Ии. семинар 2. Вопрос о предках славян
Скачать 1.19 Mb.
|
Вопрос 3. Христианская религия. Христиа́нство (от греч. Χριστός — «Пома́занник», «Месси́я») — мировая религия, возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христианство зародилось в I веке в Палестине, первоначально в среде иудеев и арамеоязычного населения в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма, и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии и других провинций, а позже — среди других этнических групп. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Христиане не сомневаются в его историчности. Христианство — самая крупная авраамическая и мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,4 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Распад римской империи. В это время в Римской церкви начинается раскол. Христианству приходилось еще с I века н. э. соперничать с другими религиями. Но теперь в самом христианстве появляются разные направления. Именно в этом интересы христианской церкви порой расходились с интересами Римского государства. Если христианство воспринималось как момент объединяющий, то в это время в самом религиозном учении возникают разные направления и секты. Апофеозом (возвеличение какого-либо лица, события или явления) стал IV Вселенский собор, который проходил в 451 году. На этом соборе Восточная часть христианской церкви открыто выразила несогласие с идей превосходства папы римского, и именно на этом соборе в середине V века был заложен фундамент кризиса, который в итоге приведет к разделению христианства на католицизм и православие. Характеристика Владимира. При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоедины вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суде, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри. Основная суть языческой реформы - предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания. Каждый мог почитать своего бога за верховного. Различные славянские племена выбирали себе своё божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе не снижался. Выбор религии. Легенда. Обстоятельства крещения. Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Владимиру было необходимо породниться с византийским домом. Сделать это было непросто. Тем не менее он сумел добиться согласия византийских василевсов - Константина и Василия на выдачу за него замуж их сестры - принцессы Анны, при условии, что он сам примет христианство. Также Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело - крещение киевлян. Крещение киевлян происходило не в Днепре (как часто считают ), а в его притоке Почайне, которая протекала по территории ремесленно-торгового района Киева - Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г. ( известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни). Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож - язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма - каменной церкви Богородицы. Но и это было еще не все. В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но этот процесс затянулся на долгие годы (почти на столетие). Крещение шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения. Значение принятия христианства. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкв и — «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Структура церкви. Существует три органа церковной власти, каждый из которых является главным в своей компетенции. Все они тесно связаны между собой. Без одного не возможно существование другого. Священный Синод — ответственен перед Архиерейским Собором. Состоит из председателя, девяти постоянных и пяти временных членов. В период между Архиерейскими соборами — главный орган Русской православной церкви. Созывается не реже одного раза в четыре года. В случае ухода Патриарха с поста немедленно избирает из числа постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола; Поместный Собор — имеет функции выше законодательной и судебной церковной власти. Созывается Патриархом или Священным Синодом не реже одного раза в пять лет (в исключительных случаях по решению Патриарха или Священного синода). Именно Поместный Собор избирает Патриарха, канонизирует святых, толкует учение Православной Церкви, решает канонические, богослужебные, пастырские и другие вопросы; Архиерейский собор — высший орган иерархического управления Русской православной церкви. Созывается не реже одного раза в четыре года. Ему принадлежит право церковного суда над Патриархом, а также решение вопроса об отправке на покой. Приход — основная единица структуры РПЦ, во главе которого стоит настоятель храма. Приход состоит из мирян и священников. Миряне это все те, кто не священники. Основная территориальная единица — епархия, во главе которой стоит архиерей. В состав епархии входят монастыри, благочиния, храмы, часовни. Объединение несколько епархий в одном округе называется митрополией. Первые известия относительно земельных владений духовенства касаются Печерского монастыря. Князь Ярополк Изяславич, умерший в 1086 г., вдал Печерскому монастырю «всю жизнь свою, Небльскую волость и Деревьскую и Лучьскую и около Киева». Выражение «всю жизнь свою» должно понимать или так, что Ярополк отдал монастырю все свои частные недвижимые имения, которые имел, или так, что он отдал те из них, в которых были его лучшие хозяйственные заведения. Подобно княжескому землевладению церковное землевладение состояло не только из отдельных сел, волостей, но и из городов. Как известно (хотя достоверность этих сведений некоторыми историками не признана), по Уставу князя Владимира церкви была дарована десятая часть городов. Наиболее раннее достоверное известие о церковных городах относится к 1123 г. Летопись сообщала под этим годом, что «митрополит Никита в своем граде Синелице затвори и темнице злого еретика Дмитра» (Никоновская летопись, под 1123 г.). To, что церкви действительно принадлежали города, подтверждалось более поздними летописными свидетельствами. Так, под 1169 г. говорилось о Полонном, десятинном граде церкви Богородицы. Начиная с этого времени исторических сведений о фактах владения церковными учреждениями не только волостями, но и городами имеется очень много. Нередко церкви принадлежала не вся, но часть городской территории. Нередко сведения о передаче церкви городов скрыты иной информацией. Например, в летописи рассказывается о благодеяниях, оказанных Андреем Боголюбским владимирской церкви, и при этом указывается, что церкви были переданы «свободы купленные с данью». Наряду с пожалованиями князей огромное значение для роста церковной собственности имели различного рода пожертвования со стороны других землевладельцев — бояр. Таких земельных пожертвований очень много, особенно передач по завещанию. Ho церковь, естественно, не ограничивалась безмездными способами увеличения своих земель. Она, начиная с XII в., с большой энергией стала экспроприировать, покупать, выменивать, получать по невыкупленным залогам отдельные земельные участки, постепенно их округляя. Наконец, вполне вероятно, что церковь культивировала никем не занятые земли, населяя их зависимым крестьянством. Значение принятия ХРИСТИАНСТВА на историю и КУЛЬТУРУ РУСИ можно свести к следующим положениям: В период Х-ХIII в. происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений, менялись духовные и нравственные приоритеты. ЦЕРКОВЬ становилась центром общественной жизни, проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека. Широко распространялись античные знания в области астрономии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. Русское ПРАВОСЛАВИЕ как бы объединило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. ХРИСТИАНСТВО принесло с собой ПИСМЕННОСТЬ. Вместе с этим, на большую высоту поднялась вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ Руси уже в первые века привела к серьезным изменениям в бытовой сфере жизни людей. В целом, принятие христианства на Руси способствовало: Включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль; Установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира; Созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов; Укреплению молодой русской государственности; Гуманизации всего древнерусского общества; Становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране: Развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей. Становление культуры Руси по времени совпадает со становлением русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая в то время была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Но нельзя говорить о том, что Русь слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, она адаптировала их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Не случайно, поэтому что вершина духовного достижения Древней Руси - "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами. Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное присутствие сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Письменность. Ряд исследователей высказывали предположение о существовании дохристианской некириллической письменности у восточных славян. Об этом косвенно свидетельствуют упоминания в ряде исторических источников: в сказаниях черноризца Храбра «О письменах», в «житиях Мефодия и Константина», записях Ибн Фадлана и Фахр-и Мудаббира, «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима, книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди. Однако сами литературные памятники этой письменности не обнаружены. Древнейшими известными русскими памятниками письменности являются договоры с Византией X века. Они свидетельствуют о знакомстве руси с кириллицей ещё до Крещения. Однако их подлинники не сохранились. Известны только списки в составе «Повести временных лет». Кирилл и Мефодий и их непосредственные ученики, насколько можно судить по известным нам источникам, лично не проповедовали у восточных славян. Однако по некоторым косвенным свидетельствам предполагают, что восточные славяне могли входить в перспективный кругозор их миссии. Вероятно, старославянская письменность (старославянская кириллица и глаголица) использовалась на Руси ещё в языческий период (в том числе христианским меньшинством), к данному периоду относится кириллическая гнёздовская надпись на корчаге (вторая четверть — середина X века). С самого начала безусловно преобладает кириллица, однако есть свидетельства бытования и глаголицы на Руси в X—XI веках, причём из дошедшей до нас в поздней копии записи попа Упыря Лихого 1044 года известно, что глаголица на Руси ассоциировалась с Кириллом и называлась «кириллицей». Массовым стало проникновение письменности на Русь после Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Начинается централизованное «учение книжное» детей социальной элиты («нарочитой чади»). К памятникам самого раннего периода относятся: церковные книги (Новгородский кодекс рубежа X—XI веков, Остромирово евангелие середины XI века), надписи на древнерусских деревянных «цилиндрах-замках» (пломбах) и мечах (конец X века), легенды монет Владимира, Святополка и Ярослава, тексты на княжеских печатях, надписи на стенах церквей, берестяные грамоты (примерно с 1030 года). История русского летописания. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, её идеологии, понимания её места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как её понимали летописцы. Каждая летопись представляет собой своеобразный «свод» многочисленных исторических источников и литературных текстов. Весь этот разнородный материал летописец располагает в строгом порядке — по годовым статьям, каждая из которых начинается словами «В лето...» и датой от сотворения мира. |