Главная страница
Навигация по странице:

  • иконописное искусство.

  • Контрольные вопросы для проверки знаний: 1. Назовите причины образования Древнерусского государства.

  • Термины и понятия: История

  • Город

  • Дружина

  • Ии. семинар 2. Вопрос о предках славян


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВопрос о предках славян
    Дата14.03.2023
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар 2.docx
    ТипДокументы
    #989181
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб. Она находилась близ двора теремного великокняжеского к востоку и, следовательно, по всей вероятности, служила вначале церковию придворною, в которой молился сам русский равноапостол, а может быть, считалась потому между церквами Киева и главною, или соборною, пока для этой цели не был построен особый храм. Церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, как не без основания догадываются, и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, потому что сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам, и по способу построения своего совершенно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом.

    Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора теремного к юго-западу и именно место, орошенное кровию первых двух христианских мучеников на Руси — варягов Феодора и Иоанна, вкусивших смерть во дни Владимирова язычества. Основанная в 989 г. с благословения митрополита Михаила, церковь эта строилась в продолжение семи лет мастерами, нарочно вызванными из Греции, которые, вероятно, тогда же перестроили, по воле великого князя, и церковь Васильевскую. В 996 г., когда храм Пресвятой Богородицы был окончен и освящен, царственный храмоздатель торжественно вознес в нем, подобно Соломону, молитву к Богу.

    Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении со врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них. Эта церковь представляет собою первый опыт построения церквей так называемых обыденных, умножившихся у нас впоследствии: она несомненно воздвигнута была в один день или в самое короткое время, потому что по сооружении ее, говорит летописец, князь праздновал в Василеве восемь дней со своими боярами, посадниками, старейшинами из всех окрестных городов и множеством народа, раздав и убогим 300 гривен.

    В тот же период времени митрополит Иоанн воздвиг (1008) две каменные церкви: одну в Киеве во имя святых апостолов Петра и Павла на Берестове, а другую — в Переяславле, где имели тогда местопребывание наши митрополиты, во имя Воздвижения Честного Креста Господня.
    Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.

    Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

    В 842 году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение "что есть икона" (по-гречески "икона"-подобие, изображение). Суть его в том, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и неведомо, но его человеческий образ. "Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок."

    Особенность русской иконописи. Древнерусские иконы имеют индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

    Музыкальное искусство на Руси было представлено как пением, сопровождавшим церковное богослужение в христианских храмах, так и светской музыкой.

    Поначалу церковное пение испытывало значительное византийское влияние, было одноголосым, с привлечением греческих и болгарских (южнославянских) певцов.

    В свою очередь, светская музыка широко сопровождала и торжественные государственные церемонии, и празднества, и княжеские пиры. Первые древнерусские актеры-скоморохи, выступая и в княжеских хоромах, и на городских площадях, умели и плясать, и петь, и играть на различных инструментах — трубах, бубнах, рожках, волынках и пр. Былинные сказители вели свое неторопливое повествование о героической истории Отечества под звучание струн старинных гуслей.
    Контрольные вопросы для проверки знаний:

    1.Назовите причины образования Древнерусского государства.

    Причины образования древнерусского государства прослеживаются в постепенном расслоении общин, формировании неравенства в плане имущества, появлении классов. Само образование Руси связывают с периодом княжения Олега в Новгороде. Впервые понятие древнерусского государства встречается в «Повести временных лет» и связано оно с походом князя Олега на Киев в 882 году.

    2.Перечислите названия кочевых народов, совершавших набеги на южные границы Киевской Руси.

    Первые кочевники которым славяне платили дань - Хазары. На место хазар пришли печенеги. Печенежские племена постоянно совершали набеги. Грабили, убивали, уводили в плен, продавали в рабство. Уход печенегов стал результатом не только заслугой русских князей. Во второй половине XI века в степи набирали силу половцы. Эти кочевники были более грозной и организованной силой.

    3.Что представлял собой социально-экономический строй Киевской Руси?

    Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

    На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

    4.Каково было положение смердов, холопов, закупов?

    Закупы - категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве становились разорившиеся общинники, получавшие от землевладельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. Смерды - крестьяне-общинники в Древней Руси (9-14 вв.). Изначально свободные, с развитием социально-экономических отношений постепенно попадали в зависимость. Холоп - в 10 - начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Xолопома становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.

    5.Каковы были основы политического строя Киевской Руси?

    Основу политического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти. Вече — народное собрание — ограничивало княжескую власть элементами общественного самоуправления. Народные старейшины — «старцы градские» — являлись полноправными участниками княжеской думы.

    6.Перечислите функции княжеской власти.

    Главными функциями княжеской власти были оборона земли и суд. Летописи полны известиями о походах князей на половцев, литву, чудь, мордву и болгар, которые нападали на русские земли.

    7.Какие памятники архитектуры Киевской Руси вы знаете?



    8.Назовите важнейшие литературные произведения Киевской Руси.

    «Повесть временных лет», «Поуче-ние» Владимира Мономаха и «Слово о полку Игореве».
    Термины и понятия:

    История - важнейшая общественная наука\описание прошлого мира, страны, событий\процесс развития общества от этапа к этапу.

    Первобытное общество - период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    Большая семья - Состоящая из нескольких семей нуклеарных, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

    Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).

    Политеизм - система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

    Монотеизм - религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

    Племя - может обозначать форму как этнической, так и политической организации. Племя не обязательно обладает территорией проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.,

    Союз племен - объединившиеся в союзы, которые охотятся и добывают пищу вместе, для большей эффективности труда

    Цивилизация - общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой.

    Община - многозначное слово, которое может соответствовать таким словам как коммуна и сообщество; совокупность представителей определённого вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и тому подобное (религиозная, национальная община).,

    Город - населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сферы сельского хозяйства.

    Вече - это главная форма самоуправления в Древней Руси 10-16 веков, собрание, сходка городской или племенной общины для решения вопросов войны и мира, избрания князей и воевод, принятия законов, решения вопросов по договорам с другими землями, житейских повседневных вопросов.

    Князь - глава феодального монархического государства (княжества) или отдельного политического образования (удельный князь).

    Боярин - в узком смысле высший слой феодального общества.

    Дружина - княжеское войско.

    Законодательство - издание законов; а также свод законов\система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением.

    Дань - натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком.

    Смерд - категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены.

    Холоп - Лицо, находившееся в зависимости по форме близкой к рабству.

    Закуп - категория зависимого населения в Древней Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта