Древнийвосто к
Скачать 170.5 Kb.
|
Теоретические вопросы для подготовки к экзамену Д Р Е В Н И Й В О С Т О К. Предпосылки, особенности и основные этапы складывания государства на Древнем Востоке. Ответ: Первые очаги древней человеческой цивилизации появились на ближнем востоке, а тому не удивительно возникновения государства. Цивилизационные центры: 1.Египет 2. Индия 3.Месопотамии 4. Китай Причины цивилизационного центра наиболее вероятный фактор в указанной территории государств оптимальная природная среда. Две интерпретации понятия «Древний Восток». 1. Географическая - от современных Туниса на западе до Китая и Японии - на востоке; от Эфиопии на юге до Кавказа и южного побережья Аральского моря - на севере. В методических целях выделены 4 цивилизационных центра: древние Египет, Междуречье, Индия и Китай. 2. Историко-культурная - со 2-й пол. IV тыс. до н. э. (первые государства в Египте и Месопотамии) до IV в. н. э. (разложение рабовладения в Индии) - «цивилизационное утро» человечества Характерная особенность древних цивилизаций - высокая степень зависимости от природно-климатических условий. На 4 центра Древнего Востока -влияние великих рек: Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. ной собственностью. Размытость социальной структуры. Два центра собственности - община и государство (в лице неограниченных правителей) - формировали две основные социальные группы: непосредственных производителей - общинников и собственников - управляющих (правители, жречество, чиновничество). Формально общинники - свободное население, но постепенно шло подчинение общины государству, степень законченности которого в различных цивилизациях проявлялась по-разному. Община поглощалась государством, ее отношение к собственности ограничивалось коллективным пользованием землей и водой, принадлежавшими правителям, храмам и вельможам, которые, однако, тоже могли получать недвижимость от централь- ной власти. Непосредственный производитель ограничивался в правах и часто рассматривался как работник на службе государства, получающий натуральный паек. Но община как низовая ячейка организации общества сохранялась и даже вдысервировалась. Существенна роль рабов. Раб - не субъект, а объект права. Особенности древневосточного рабства: 1) рабы - собственность государства 2) часть рабов эксплуатировалась на патриархальной основе Древневосточная деспотия как форма рабовладельческого государства на Древнем Востоке. Ответ: Древневосточная деспотия – особый исторический тип государства характерный для древнего востока, полный произвол правителей, бесправием подданых, наличие развитого бюрократического аппарата и постоянная потребность в экстенсивном, территориально-экономическом расширении. Основные причины формирования деспотии: Ирригационное хозяйство Военно-политический фактор Возникновение культов и храмов Характерные черты: Неограниченная власть монарха, много аспектный характер. Разветвлённый централизованный бюрократический аппарат Агрессивный характер Тотальный всеобъемлющий контроль Возникновение и особенности древневосточного права1. Законник Хаммурапи - памятник древневавилонского права. Ответ: Источники права Месопотамии: 1) обычное право продолжало регулировать часть местных споров, семейных и уголовных преступлений; часть норм обычного права закреплялась законодательно, став составной частью писаных законов; 2) религиозно-этические произведения: «Шурпу» 3) древнейшие шумерские законы, в т.ч. первый писаный сборник законов Ур-Намму законы царств Ларсы ,Эшнунны , Исины 4) свод законов вавилонского царя Хаммурапи (ЗХ) - первый известный современной науке сборник писаных законов. Черная базальтовая стела, на которой был высечен текст законов, была найдена в 1901 г. французскими археологами при раскопках города Сузы. На структуру повлияли мораль и религия (совпадение перечней тяжких грехов в «Шурпу» и преступлений в законах Хаммурапи). Характерные черты: 1) пережитки древних обычаев: «принцип талиона» («око за око...»; коллективная ответственность общины 2) казуистичность, формализм - рассмотрение конкретных случаев вместо обобщений, 4) примитивность правовой техники, допущение самосуда (пойманный при краже на пожаре должен быть брошен в огонь) 5) связь права и религиозного ритуала, символичность норм (кормилица, подменившая вверенного ребенка, каралась отрезанием груди) 6) прямое жесткое вмешательство государства в большинство сфер человеческих взаимоотношений Имущественные отношения Субъекты права собственности на землю: царь* храмы, общины и частные лица. Договоры займа. Политика государства в отношении ростовщиков двояка: 1) стимулировалось ростовщичество