Ии. семинар 2. Вопрос о предках славян
Скачать 1.19 Mb.
|
Вопрос 1. О предках славян. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. Где они проживали, как их называли, чем они занимались. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, жили в лесах древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород). Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Вопрос о переселении славян и выделении восточных славян из состава славянских народов.Чем это было вызвано? В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования— земля полян. Земля полян носила также название «русь». Причины выделения: демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, а также Великое переселение народов. Какие процессы происходили в ходе переселения? Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами, происходило смешивание народов. Что такое союзы племён? Союзы племен – это результат смешивания народов, так как славяне общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. Перечислите известные вам союзы. В «Повести временных лет» упомянуты: бужане, волыняне, вятичи, древляне, дреговичи, дулебы, кривичи, полочане, поляне, радимичи, северяне, словене, тиверцы, уличи, белые хорваты. Об общественном устройстве восточных славян, социальных отношениях. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка— «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Опишите жизнь и быт славян. Подчеркните, что основу хозяйства составляло земледелие. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары. Какие виды земледелия вы знаете, какие использовались орудия труда, какие сельхозкультуры выращивались? Подсечно-огневая (В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок). Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. Перелог плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки). В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. Злаки (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок). Какие ремёсла были развиты у славян? В городах были развиты кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгоценных металлов, литейное дело, ковка и чеканка, волочение проволоки, филигрань и зернь, эмаль, гончарное дело, производство стекла. Что из себя представлял древний город? Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, — слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Где он проходил? Как повлиял на жизнь восточных славян? Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства». Древние славяне были язычниками, что это означает? Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Что вы знаете о славянских богах, которых они почитали? Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — богподземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства. Какими ещё сверхъестественными существами населяли они свой мир. У славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. Некоторые чудесные твари появились у славян сравнительно поздно, в период их христианизации — чаще всего их заимствовали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая, таким образом, причудливую смесь верований. Алконост (супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу), аспид (крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни), аука (разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками), баба-яга, изба на курногах, банник, вурдалак (живые мертвецы, поднимающиеся из могил), домовой, жар-птица, кикимора, кащей, лещий, лихо одноглазое, русалка, водяной, соловей-разбойник. Расскажите о том, как славяне поклонялись своим богам, какие отмечали праздники. У славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Они могли быть как деревянными, так и каменными. Идолов восточных славян отличает простота и грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными. Кроме того, отличительной чертой западнославянских идолов является многоголовость. Славяне поклонялись идолам в открытых святилищах. Обычно у славян роль храма выполнял лес. Наличие храмовых помещений у славян не зафиксировано. На капище проводились обряды поклонения идолам. Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный. Помимо идолов славяне поклонялись и священным камням-валунам. жрецы языческих божеств у восточных славян в дохристианские времена скорее всего были. Однако их, видимо, было не так много — гораздо больше было гадателей, колдунов и знахарей. Древнерусские источники называют их следующим образом: волхвы, ведуны, чародеи, кудесники, ворожеи, «бабы богомерзкие». 1 января – День Ильи Муромца (авгеи Перуна), 6 января – Турицы, 8 января – Бабьи каши, 12 января – День похищений, 18 января – Интра, 21 января – Просинец, 28 января – Велесичи (Кудесы), 18 февраля – Троян зимний, Масленица, 1 марта – День Марены, 14 марта – Овсень малый, 30 марта – Ладонение, 1 апреля – Именины Домового, 3 апреля – Водопол (день Водяного), 7 апреля – День богини Карны-Плакалщицы, 14 апреля – день Семаргла, 22 апреля – Лельник, 23 апреля – День Святого Егория вешнего, 1 мая – Живин День, 6 мая – День Дажьбога – Овсень большой, 7 мая – Пролетье, 10 мая – Вешнее Макошье (День Земли), 21 июня – Рождение Вышня – Перуна, 22 июня – День Скипера-Змея (Змеиный день), 23 июня – Аграфена Купалница, 12 июля – День Святого Велеса, 20 июля – Перунов день, 21 августа – День Стрибога, 8 сентября – Род и Роженица, 9 сентября – Осенины, 14 сентября – Закрытие Сварги (Вырий), 14 сентября – День Огненного Волха, 21 сентября – День Сварога, 22 сентября – Праздник Лады, 27 сентября – Родогощь (Таусень), 27 октября – День богини Макоши, 25 ноября – Марена, 22 декабря – Карачун, 25 декабря – Коляда, 31 декабря – Щедрец. Что из верований древних славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев и традиций. Чёрная кошка перебежит дорогу – ждать беды. Не выносить мусор на ночь. Не передавать предметы и не протягивать руку через порог. Баба с пустым ведром к неудаче, соль просыпать к соре, вилку уронить – к человеку, когда придет, разбить зеркало к 7 годам несчастья, гадать на суженого в Рождество, пускать венки и прыгать через костер на Ивана-Купала, до Троицы нельзя купаться, на Иль бог льдинку кидает, если заблудился в лесу переодеть одежду шиворот на выворот задом на перед, когда дома потерял вещь сказать «Домовой, домовой поиграй и отдай», после 12 черти в бане моются, домового молоком подкармливать, собаки катаются по земле – быт дождю или снегу, если на Рождество первой войдет в хату чужая женщина – весь год бабы той избы хворать будут, если во время беседы человек чихнул значит он говорит правду, икаешь тебя кто-то вспоминают, левая рука чешется к деньгам, уши чешутся – к дождю, чтобы не сглазить постучать по дереву и плюнуть через плечо, не выносить живых ногами вперед, солнечное затмение – дурной знак, беда не приходит одна, не стоит проходить под стремянкой, в дом первой должна войти кошка, ласточки низко летаю к грозе, во время еды читать – память свою заедать, когда я ем я глух и нем, сядешь между людьми с одинаковыми именами – тут же загадывай желание – сбудется, не узнаешь знакомого человека – быть ему богатым, не зашивать ничего на себе – память можешь зашить, чешется нос – пить будешь, переступить через кого-то – прервать его рост, не свести дома – денег не будет, бить посуду к счастью, с ножа не ешь – злым будешь, кот лапкой морду умывает – гостей намывает. Вопрос 2 В IX веке у восточных славян складывается государство. Назовите объективные предпосылки этого процесса – экономические, политические и социальные. Какие два центра государственности сложились у восточных славян. Центр на севере в Новгороде , и Центр на юге в Киеве. В чём суть норманнской теории происхождения государства? Государственность на Русь принесли, приглашенные в 862г. на княжение в Новгород. Варяжеская династия Рюриковичей объединила северную и южную Русь,создала систему сбора дани, управления и судопроизводства на огромной территории. Название ”Русь” скандинавского происхождения. Какие доводы приводят противники этой теории? Вымышленность двух братьев-варягов - Синеуса и Трувора (в переводе со шведского «свой род и верная дружина»). Варяги сыграли роль третьей силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати (наемники). Происходит быстрая славянизация скандинавов (прослеживается в именах правителей). По данным археологических исследований в конце Х века элементы скандинавской культуры исчезают на Руси. Несколько гипотез происхождения имени Русь: *финно-угорское название шведов и норвежцев от древнескандинавского «гребцы»; *древнейшее славянское раннегосударственное образование 6-7 в.в. вокруг Киева (по названию правого притока Днепра реки Рось); *упоминание в византийских хрониках скифского народа «рос»; *вообще не является названием какого-либо народа, обозначает среду слуг и дружинников первых русских князей; позднее распространилось на подвластные князьям и их дружине земли. Охарактеризуйте политическое устройство Киевской Руси. Почему мы называем его раннефеодальной монархией? Русь – это государство раннефеодального типа, то есть – раннефеодальная монархия. Доказательств этому более чем достаточно. Одним из самых главных факторов и доказательств этому это то, что на Руси не завершился процесс формирования классов общества. К тому же на Киевской Руси только зарождалось феодальное землевладение, так как основная масса смердов (крестьяне) – были свободным от феодалов (князей). При этом, на основе всех данных, ми видим, что начало феодальному строю уже положено. О чем речь? •Формируется боярское землевладение; •Все общинные земли понемногу начинают захватываться боярами и князьями; •Великий князь начинает дарить и раздавать во владение большие земельные надели своим поданным. При этом вместе с землей под власть князя, боярина и т. д. попадают и все крестьяне, живущие на этой земле; •Все крестьяне, попавшие под власть, например, князя уже должны платить ему натуральный оброк; То есть, вы видим реальные черты феодального устройства, однако они только внедряются, так что ни о какой феодальной монархии не может быть и речи. Также следует отметить еще одну важную черту, которая дает возможность понять, что Русь – раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял монарх – то есть, князь. И он опирался в первую очередь на свою дружину, то есть военную силу, а затем уже на совет старейшин. Великий князь был сюзереном для других, более мелких князей. На какие периоды мы можем условно разделить историю государства. Дайте краткую характеристику каждого этапа развития. I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава). В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор-ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород. |