Ответы на экзаменационные вопросы по философии. 1. Мировоззрение, его структура и функции
Скачать 74.36 Kb.
|
1. Мировоззрение, его структура и функции. Мировоззрение- это система наиболее общих представлений о мире. Структура мировоззрения: 1) Знания – совокупность достоверных сведений о мире. 2)Убеждение – глубоко укоренившиеся знания в сознании человека(все знания чел), в истинности которых он не сомневается. 3)Ценности – это то, что представляет для людей опред. значимость. Делятся на материальные и духовные. Духовные представлены в форме политических, моральных, религиозных, эстетических, правовых взглядов и убеждений. Мировоззрение выполняет след.функции: 1) Систематизирует знания человека о мире. 2) Формирует ценностные ориентации у людей. 3) Регулирует познавательную и практическую деятельность людей. 2.Исторические типы мировоззрения Существуют различные классификации типов мировоззрения: 1)Построена в зависимости от субъекта или носителя. Мировоззрение отдельного человека, мировоззрение соц. группы, мировоззрение отдельного общества, мировоззрение конкретной исторической эпохи. 2)По системности и обоснованности представления о мире. - Нетеоретические формы (обыденное или повседневное мировоззрение, оно складывается в ходе обычной жизни, формируется стихийно, носит несистемный характер и некритично).Относится мифолог-е и религиозное. - Теоретическое: философ-е и научное.(обоснованые, способны к анализу) 3)Образованное с точки зрения генезиса фил: мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение – это мировоззрение возникло на ранних этапах развития общества и культуры. В переводе с греческого миф означает предание. Миф – это первая попытка в истории человека объяснить различные явления природы и общества. Миф формирует эмоциональную и образную картину мира. Представляет собой набор образов, соединенных по аналогии. Для мифа характерно представление о единстве человека и всех явлениях природы, слияние чувствительного и рационального представления реальности. Миф синкретичен, т.е. в нем в зарожд форме присутствует искусство, мораль, религия, право, наука, философия. Миф не критичен, выступает как форма коллективной памяти (в нем фиксируется память всего чел-ва). Миф всегда возникает как противоречие между знаниями и потребностями. Религия (лат- набожность, святыня) – это форма общественного сознания, совокупность представлений основанных на вере в сверхъестественное. (но форме- теорет; по составу- нетеорет) Религиозная вера основывается на системе не доказанных догм, в которые следует просто верить. В религии в отличие от мифа присутствует разделение на мир естественный и сверхъестественный (чем не можем управлять, не можем представить). Философия – это теоретическая форма мировоззрения, это система наиб общих рац-но обоснованных представлений о мире и человеке. Философское мышление –высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, фил-я в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни. Философское мышление представляет собой рефлексию (внутренний опыт, рассуждение)над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления и выступает в качестве мышления о самом мышлении. Поэтому философия содействует регулированию и осуществлению процесса познания, формированию истинного знания, становлению и развитию теории познания. Философское мышление развивает разум человека, раздвигает границы его творческой активности до познания общих принципов и законов мира в целом, углубляет его познавательные способности до постижения самых существенных свойств бытия, делает достоянием человеческой жизни гуманистические ценности всей культуры, позволяет освободиться от рутинного подчинения обыденности, консервативной повседневности, подняться над страстями, избавиться от порабощения потребительской психологии. Благодаря философскому размышлению человек не только постигает свой внутренний мир, преодолевает узконаправленное, предметное мышление, но и формирует новое знание о своих скрытых потенциальных возможностях и направлениях совершенствования, о своей миссии в обществе и на планете. 3.Возникновение философии. Философия – теоретическая форма мировоззрения, система наиболее общих, рационально обоснованных представлений о мире и человеке. Зародилась в середине 1-го тысячелетия до н.э. в 3х географических и культурно-обособленных регионах древней Греции, Индии и древнем Китае. Это было связано с переходом от бронзового века к железному и следствием данного процесса стало увеличение продуктивности труда, появление товарно-денежных отношений и классового расслоения. Вместе с тем усилилась борьба за власть, что приводило к разрушению догматического стиля мышления и формированию новых мировоззренческих ориентаций. Возникла необходимость в рациональном осмыслении мира. Выделяют три концепции возникновения философии: миогенная, гносеологическая, гносеомифогенная. 4. Предмет философии. Структура философского знания. Философия (греч., ввел Пифагор фило – люблю; софия – мудрость) Философия изучает природные и соц-е системы, человека и его мировоззрение. предназначение философии – это создание целостной картины мира и объяснение объективной реальности в системе логических категорий. Предмет часто носил житейский характер. В древности предметом был космос, в эпоху средневековья бог, в эпоху возрождения человек, а в новом времени философия стала изучать процесс познания, проблемы языка, культуры и сейчас она изучает мир как единое целое. Объектом философии выступает мир, как единое целое. Конкретные науки напр: химия, физика и т.д. своим предметом имеют законы и свойства, действующие в какой-то отдельной области материального мира, но предметом философии выступают законы, действующие во всех областях материального мира. Основные проблемы философии: 1)Проблема бытия и первоосновы всего сущ-го 2)Проблема познания мира 3)Проблема развития мира 4)Проблема человека и его место в мире Философия связана с наукой. В отличие от науки философия исключает эксперимент, носит универсальный характер (обобщает опыт др наук и выявляет наиболее общие закономерности развития мира), способствует гуманизации науки, опирается на совокупный духовный опыт, который выражен в нормах морали и различных формах общественного сознания. Философия, как форма обществ-го сознания связана с религией, мифологией и искусством. Но в отл. от них она оперирует не чувством, а разумом. Философия – теоретическая форма мировоззрения, система наиболее общих, рационально обоснованных представлений о мире и человеке. Отличительные черты философии: -всеобщность -абстрактность -критичность (сомнение) -рефлексия (внутренний опыт, рассуждение) Структура философии: 1) История философии 2) Онтология – изучает мир вообще (онтос-бытие) 3) Гносеология – изучает вопрос познания мира(гносис-знания) 4) Аксиология – учение о ценностях 5) Антропология – учение о человеке 6) Социальная философия – изучает специфику общ-ва и особенности его развития 7)Логика –фил-я наука о нормах, законах и методах познав-ной деятельности 8) Этика – Филос наука, изучающая мораль 9) Эстетика – философская дисциплина о чувственном восприятии мира, о сущности и формах творчества по законам красоты 10) Религиоведение – дисциплина изучающая религию. 5. Функции философии. 1) Мировоззренческая – философия формирует целостный взгляд на мир 2) Методологическая – философия формирует общие методы в познании действ-ти 3) Прогностическая – стремится заглянуть в будущее, опираясь на сущ-щие факты 4) Культурогенная–выявляет общие идеи и представления о мире, а также моральные, художественные, правовые и др ценности 5) Интегративная – философия объединяет отдельные области знания в целостную систему 6. Философия Древней Индии: специфика и основные учения. Фил-я др.Индии распадалась на два направления: - ортодоксальное – учения, кот. основывались на авторитете «веды» (священные книги древних индийцев) -неортодоксальное – учения, кот. критически относились к «ведам» На основе этих двух напр-ий сформировались след. фил-е системы индии: веданта, санкхья, йога, джайнизм, буддизм. Основными понятиями инд. фил-ии стали : Сансара- круговорот перерожд-я души ч-ка Карма- сумма всех поступков и помыслов ч-ка во всех его предыдущих перерожд-х. Нирвана-состояние покоя, невозмутимости, переживания единства всего сущ-его. Джайнизм и буддизм относятся к неортодоксальным учениям индийской классической философии. Цель буддизма- стремл-е к нирване. Это сост-е ведет к освобождению от страданий и нравственному совершенств-ию. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире(все живое обладает душой). Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. 7. Философия Древнего Китая Востока: специфика и основные учения. Учения в древнем китае : -Конфуцианство - основатель конфуций, его фил-я была ориентирована на поиск ценностей, кот. способствовали бы процветанию гос-ва. Такой идеал возможен при условии поддержания традиций и нравственном совершенствовании людей . Конфуций говорил: «хочешь изменить мир-измени себя»). Основная тема философствования Конфуция – отношения человека, семьи и государства. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосоверш-я. - Даосизм («дао»- с кит. Путь, небо)- религиозно-мистич-е учение, кот-е проповедует принцип недеяния, он призывал к отказу от целенаправленной деят-ти, чтобы приобщиться к гармонии космоса (дао). Основным трактатом даосизма является книга «Дао дэ цзин», написанная философом Лао-цзы. Она содержит «учение о правильном пути и добродетели». 8. Особенности доклассического периода древнегреческой философии, школы (Милетская, Эфесская, Элейская школы, атомизм). Античная фил возникла на рубеже 7-6 вв до н.э. Греческие города-гос-ва (Полис) занимали выгодное географическое положение на пересечении торговых путей. Высокий динамизм общ жизни и демократич форма государственного управления обусловили специфику греч фил. Фил-я Греции развивалась как оппозиция по отношению к религиозно-мифологической картине мира. Она никогда не существовала в отрыве от практического опыта. Черты Греч фил: онтологизм (учение о сущности и устройстве мира), космологизм (создание модели мира как упорядоченного целого). В Греческой фил-ии выделяется два периода : Доклассический и Классический. Доклассическая философия ставила вопросы о происхождении мира, его первооснове и о причинах развития. Философская школа находилась в городе Милей (совр. Турция). Она функционировала в конце 7, начале 6 века до н.э. Эта школа стремилась материалистически объяснить мир и обнаружить первооснову бытия. Фалис (625-547)- основой всего существующего брал воду. Другой представитель Анаксимен считал, что все произошло из воздуха. Миленцы считали, что происхождение всех вещей и явлений связано с модификациями первовещества. Гл заслуга- Впервые создали немифологичную модель мира. Гераклит из Эфеса считал, что огонь первооснова всего существующего, мир един и не создан никем из богов. Он всегда будет живым огнем, который закономерно воспламеняется и угасает. Все сущ-щее переходит из одного состояния в другое. Причину изменчивости мира философ усматривал в борьбе противоположностей. Элейская школа(6-5 в. до н.э.). Парменид(6-5 в до н.э.) считал что мир нельзя познать с помощью органов чувств. Чувства обманывают, так как им доступно только все временное и изменчивое, вечное и неизменное же открыто мышлению.У Элеатов бытие и мышление едины. Бытие имеет форму шара и является познаваемым, а движения и множественности не сущ-ет.Атомизм(6- нач.5 в.до н.э.)Теоретики атомизма, как и Элеаты считали, что мир можно постичь рац-но, но чувственный опыт дополняет познание.У Демокрита бытие распадается на мн-во атомов. Атом-наименьшая частица бытия, он вечен и неделим. Различные комбинации атомов порождают вещи.С т.зр-я Демокрита мир бесконечен в многообразии. 9. Основные учения античной философии классического периода (Сократ, Платон, Аристотель). Античная фил возникла на рубеже 7-6 вв до н.э. Греческие города-гос-ва (Полисы) занимали выгодное географическое положение на пересечении торговых путей. Высокий динамизм общ жизни и демократич форма государственного управления обусловили специфику греч фил. Фил-я в Греции развивалась как оппозиция по отношению к религиозно-мифологичной картины мира. Она никогда не сущ в отрыве от практ-го опыта. Черты Греч фил: онтологизм (учение о сущности и устройстве мира), космологизм (создание моделей мира как упорядоченного целого). В Греческой фил-ии выделяется два периода : Доклассический и Классический. Классический период развития Греч. фил-ии(5-4 в.до н.э.) совершается поворот к гносеологической, этической, социально-полит тематике, актуальной стан проблема человека. Предст-т этот период Аристотель и Сократ(469-390 до н.э.).Сократ осуществлял переход от материализма к идеализму. Материализм-учение о том, что в основе мира находится матер-е начало. Идеализм-учение, признающее в кач-ве первоосновы дух-е начало(бог, сознание, душа,идея, высш. разум). Свое призвание он видел в воспитании людей через беседы и дискуссии. Сократ разработал метод диалектического спора. Сущ-ть дан метода-путем обнаружения противоречий в утверждениях противника найти истинное знание. Ученик Сократа Платон(427-347 до н.э.) в дальнейшем разраб-вал диалект-й метод, считал, что в основе мира лежит некое идеальное начало. Платон впервые в западной традиции провел резкую грань между матер-м и духовным. Дух-е начло первично, представляет мир вечных и неизменных идей, кот пост-тся только разумом. Материальный мир меняется, поэтому познается чувствами. Все идеи сущ-т объективно, не зависят от пространства и времени, могут сущ-ть независимо от матер-го мира. Самая главная идея-идея блага или абсолютная красота или истина или соразмерность. Источником истинного познания по Платону явл воспоминание бессмертной души чел о мире идей до вселения в тело.Ученик Платона Аристотель (384-327 до н.э.) пытался устранить разрыв между материализмом и идеалогизмом. Он отклонил учения Платона об идеях и сделал вывод о том, что вне чувственно восприн-ой формы предмета не существует. Все вещи являются сочетанием огня, воздуха, воды и земли. Любая вещь результат материи и формы. У Аристотеля процесс познания начин-ся с чувственного опыта. Наст-щее знание доказательно и способно объяснять. Аристотель систематизатор всего античного знания. Впервые разработал классификацию наук и явл отцом формальной логики. 10. Особенности развития средневековой философии. Средневековье (конец 5- 13 ст.) происходило утверждение феодализма, кот в кач-ве своей идеологической основы использовал христианство. Средневековая фил-я по своему характеру идеалистична. В целом среднев-я фил-я предст-ет собой непосредственное продолжение античной мысли, но, одновременно с этим, выступает как иная система осмысления Бога, Мира и Чел-ка. Прежде всего речь идет о тесной взаимосвязи философии с религией (иудаизмом, христианство и исламом). Для средневековой фил-ии характерны след особенности: - Теоцентризм (тео-Бог) - представление о том, что источником всякого бытия явл. Бог- главный предмет фил-ии. -Креационизм- учение о сотворении богом мира из ничего. -Символизм- стремление находить скрытое значение того или иного предмета. Это символическое восприятие мира. - Идея откровения – вера считалась более совершенной способностью, чем разум; приоритет веры над разумом. Фома Аквинский(1225-1274) -выдвинул принцип гармонии веры и разума. 11. Специфика философии Возрождения. Период 14 по 16 в – Ренессанс или Возрождение. Именно тогда происходил возврат к идеалам античности. Начинает расти интерес по всему земному и человеческому. Развитие городской жизни, мануфактурного пр-ва, торгово-денежных отношений повышали самосознание личности. Это нашло отраж-е и в фил. Ее отличительные черты: 1 антропоцентризм- представл о том, что чел явл наивысшей ценностью и центром мировоззрения 2 гуманизм- сис-ма мировоззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. 3 пантеизм(все есть Бог) это отождествление бога и природы. (бог=природа) В своем развитии фил Возрождения прошла 3 этапа: 1-гуманистический (14-сер 15), мыслители проявляли интерес к чел. и к его потребностям(франческо Петрарка, Радне и тд). 2-неоплатонический (сер15-сер16), представитель Николай Кузанский. Всю жизнь он посвятил чтобы доказать бытие Бога. Он развивал учения Платона и занимался антологической проблематикой. 3-натурфилософский (сер16-нач17). В это время предпринималась попытка сформир-ть научное мировозрение и обосновать материализм. Николай Коперник утверждал гелиоцентризм (гелио- Бог солна)- представление о том, что земля вертится вокруг своей оси и явл.одной из планет солн сис-мы. Джордано Бруно выдвинул идею о бесконечности природы и миров во вселенной. Галилей считается одним из основателей экспериментального, теорет-го естествознания. По его мнению, достоверное знание – это единство чувственного и абстрактного. |