Главная страница
Навигация по странице:

  • Вывод.

  • Список использованных источников.

  • Иглин Н.А., ВШЭНиГ, 113205, ПЗ по философии №1.. Вопрос. Почему язык философии принял категориальный характер Ответ


    Скачать 23.55 Kb.
    НазваниеВопрос. Почему язык философии принял категориальный характер Ответ
    Дата04.05.2023
    Размер23.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИглин Н.А., ВШЭНиГ, 113205, ПЗ по философии №1..docx
    ТипДокументы
    #1109396

     Иглин Н.А., ВШЭНиГ, 113205, ПЗ по философии №1.


    Вопрос.

    Почему язык философии принял категориальный характер?

    Ответ.

    Язык, на котором говорит философия, устанавливается ее внутренней природой, предметностью, своеобразностью философского знания, а также той ролью, которую она играет в духовной культуре общества.
    Язык философии – это язык категорий, тех довольно таки общих понятий (дух – материя; необходимость – случайность; добро – зло; прекрасное – безобразное; истина – заблуждение и т.д.), на котором строятся ее вечные предельные вопросы и на них же даются разумные ответы. 

    Категории – универсалии, наиболее общие мысли, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство и т.д. Категории показывают наиболее общие связи, отношения вещей. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явления, а к любым явлениям (например, ни в науке, ни в практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины). Основным из них является роль категорий в познавательной деятельности человека. Они служат средством мысленного деления и упорядочивания мироздания, благодаря чему наше мышление способно не только понимать, но и категоризировать.

    Категории создают каркас философской науки. Поскольку философия – наука постижения всеобщего, закономерного, то оно может быть выражено только языком философских категорий. Отсюда и специфика языка философии – его категориальность.

    Язык философии имеет категориальный характер, т. е. все многообразие философских понятий можно свести к ряду категорий.
    Философские категории (от греч. categoria — утверждение, обвинение, признак) — наиболее общие и основные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. Они являются одновременно универсальными формами и упорядочивающими принципами мыслительного процесса .

    Вывод.

    Видимо, по той причине, что сама философия тесно связана с категоризацией действительности. С этим, в частности, тесно связана причина появления и развития так называемых логико-философских и философских искусственных языков, которые, по мысли, их создателей должны были наиболее полным образом представлять распределение различных типов субстанций и соответствующих акциденций по категориям. Отдельная проблема заключается в том, что для осуществления подобных целей искусственные языки все-таки лучше подходят, поскольку их можно сконструировать нужным образом (исходя из тех целей, которые отдельно взятый философ ставит перед собой). Но большинство философов, как известно, использовало в своих работах естественные языки, соответственно, их требовалось адаптировать под нужды исследований этих философов. Таким образом, само стремление философии к созданию подобного рода классификаций предопределило, как мне думается, и особенности ее языка.

    Язык философии приобрел категориальный характер из-за влияния логики и формальных рассуждений на философский дискурс. Многие философы используют логические концепции и принципы для структурирования и анализа своих аргументов, и это может включать использование категориальных терминов и понятий.

    Список использованных источников.

    1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 251.

    2. Гуртовцев А.Л. О категориях и понятиях материалистической философии.

    (комментарии из работы Гуртовцева А.Л.”Разум против религии”, 2013 г., С. 27).

     



    написать администратору сайта