крупных торговщев; 2) сдерживался рост долговой зависимости основной массы трудящихся через а) ограничение процентов и б) срока долговой кабалы (3 года); в) аннулирование долга в случае их превышения; г) правомерность неупла- ты долгов в случае войн или стихийных бедствий; д) недопущение жестокого обращения кредитора. Брачно-семейное право. Патриархальная власть хозяина дома. -Брак -письменный договор между женихом и отцом невесты. -Согласия последней не требовалось. - Не устанавливались для нее и возрастные рамки (обычно - с 7-8 лет). - Запрещались кровосмесительные браки. -Разрешался брак свободной и раба, принадлежавшего мушкенуму или служившего во дворце. -Их дети лично свободны. -Жених вносил тархатум - выкуп семье невесты за потерю рабочей силы, а невеста – приданое. -Нарушение договора женихом каралось потерей тархатума; тестем - уплатой двойного тархатума. -Моногамность брака распространялась лишь на женщину. -Муж мог иметь рабыню, узаконивая по желанию детей от нее, а при бездетности жены - брать наложницу. -Жена, изменившая мужу, утоплялась, а убившая его - сажалась на кол. Развод: при бесплодии жены - с возвратом выкупа и приданого; при ее расточительности и недостойном поведении - без возмещения, и с оставлением в доме как рабыни. Женщина могла требовать статьи в брачном договоре, запрещающей закладывать ее за долги. Если ей удавалось доказать, что муж долго «ходит из дома и очень позорит свою непорочную жену» или покинул общину (плен), оставив ее без средств, она могла расторгнуть брак. Женщина из авилумов могла распоряжаться приданым, заключать сделки в присутствии мужа, сына. Отношения между родителями и детьми также носили патриархальный характер. По Законам Хаммурапи отец, хотя и потерял уже право жизни й смерти над детьми, но мог отдать их в долговую кабалу, дочерей - в жрицы-блудницы. Сын, поднявший руку на отца, лишался пальцев. Наследование по закону в пределах семьи. Сыновья получали равные доли, сестрам выделялось приданое. Вдова получала часть имущества на прожиток, но оно возвращалось сыновьям при ее уходе из дома (смерти). Распространялось наследование по завещанию. Отец мог лишить сына наследства или увеличить долю одного из них, отдать часть имущества жене. Преступление и наказание. Наблюдались а) сочетание рудиментов регулирования из обычного права с традиционной для восточных законов суровостью наказаний; б) казуальность, но отдельные статьи показывают понимание необходимости разных наказаний за собственно деяние и разные формы соучастия, учет обстоятельств совершения преступления. Группы преступлений: 1) против личности: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление, клевета; 2) должностные и воинские; 3) против имущества: кража, грабеж, снятие знаков рабства, мошенничество, повреждение, уничтожение чужого имущества; особо жестоко наказывались преступления против дворцовой или храмовой собственности; 4) против семьи и нравственности: кровосмешение, изнасилование, супружеская неверность, распутное поведение жены, похищение или подмена ребенка. Цели наказания - возмездие, устрашение, возмещение ущерба. Широко применялся принцип талиона, доведенный до объективного вменения. Виды наказаний: 1) смертная казнь в формах сожжения, утопления, са-жания на кол; 2) членовредительные наказания: отрубание рук, пальцев, отрезание языка, ушей, переломы костей, выбивание зубов; 3) денежные штрафы. Неравнозначность наказаний для разных социальных слоев: принцип талиона реализовался только при равном социальном статусе сторон, а все формы покушений на личность раба наказывались, максимум, штрафом. Судебный процесс. Отсутствовала фиксация четкой разницы между уголовным и гражданским судопроизводством, применялись два типа судебного процесса - состязательный и инквизиционный. Состязательный процесс - по большинству составов преступлений. Инициаторы - частные лица - истцы, потерпевшие. На них же: а) доставка ответчиков в суд (кроме особо опасных преступников); б) сбор доказательств. Состязательный процесс мог быть прекращен по соглашению сторон. Инквизиционный процесс - по делам об особо опасных преступлениях. Дела возбуждало государство, бравшее на себя доставку обвиняемого в суд, сбор доказательств. Он не мог быть прекращен и при примирении сторон. Виды доказательств: вещественные доказательства; документы, удостоверяющие сделки; внешние следы преступления; показания свидетелей, особенно те, которые сопровождались клятвой (клятву могли давать и истец с ответчиком); судебные испытания - ордалии. Символ окончания дела в суде - выдача судьей итогового приговора, изменить который он не мог. Приведение в исполнение приговоров к высшей мере наказания и членовредительству было немедленно и публично. Общественный и государственный строй Древней Индии. Ответ: В III-II тыс. до н.э. в долине Инда возникла протоиндийская цивилизация, ее центры - города, недалеко от нынешних селений Мохенджо-Даро и Хараппа. II тыс. до н.э. - с вторжением кочевых индоиранских племен Ариев, покоривших местное население (дравидов). Конец II тыс. до н.э. - появление племенных союзов и первых монархий ариев в Северной Индии. Во внутренних районах сохранялись раннеклассовые республики - ганы и сантхи. Нач. VI в. до н.э. в Индии - 16 значимых государств, лидер которых - Магатха в средней части долины Ганга. Общественный строй. В основе - самоуправляющаяся община, замкнутая и отличавшаяся живучестью. Специфика - варново-кастовая система -жесткое разделение людей по замкнутым группам, статус которых закреплялся авторитетом религии.. Первая форма разделения - 4 варны: 1) жрецов - брахманов; 2) воинов и администраторов - кшатриев; 3) земледельцев и скотоводов- вайшьев; 4) неимущих и неполноправных - шудр. Государственный строй. Специфика: 1) живучесть пережитков военной демократии; 2) отсутствие многих элементов, характерных для деспотий, в 1 очередь - самой централизованной бюрократической монархии. Даже империя Маурьев - скорее объединение полуавтономных провинций и республик. Верховная власть у раджи Центральный аппарат (на примере империи Маурьев). Высшие сановники (брахманы, мантрины) объединялись в высший совещательный орган (мантрипаришад), который мог ограничить царскую власть. Местное управление. Страна делилась на: царские земли, управляемые дворцовым аппаратом под личным надзором царя; джанапады - провинции, управляемые членами семьи царя; полуавтономные княжества со своими правителями; автономные ганы - республики с аристократической или демократической организацией власти (уникально для Древнего Востока). Функции правителя: защита территории, поддержание порядка, налогообложение, ведение общественных работ. Провинции делились на округа (ахал) с окружными начальниками («думающими обо всех делах»). Общины управлялись представителями царя - старостами (графика), выбираемыми из зажиточных крестьян. Старосты и состоявшие при них сборщик податей, счетовод, стражник освобождались от уплаты части налогов. Важнейшие вопросы ирригации, землевладения и землепользования решались общинными собраниями или советом старейшин. Армия - из наследственных воинов - кшатриев, наемников и воинов, присылаемых торговыми объединениями, вассалами. Она включала конницу, пехоту, колесницы, боевых слонов; выполняла и полицейские функции. Суд не был отделен от администрации. Высший судья - раджа, рассматривавший дела вместе с советниками. Общинный суд разбирал вопросы землепользования внутри общины, мелкие административные нарушения. Особенность - появление специально назначенных раджей судей, часть которых постоянно закреплена за округом, а часть - «разъезд- ные». Имелись также чиновники, осуществлявшие розыск и преследование, а также палачи. Законы Ману: памятник древнеиндийского права1. Ответ: Источники права. Древнейшие - обычаи, первые кодификации которых - во 2-й пол. I тыс. до н. э. Связь с религией - правовые памятники Индии - записи религиозноэтических норм поведения человека - дхарм (сборники дхарм - дхармашастры.) Особо известна Манавадхармашастра (Законы Ману) II в. до н.э. Регулирование имущественных отношений. Несмотря на сохранение общины, рано развилась частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. Семь законных способов приобретения имущества: наследование, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение подарка. Право собственности на имущество утрачивалось при оставлении имущества без внимания на 10 лет; исключение - при беспорядках в государстве, для малолетних и больных). Собственник, обнаруживший свою вещь и доказавший свое право, мог потребовать ее обратно. Верховный собственник земли - раджа. Земля изъята из оборота. Раджа владел половиной добытых полезных ископаемых, к нему переходила собственность, у которой не было хозяина. Подробно разработаны обязательства. Условия недействительности договоров: заключение в нетрезвом состоянии, стариком, ребенком, а также лицом, не уполномоченным на это. Движимость свободно продавалась. При продаже недвижимости преимущественное право покупки - родственники, затем - соседи и кредиторы. Украденная вещь возвращалась владельцу, даже при обнаружении у добросовестного человека. Договор куплипродажи можно было расторгнуть в течение 10 дней. Брак. Патриархальная семья, господство мужа над женой, продажа сыновей. Кастовый принцип: смешанные браки ограничивались или запрещались и дети от них ущемлялись в правах. - Реально брак часто был продажей девушки. -Брачный возраст девушки - с 8 лет. - Единобрачие, нерасторжимость брака. -Наследство получали сыновья, при их отсутствии - братья, иные родственники; яри их отсутствии имущество поступало радже. Уголовное право. Преступления намеренные, случайные, совершенные по незнанию. Известны понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Система преступлений: 1) государственные (мятеж, выдача государственной тайны, противодействие радже, посягательство на государственную собственность; 2) должностные (торговля за счет казны, похищение товара, принадлежавшего радже, превышение полномочий и т.д.); 3) против личности (убийство в ссоре, убийство с применением насилия, убийство детей, брахманов, нанесение телесных повреждений, оскорбление словами и действиями; 4) имущественные (кража, грабеж, уничтожение и порча чужой собственности, поджог и т.д.; 5) против семьи и нравственности; 6) против системы варн (присвоение знаков отличий высшей варны, занятие места рядом с человеком, принадлежащим к высшей варне). Система наказаний: 1) смертная казнь, в т. ч. квалифицированная (посажение на кол, сожжение, утопление и т. д.); 2) членовредительские, от которых можно откупиться; 3) денежные штрафы; 4) клеймение; 5) изгнание из варны; 6) конфискация имущества; 7) заключение в тюрьму; 8) ссылка. Виды доказательств: свидетельство минимум 3 человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Особенности: а) формальное определение круга свидетелей; б) варново-кастовый принцип (свидетельствование брахманов - относительно брахманов, шудр- шудр; большая значимость лиц высших варн); в) наблюдения судей за психологическим состоянием участников тяжбы (волнение); г) внимание к сопутствующим «мистическим» фактам (несчастье в течение недели после суда - символ лжесвидетельства). Статус древнеиндийских варн по Законам Ману. Ответ: Специфика - варново-кастовая система -жесткое разделение людей по замкнутым группам, статус которых закреплялся авторитетом религии. Принадлежностью к этим группам регламентировалась вся жизнь человека: профессия, размер наследства, тяжесть наказания за преступление, даже имя, одежда и порядок питания. Первая форма разделения - 4варны: 1) жрецов - брахманов; 2) воинов и администраторов - кшатриев; 3) земледельцев и скотоводов- вайшьев; 4) неимущих и неполноправных - шудр. Члены трех высших варн, генетически связанные с индоариями, назывались «дваждырожденными». Шудры - потомки дравидов - не могли участвовать в обрядах, претендовать на высокое социальное положение, а зачастую - и на самостоятельное хозяйство. Изменения к сер. I тыс. до н.э.: 1) сблизились статусы вайшьев и шудр; 2) конфликты из-за сожительства членов разных варн - неясность статуса их детей; 3) ускорилась имущественная дифференциация внутри самих вари. Результат - перерождение варн в более многочисленные и практически монопрофессиональные касты, во многом сохранившие внутреннюю организацию, ритуалы, обряды, нормы внутреннего и внешнего общения, украшения и даже привычки по сей день Особая группа - представители самых непрестижных профессий (работники скотобоен, мусорщики, могильщики, палачи и т.д.), часто стоявших вне каст и считавшихся неприкасаемыми. А Н Т И Ч Н О С Т Ь Полисное устройство античного государства: предпосылки возникновения, сущность и основные закономерности развития. Ответ: Место возникновения Древних Афин - Аттика (юго-восток Балкан), делившаяся на три части: - горную Диакрию; -равнинную Педиэю, -приморскую Партию. Гористость окруженного морем полуострова повлияла на специфику общества и государства: 1) замкнутость горных долин затрудняла объединение населявших их общин в единое целое - Древняя Греция - совокупность мелких государств; 2) малая плодородность почв и отсутствие больших рек - невозможность земледелия древневосточного типа, ранняя Индивидуализация труда и собственности на землю, приоритет личности перед обществом; 3) нужда в импорте хлеба - ранняя товарность хозяйства, развитие экспортных отраслей (виноделие, оливководство), особая роль Морской торговли, ремесла и связанных с ними социальных групп. Формирование государственности на Балканах, в т.ч. в Аттике, началось ни рубеже III-II тыс. до н.э. - возникла Микенская цивилизация греков-ахейцев, близкая древневосточным. Этот путь продолжения не получил, в ДО., из-за специфики природы Балкан - нет экономической обоснованности деспотических структур. Микенские монархии рухнули на стыке ХП1-ХН в. до н.э. под ударом вторгшихся племен дорийцев. Специфика Древней Греции - вынужденный «повторный старт» от родового строя. Клисфена).'>Формирование и основные этапы развития государства в Аттике (от реформ Тесея до реформ Клисфена). Ответ: Этапы развития нового общества и государства в Древних Афинах: 1.XI-IX вв. до н.э. - предполисный «гомеровский» период, или «темные века», характеризовавшийся господством родоплеменных отношений; 2. VIII - начало V вв. до н.э. - архаический период, в ходе которого шло формирование полисного типа общества и государства; 3. V в. до н.э. - классический период, характеризующийся расцветом Афин. 4. Конец V - IV вв. до н.э. - кризис афинской демократии, завершающийся включением Афин в состав Македонской империи. Реформы, приписываемые легендарному басилевсу Тесею - начало сложения государства: 1) синойкизм- объединение четырех племен Аттики в единый народ, создание единого совета старейшин, культового центра в Афинах; 2) афиняне, независимо от племен, разделены на: эвпатпридов -родовую знать; демиургов - ремесленников; геоморов -земледельцев. Реформы архонта Солона (594 г. до н.э.). Цель - поиск компромисса между демосом и знатью - обусловила их двойственный характер. 1, Отмена долгов и долгового рабства для афинян, введение земельного млкснмума, ограничение ссудного процента, возврат заложенных земель и проданных за границу рабов-афинян на родину. 2. Деление афинян по годовому доходу на 4 разряда, имевших соответствующее место в войске (каждый вооружался сам) и роль в управлении: а) пентакосиомедимы - служили в кавалерии и имели исключительное право занимать посты архонтов и заседать в ареопаге; б) всадники, служившие в кавалерии и имевшие право занимать прочие должности; в) зевгиты, служившие в гоплитах - могли занимать низшие посты; г) феты.- служили во вспомогательных силах и участвовали только в народном собрании и суде. 3. Создание Совета четырехсот - в него избирались по 100 представителей первых трех разрядов от каждой филы. Совет готовил повестку дня и Проекты решений народных собраний. 4. Создание коллегии судей - гелиэи, включавшей лиц из всех разрядов. Значение реформ: а) удар по родовой организации общества и привилегиям аристократии; б) отмена долгового рабства - сложение классического рабовладения; в) при определении статуса знатность уступала место богатству; г) расширилась политическая роль широких слоев собственников -организовывался новый тип управления - «народовластие» (демократия). Следующий этап захват власти лидером демоса Писистратом, провозгласившим себя тираном в 560 г. до н.э. Новые реформы: 1) конфисковал и распределил среди демоса земли погибших или эмигрировавших эвпатридов; 2) ввел 10% подоходный налог; 3) начал строительство флота и общественных сооружений, дававшее оплачиваемую занятость; ввел 4) разъездных Судей, 5) постоянную дружину, частично оплачиваемую за счет налогов. Некоторые специалисты, указывая на формирование Писистратом постоянной армии и налоговой системы, называют его создателем афинского Государства. В последующей борьбе в 509 г. до н.э. победил лидер демоса Клисфен, который провел новые реформы. Родоплеменное деление замялось территориальным. Аттика разбивалась на 30 частей - триттий, из которых 10 составлял город Афины, 10 -прибрежная и 10 - внутренняя горно-земледельческая часть страны. 3 тритии, из трех разных частей страны, составляли новую самоуправляющую 1Врриториальную политическую и военную единицу - филу (всего -10 фил). Совет четырехсот заменялся Советом пятисот. В этот совет, руководивший страной между народными собраниями, выбирались по 50 представителей от каждой новой филы. Расчленение старых родов по разным триттиям привело к конкуренции эвпатридов разных племен на выборах между собой и общему ослаблению их позиций. Сужалась власть архонтов, часть полномочий которых передавалась новому органу - коллегии десяти стратегов. Вводилась процедура остракизма. На ежегодном особом народном ообрании ставился вопрос о наличии в стране лиц, опасных для государства. Если таковые назывались, то на втором созыве собрания каждый участник писал на глиняном черепке («остраконе») имя опасного, по его мнению, человека. Осужденный большинством изгонялся из страны на 10 лет. Реформами Клисфена завершалось формирование основных элементов государственного механизма афинской демократии. Новое афинское государство успешно выдержало в начале V до н.э. серьезную проверку на прочность - греко-персидские войны Побед Государственное устройство Афинской рабовладельческой демократии в V-IV вв. до н.э. Ответ: Понятие «полис» - это особый тип общества во всем многообразии его проявлений. В Древней Греции - 2 основных типа полисов: -аграрный (Спарта) -торговоремесленный (Афины). |