Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Провиденциализм. Время.

  • 4. Символизм. Средневековая герменевтика.

  • 5. Реализм и номинализм.

  • 6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.

  • Вопрос 16. Религиозное учение Августина Блаженного.

  • Аврелий Августин (Блаженный)

  • Вопрос 17. Философия Фомы Аквинского (томизм). 1. Фома Аквинский

  • 5. Историческое значение философии Фомы Аквинского

  • Вопрос 18. Специфика философии эпохи Возрождения.

  • ответы к экзамену философия. Вопрос Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре


    Скачать 137.95 Kb.
    НазваниеВопрос Предмет философии. Функции и сущность философии, ее место и роль в культуре
    Анкорответы к экзамену философия.docx
    Дата23.03.2017
    Размер137.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы к экзамену философия.docx
    ТипДокументы
    #4088
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Вопрос 15. Общая характеристика средневековой философии.

    1. Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.

    Особенности философии Средневековья:

    1. философское учение средневековья теоцентрично (все в мире определяет Бог);

    2. философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления церковная догма), монотеистична;

    3. постулирование Бога как мировоззренческого начала.

    Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). «Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее».

    Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет Библия.

    Философия Средневековья это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза истолкование).

    Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны).

    Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли монолог (назидание, проповедь).

    В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля.

    2. Креационизм.

    Философия Средних Веков основывалась на креационизме. Креационизм мировоззрение, согласно которому весь существующий наблюдаемый нами материальный мир был сотворен (создан) нематериальным Творцом некоторое определенное время тому назад.

    Креационизм является противоположным эволюционизму, эволюционному мировоззрению, согласно которому наблюдаемый нами материальный мир постепенно самоусложнялся от первобытного хаоса к современному состоянию.

    В отличие от эволюционизма, креационизм удовлетворяет научным критериям, в частности, второму закону термодинамики.

    Креационизм можно подразделить на научный и библейский. Научный креационизм основное внимание уделяет эмпирическим фактам, научным исследованиям, доказывающим сотворенность материи. Библейский креационизм большее внимание уделяет библейской картине мира и тем положениям Библии, из которых также явствует сотворенность материи.

    3. Провиденциализм. Время.

    Провиденциализм является одним из принципов средневековой философии. Провиденциализм религиозная интерпретация истории как осуществления божественного плана, промысла божия. Этот божий промысел спасительно направляет историю на достижение царства божия и недоступен человеческому пониманию. Исторический процесс при таком подходе предстает как раскрытие богочеловеческих отношений. Он характеризуется, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, а, с другой стороны, восхождением человека к Богу. Основная миссия истории понимается как спасительная, искупительная, исправительная, испытательная и назидательная. Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией религиозным учением о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека (индивидуальная эсхатология) и человечества (универсальная эсхатология). История изображается как процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели царству Эсхатона («царству божию»). У христианских мыслителей «царство божие» представляет собой мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек полностью соединится с Богом. Достижение «царства божия» это конечная цель и смысл человеческого существования.

    Апокалипсические (в данном случае пророческие) симптомы скорого конца являются источником страха перед земными страданиями и посмертным наказанием. Он принуждает христиан мириться с несчастьями и несправедливостью, толкает к покаянию и питает религиозное рвение.

    4. Символизм. Средневековая герменевтика.

    Символизм одна из особенностей средневекового мышления. Все явления мира знак и символ божественного присутствия, творения и неоставления. Постижение смысла божественных символов основная задача любого и «светского», и религиозного мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии. Ее толкование составляло сердцевину духовной культуры средневековья. Символизм породил особый способ познания комментирование как речевую встречу божественного откровения и человеческого постижения. Философствование осуществлялось в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования. Комментирование предопределило книжное изучение мира. Так, например, обсуждение вопроса о наличии пятен на Солнце осуществлялось как изучение трудов Аристотеля, а не самой звезды.

    Предельной реальностью для средневекового человека был Бог, ближайшей его Слово. «Вначале было Слово...». Мир есть ничто иное, как воплощение этого Слова. Он мыслился существующим потому, что было сказано, что он существует.

    5. Реализм и номинализм.

    Поскольку Слово лежало в основании мира и было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia всеобщее). В решении этой проблемы обозначились три подхода: реализм, номинализм и концептуализм. Реалисты настаивали на существовании общего (универсалий) до и вне отдельных вещей в форме мыслей-слов самого Бога. Средневековый реализм продолжал по существу линию Платона в решении вопроса о соотношении идей и вещей. В противоположность реалистам номиналисты стремились доказать, что общее (универсалии) это всего лишь имена, словесные метки, что в действительности или реально существуют только единичные вещи. «Универсалии» общие понятия, это слова и даже «звуки голоса», «номена» (nomina). Отсюда и «номинализм». Крайности реализма и номинализма по своему пытался преодолеть концептуализм. Концептуалисты исходили из того, что общее существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы эти вещи изучаем, в виде концепта (лат. conceptus понятие), выражаемого словом (именем). То есть общее (универсалии) не обладает самостоятельным существованием, однако оно реально существует в сфере ума в качестве категорий, или общих понятий, представляющих собой результат его, ума, абстрагирующей (обособляющей и обобщающей) деятельности.

    6. Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.

    Этимология слова «религия», по мнению древних авторов, указывает на следующие два основных его значения: во-первых, религия является определенным способом связи человека с Высшим Началом, а во-вторых, вытекающим отсюда благоговением и почитанием.

    В период западноевропейского средневековья в целом разделяли подобное понимание религии. Но акцент был смещен на вероучительный момент. Под религией понималась преимущественно вера или догма, которая определяла ее содержание. Дело в том, что религии Откровения, в том числе и христианство, предполагают определенные правила, регламентации, стандарты, ориентируясь на которые, их последователи интерпретируют свой жизненный опыт. Начиная с эпохи раннего средневековья вплоть до XVIII века главным в религии считались вероучительные вопросы. Под воздействием философии, которая в тот период была авторитетной дисциплиной, на первый план выдвигалась мировоззренческая сторона религии.

    7. Средневековая теодицея.

    Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В ту эпоху господствовал космоцентризм как тип фи-лософского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъ-ятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а не-редко и враждебен. Идеальное существование человека это жить в согласии с этим миром. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудро-сти как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма идейного течения, которое рассматривает чело-века как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

    В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоз-зрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека состоял в постижении божест-венного, приближении к нему и тем самым в спасении себя. Человек не верил в себя, он верил в бога. Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создава-лись предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и посте-пенного противопоставления ему.

    Вопрос 16. Религиозное учение Августина Блаженного.

    Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

    Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

    Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

    • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;

    • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

    • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

    • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

    • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

    • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

    • Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

    • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

    • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

    • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

    2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

    • Бог существует;

    • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

    • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

    • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

    • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

    3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

    • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

    • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);

    • обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

    • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

    • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

    • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

    Вопрос 17. Философия Фомы Аквинского (томизм).

    1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автортомизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

    Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

    2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

    Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

    • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

    • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

    • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

    • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

    • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

    3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

    разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

    • подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

    • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

    • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

    • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

    • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

    Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

    • все состоит из материи и формы (идеи);

    • суть любой вещи — единство формы и материи;

    • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

    • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

    • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

    4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

    • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

    • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

    • вера и разум дают истинное знание;

    • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

    • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

    • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

    • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

    • философия и теология — разные науки;

    • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

    • все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

    5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

    • даны пять доказательств существования Бога;

    • систематизирована схоластика;

    • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

    • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

    выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

    • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

    • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

    • логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

    В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

    В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

    Вопрос 18. Специфика философии эпохи Возрождения.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта