Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Человек - творец, художник.

  • Предпосылками возникновения данного направления

  • В Реформации выделяются два основных течения

  • Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации

  • Вопрос 19. Становление научной картины мира.

  • Вопрос 20. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

  • Философия Макиавелли

  • Кампанелле, в Городе Солнца

  • ответы к экзамену философия. Вопрос Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре


    Скачать 137.95 Kb.
    НазваниеВопрос Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре
    Анкорответы к экзамену философия.docx
    Дата23.03.2017
    Размер137.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы к экзамену философия.docx
    ТипДокументы
    #4088
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Антропоцентризм - принцип возрожденческой философии.

    Возрождение, или Ренессанс (XV-XVI вв.) это время, когда Европа вдруг заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца.

    Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

    Наряду с антропоцентризмом специфика Возрождения представлена также секуляризацией, т. е. эмансипацией науки, политики и морали от религии.

    Идеалом становится не религиозное, а светское знание, знание, опирающееся на конкретные факты, опыт и разум. Ошибочно было бы утверждать, однако, что Ренессанс время безбожия или безразличия к религии.

    Просто религиозные вопросы перестали быть центральными в научно-поисковой деятельности философов, а авторитет античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. От Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая многообразный и чувственно воспринимаемый мир.

    2. Человек - творец, художник.

    Философское мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к человеку. Человек ведущее звено всей цепи бытия. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом и скульптором самого себя. Идея самоконституирования человека, вера в то, что человек может стать тем, кем хочет, характерная идея Возрождения. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность человеческой личности. Формируется новый тип личности «ренессансный человек». Он отличается титанизмом (совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (реализует себя сразу в нескольких областях).

    Ренессансная концепция человека содержала и опасную по своим последствиям мысль обожествление человека. Человек стал рассматриваться как всемогущее существо, ничем не детерминированное. Девиз эпохи Возрождения «Могу!». В нем выражена вера в безграничные возможности человека. На смену идее Богочеловека шла идея человекобожества.

    Обычно эпоха Возрождения запоминается по великим произведениям ее гениев. Но на массовом уровне Ренессанс дал неожиданный моральный обвал, связанный с реваншем язычества (ведь речь шла о «возвращении» к античности) над христианской аскезой. Нравственно ослабевший человек Ренессанса оказался уже не способным выносить те тяготы существования, которые христианизированный человек средневековья выносил с достоинством. В итоге возник заказ на новую машинную технику, которой предназначалась та же самая роль, что рабам в античности: на нее перекладывалось бремя физического труда.

    3. Гуманизм.

    Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал.

    Мыслители и художники эпохи Возрождения противопоставляли эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.

    Интеллектуальная элита Ренессанса отвергала схоластические споры о категориях и их дефинициях (определениях), она стремилась знать сами явления природы и общества, жизнь как она есть.

    Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

    Предпосылками возникновения данного направлениябыли:

    • кризис феодализма;

    • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

    • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

    • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

    • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

    • распространение в Европе идей гуманизма;

    • рост самосознания личности, индивидуализм;

    • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

    В Реформации выделяются два основных течения:

    • бюргерско-евангелическое;

    • народное.

    Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

    Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

    Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

    Основные идеи М. Лютерасводились к следующим:

    • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

    • между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

    • необходимо упрощение обрядов;

    церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

    • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

    • должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

    • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

    • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

    • необходимо запретить индульгенции.

    Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

    Согласно Кальвину:

    • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

    • смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

    • все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

    • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

    • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

    • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

    • успех в работе — признак богоизбранности;

    • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

    • возглавил реформационное движение в Женеве;

    • добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

    • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

    • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

    Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

    Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г, через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации,смысл которых в следующем:

    • необходимо реформировать не только Церковь, но общество

    в целом;

    • цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

    • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

    • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

    • жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

    • власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

    В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

    Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

    Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

    • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

    • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

    Вопрос 19. Становление научной картины мира.

    Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

    • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);

    • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

    • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей:поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

    • едины идея и материя;

    • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

    • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

    • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

    • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

    • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;

    • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" —термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом

    идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

    Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

    • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

    • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

    • все космические тела движутся по собственной траектории;

    • космос бесконечен;

    • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

    Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

    • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

    • Вселенная не имеет центра и бесконечна;

    • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

    • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

    • число миров во Вселенной бесконечно;

    • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

    • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

    Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г .

    Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

    • изобрел телескоп;

    • с помощью телескопа исследовал небесные тела;

    • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

    • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

    • открыл спутники вокруг других планет;

    • исследовал динамику падения тел;

    • доказал множественность миров во Вселенной.

    Галилеем был выдвинут метод научного исследования,который заключался в:

    • наблюдении;

    • выдвижении гипотезы;

    • расчетах воплощения гипотезы на практике;

    • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

    Вопрос 20. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

    Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение всоциально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

    • философия Реформации;

    • политическая философия;

    • философия социалистов-утопистов.

    В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли(1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавеллиопирается на следующие основные положения:

    • человек обладает изначально злой природой;

    • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

    • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

    • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

    • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

    • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

    • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

    • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

    Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

    В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства,где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

    Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

    Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г . являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г . — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

    Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

    Согласно Т. МорувУтопии:

    • не существует частной собственности;

    • все граждане участвуют в производительном труде;

    • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

    • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

    • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

    • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

    • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

    • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

    • все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

    • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

    • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

    • отсутствует частная собственность;

    • все граждане участвуют в производительном труде;

    • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

    • труд совмещается с одновременным обучением;

    • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

    • солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

    • большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

    • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

    Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта