Ии. семинар 2. Вопрос о предках славян
Скачать 1.19 Mb.
|
II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого). В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле. Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015): 1) изгнание из Киева варягов-наемников; 2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном; 3) 988 г. — принятие христианства; 4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений; 5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»; 6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта. Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства. 1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава. Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви ; с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород-Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава). При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля. Владимир Всеволодович Мономах: — организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.; — ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги; — устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом; — ограничил взимание процентов при займе; — продолжил политику укрепления династических связей с Европой; — организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора; — занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг; — написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли. Мстислав Великий: — воевал с половцами; особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в; сражался с чудью, Литвой; — воевал с русскими князьями-мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства; — способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство; — по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет». После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств. Расскажите о первых князьях династии Рюриковичей и их политике. Подробно остановитесь на правлении княгини Ольги. Почему предание называет её «Мудрой». После смерти Игоря его жена Ольга (945-960-е гг.) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальному пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочивание сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров, хранились необходимые запасы продовольствия и останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) появились погосты - видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными пунктами княжеской власти. «Повесть временных лет» сообщает, что Ольга совершила поездку в Константинополь, где при императоре Константине VII Багрянородном приняла крещение, получив христианское имя Елена. В сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» сохранились сведения о визите Ольги, но нет никакой информации об ее крещении. Историки полагают, что поездка Ольги в Константинополь и принятие ею христианства приходятся на 957 г. Мудрая. Об этом качестве говорят поступки Ольги. Княгиня все делала продуманно, взвешенно, целенаправленно. Один из ее великих поступков - принятие христианства. Обратитесь к тексту «Русской Правды» (Хрестоматия … С. 45-47), прокомментируйте её статьи. Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен. Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря. Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью. Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»). Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека. Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной. Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца. Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды. Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем. Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний. Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду». Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны. Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине). Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней. Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду». Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока. Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать. Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл Какое значение для государства имело принятие единого свода законов, какие пережитки первобытного строя ещё сохранились? Причин появления «Русской Правды» называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями. Необходимость систематизировать все правовые документы, указы для формирования законодательной системы на Руси. Значение: Первый письменный законодательный документ государства. Она заложила основы нормативно-правовой системы, была основным источником при составлении последующих правовых документов. Нормы права данного документа дают полное представление о социальной, экономической жизни страны, о традициях и укладе жизни людей. Пережитки первобытного строя Допускалась кровная месть, то есть за убийство можно было мстить убийце, но сделать это могли только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Охарактеризуйте социально-экономический строй Киевской Руси. Социально-экономические предпосылки — Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из-за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов. — Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу. В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др. — Преобладание свободного труда над рабским. Расскажите как возникла вотчина. Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина представляла собой одну из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты, епископы) и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. Какие категории населения Руси мы можем выделить? Подробно расскажите о них: кого мы относим к собственникам земли, как называлось сельское население страны, какие категории зависимого населения вы знаете, кто такие посадские люди и т.д. Категории населения Древней Руси Высший, элита · Князья. Племенные и Рюриковичи. · Бояре. Старшая дружина. · Высшее духовенство. Митрополит, епископы. · Младшая дружина, в том числе наемники-варяги. · Купцы, которые вели торговлю на суше, по рекам и на Балтийском и Черном морях. Средний, они были относительно свободными · Духовенство, священники и монахи. Они имели хороший уровень грамотности и занимались летописанием. · Ремесленники. Кузнецы, гончары, кожевники. · Свободные земледельцы. Низший, зависимые · Смерды. · Рядовичи. · Закупы. · Холопы. Расскажите о внешней политике Киевского государства: основные её направления, цели и задачи, итоги. Подробно остановитесь на отношениях с Византией. Расскажите об отношениях с другими соседями. Выделяют три основные направления внешней политики Древней Руси: 1) южное (главное) отношения с Византией; 2) восточное – отношения с Хазарским каганатом и Степью (кочевниками); 3) западное – со странами Западной Европы. Отношения с Византией осуществлялись двояко: через организацию торговли, славяне активно использовали торговый путь «из варяг в греки», а также славянские военные походы на берега и территорию империи. Наиболее известны походы при князьях Олеге и Игоре. Так, Олег (882-912) в 907 году и 911годах совершил два успешных похода на Византию, захватил Царьград и прибил свой щит к его воротам. Он заключил выгодный мирный договор о торговле с византийцами. Русичи получали право жить полгода в Константинополе за счет империи и вести беспошлинную торговлю, могли наниматься на военную службу в византийскую армию. Стороны заключили военный союз и обязывались помогать друг другу также при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Князь Игорь также дважды ходил на Византию в 941 и 944годах. Однако менее удачно, чем Олег. Во второй раз византийцы откупились, предложив славянам и печенегам большую дань. Был вновь заключен договор, но не такой выгодный. При Ольге вдове Игоря Русь и Византия сблизились. Ольга была в Византии и там крестилась. Она первая княгиня принявшая христианство и первая женщина, ставшая святой. Драматично складывались отношения с Византией при сыне Игоря и Ольги Святославе (964 – 972). Святослав является выдающимся древнерусским полководцем. Его основные воинские деяния таковы: - присоединил земли вятичей по Оке; - разбил силы волжских булгар; - уничтожил окончательно Хазарский каганат; - воевал с Византией. Но поначалу Святослав был союзником Византии. К нему обратился император за помощью в подавлении восстания в Болгарии. Святослав, подавив это восстание, решил не уходить на Русь, а перенести свою столицу на Дунай. Началась война: союзники стали врагами. Окончательная нормализация отношений с Византией наступила при Владимире 1 в результате крещения Руси. Крупнейшим восточным соседом был Хазарский каганат. Хазары поначалу до Олега собирали дань с некоторых славянских племен (полян, северян, радимичей). Византия науськивала Русь против хазар из-за столкновения на Черном море и религиозных распрей (хазары были иудеями). Окончательно разбил Хазарский каганат Святослав в 964 – 965г.г.. взяв Итиль на Волге и Саркел на Дону. Другим народом, который беспокоил Русь, были печенеги – кочевники, жившие в причерноморских степях: они совершали многочисленные набеги и даже убили Святослава в 972 году. При Владимире Святославиче 1 границы государства были укреплены засеками по берегам рек. На этих заставах попеременно служили представители самых разных восточнославянских племен. Это формировало у воинов единое государственное сознание и ответственность за всю Русскую землю. Окончательно разбил печенегов Ярослав Мудрый в 1036 году. Часть печенегов перешла на русскую службу, а главными противниками со стороны степей стали на 2 века половцы –народ тюркского происхождения, пришедший на место печенегов. Отношения с Западной Европой стали особенно развиваться после крещения Руси, когда она вошла в семью христианских европейских государств. Начались заключаться династические браки: внуки Владимира были женаты на польской, немецкой и византийской принцессах, внучки стали королевами Норвегии и Венгрии, а Анна Ярославна стала королевой Франции Подводя итоги, подчеркните особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси, отметьте, что укрепление отдельных княжеств и особый порядок передачи Киевского престола создавали условия для княжеских усобиц, а впоследствии для распада Киевской Руси. |