцов романтической прозы, определило успех романа у его первых читателей и критиков и продолжает определять его популярность в наши дни.

    В величественном, монументальном мире Гюго воплотились как возвышенные, так и уязвимые стороны романтизма. Любопытно высказывание о Гюго М. Цветаевой: “Это перо стихии выбрали глашатаем. Сплошные вершины. Каждая строка — формула. Безошибочность утомляет. Великолепие общих мест. Мир точно только что создан. Каждый грех – первый. Роза всегда благоухает. Нищий — совсем нищий. Девушка — всегда невинна. Старик — всегда мудр. В кабаке — всегда пьянствуют. Собака не может не умереть на могиле хозяина. Таков Hugo. Никаких неожиданностей”. Но в романтизме, искусстве парадоксов и противоположностей, тяготение к грандиозному уживалось со скепсисом, иронией. Своего рода подведением итогов западноевропейского романтизма было творчество немецкого поэта Генриха Гейне.

    10. Сопоставьте персонажей (Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб) по принципу двойничества и реализации контраста в их моделировании (портрет, поведение, роль в сюжете и судьбе Эсмеральды).

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 Контраст в литературе – это художественный прием создания образов, который основывается на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, характеров, персон.

    Рок в судьбе героев романа «Собор Парижской Богоматери»

    «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго – это первый крупный исторический роман, в котором отражается картина средневековой Франции 15 века. Автор в предисловии пишет, что создание произведения связано с надписью на стене собора («рок-судьба»). Писатель считает, что существует несколько проявлений рока: Рок закона; Рок догмы; Рок природы. В романе «Собор Парижской Богоматери» речь идет о роке догмы. Слово «рок» выбрано писателем как ключевое. В. Гюго считал, что события современности являются закономерным результатом исторического процесса. Однако в романе нет реальных исторических событий, кроме эпизода приезда послов. Исторические персонажи романа - кардинал Бурбонский и Людвиг XIII, оттеснены на второй план. Но ни одно из имен второстепенных персонажей не выдумано писателем, все взяты из старинных источников, в том числе и Пьер Гренгуар. В центре романа три главных героя: Квазимодо, Клод Фролло, Эсмеральда. Каждый из героев является жертвой рока догмы. Клод Фролло – образованный человек, он подбирает Квазимодо, растит его как собственного сына, но тяготеющий над ним рок догмы заставляет его видеть в женщине и в ее танце лишь дьявольское и греховное. Квазимодо оказывается жертвой суеверия. Его преследует толпа, и он ее жертва. В романе роковой является и любовь, которая толкает героев на самые неожиданные поступки и даже на убийство. Квазимодо во имя своей любви убивает Фролло, Клод из-за любви к Эсмеральде забывает высшие ценности. Эсмеральда погибает от любви к Фебу. Она ждет от него, что он за нее заступится, спасет. Но он ей не помогает, любовь Феба показная.

    Контраст в изображении героев романа

    Основу характеров героев составляет контраст между внешней и внутренней стороной героев. В каждом из характеров ярко выражается какая-то одна черта. Например, внешне прекрасный Феб оказывается пустым внутри. Феб – воплощение светского общества. Квазимодо, внешне уродливый, оказывается самым высоконравственным героем, готовым на самопожертвование во имя любви. Эсмеральда прекрасна и внешне, и внутренне. Она помогает Квазимодо, но оценить его любовь она не смогла. Романтическая любовь Эсмеральды к Фебу противопоставляется любви Клода к Эсмеральде.

    ЗАМЕЧАНИЕ 1 В романе черты романтизма появляются в резком противопоставлении положительных и отрицательных героев, в несоответствии внутреннего и внешнего.

    Важное место в романе занимает собор, который является композиционным центром, с которым так или иначе связаны все события. Образ собора является гротескным. С одной стороны, собор, построенный в разных стилях, вдохновляет автора. С другой стороны, собор отнимает свободу духа у всех, кто соприкасается с ним. Особое внимание писатель уделяет описаниям, подробно описывает местный колорит и одежду героев. Гюго использует метафоры, сравнения и антитезы. В романе контрастны композиция и стиль: ироническая торжественность судебных заседаний сменяется юмором толпы на празднике. В понимании В. Гюго народ является не пассивной массой, а грозной силой. В его слепой активности пробиваются идеи справедливости. Произведение создавалось во время Июльской революции. Как и всех романтиков, В. Гюго привлекали национальные сюжеты и история родной страны. В романе он приводит идеалистическую точку зрения на историю, позволяющая поверить вечные человеческие законы: борьбу добра и зла, любви и ненависти, справедливости и несправедливости. Главным стержнем произведения является любовь Фролло и Квазимодо к цыганке Эсмеральде. Но любовь у Клода Фролло принимает форму зла, а для Квазимодо она становится смыслом жизни. Писатель изображает героев по принципу контраста: уродство Квазимодо оттеняется красотой Эсмеральды. Именно в образе горбуна наиболее ярко выражается художественный прием гротеска. Люди ненавидят Квазимодо за его уродство, а он им платит за это озлоблением. Никто, даже Эсмеральда не может разглядеть его нежную, красивую душу. Своими душевными качествами Квазимодо противостоит Клоду Фролло и Фебу.

    Главная антитеза романа «Собор Парижской Богоматери»

    В любой исторической эпохе В. Гюго различает борьбу двух нравственных начал. Роман «Собор Парижской Богоматери» построен на антитезах, в которых отражаются конфликты переходной эпохи. Главной антитезой произведения является мир добра и мир зла, мир угнетателей и мир угнетенных. Бастилия – пристанище коварного, кровавого тирана, дом Гонделорье – обиталище изящных, но бесчеловечных кавалеров и дам. С другой стороны – трущобы «Двора чудес» и парижские площади, где живут обездоленные. В романе драматический конфликт строится не на борьбе феодалов и королевской власти, а на отношениях народных героев и угнетателей. Высокая человечность, душевное величие присущи только отверженным людям из самых низов общества. И именно они оказываются подлинными героями романа. Эсмеральда – символ нравственной красоты народа, а безобразный и глухой Квазимодо – олицетворение уродливой социальной судьбы угнетенных. В творчестве и миропонимании В. Гюго своеобразно преломляются романтическое чувство историзма и противоречие между действительностью и идеалом. Писатель видит жизнь полной диссонансов и конфликтов, потому что в не непрерывно идет борьба добра и зла. Контрасты позволяют писателю передать эту борьбу. Еще в «Предисловии к «Кромвелю» В. Гюго провозглашает своей главный художественный принцип – принцип контрастов. Гюго противопоставляет образ прекрасного и уродливого, независимо от того, рисует он душу человека, картины природы или жизнь человечества. Через все творчество писателя проходят образы борьбы народов против деспотов, образы крушения цивилизаций, картины несправедливости, бедствий и страданий.

    Эстетические принципы творчества Гюго
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта