Главная страница
Навигация по странице:

  • Достоверным остается только то что сомнения существует

  • 13. Учение И. Канта о познании.

  • 14. Диалектический идеализм Гегеля.

  • 15. Основные достижения философии марксизма.

  • 16. Исторические формы позитивизма.

  • 17. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф Ницше).

  • 18. Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор, А. Камю и др.).

  • 19. Философская мысль Беларуси: этапы развития.

  • Митрополит Климент Смолятич

  • 20. Понятие бытия, его формы, виды и уровни.

  • Ответы на экзаменационные вопросы по философии. 1. Мировоззрение, его структура и функции


    Скачать 74.36 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его структура и функции
    АнкорОтветы на экзаменационные вопросы по философии
    Дата10.06.2021
    Размер74.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла314_1_1.docx
    ТипДокументы
    #216118
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    12. Основные черты и направления философии Нового времени.

    Фил Нового времени (17-сер19) это историч.тип фил складывающийся в процессе разложения феодализма. Развитие буржуазных отнош-й обусловило необходимость в знаниях о природе основанных на наблюдении и эксперименте. В фил дом-вал механицизм сведения сложного к простому и стремление объяснить движение и взаимод объектов исходя из законов классической механики. Мир стал рассм-ся как механизм или машина. В нов время именно наука становится ведущим мировоззрением эпохи. Цель научного познания заключ в увел власти человека над природой. Преобладала гносеологическая проблематика(форма познания-научное познание). Осн проблемой стал поиск методов научного познания. Выделялось 2 подхода в решении: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм-учение в теории познания, кот считает чувственный опыт единственным источником знаний. Родонач-к – англ фил Фрэнсис Бэком- считал, что фил должна носить практический, а не умозрительный хар-р. Он разрабатывал индуктивный метод, кот предполагает использ наблюдения, анализа, сравнение, и эксперемента(индукция-движ мысли от частного к общему). Родоначальником рационализма был фр Реми Декарт. Рационализм – учение в теории познания, кот признает разум в качестве единственного источника истинного знания. Он абсолютизировал значение рацион-го начала и дедуктивного методов познания. Дедукция-движ мысли от общего к частному. Декарт стремился все существующее подвергнуть радикальному сомнению, поскольку данные ощущения и рез-ты мышления не дают достоверного знания. Достоверным остается только то что сомнения существует. Рассм-л опыт как практическую проверку данных интеллекта. Считал теорит-е идеи врождёнными, кот нельзя обнаружить в опыте. 18в -век просвещения. Эпоха получила такое назв благодаря убеждению в том, что наука и разум способны организовать общественную жизнь на начало справедливости, любви, добра. Поэтому в фил подчеркивался приоритет разума в решении всех проблем, при этом религия жестоко критиковалась. В это время была составлена франц энциклопедия, кот была ориентирована на широкое распространение естественных научных знаний. Авторы: Дидро, Руссо, Вольтер, Монтесьё и др. сыграли большую роль в идеологической подготовке фр революции. Лозунг революции: «Свобода, равенство и братство». Осн соц-но–фил концепции были: 1-теория естественного права (означает что все люди от природы имеют равные права на жизнь, свободу, счастье и собственность).2 – теория общественного договора (рассм гос как рез-т добровольного объединения люд, кот закл для защиты их естеств прав. все люди должны подчинятся одним и тем же законам, для мирного сосущ-ния)

    13. Учение И. Канта о познании.

    Вершиной развития фил нового времени явл немецкая классическая фил. Она предс собой совокупность учений, разработанных во второй пол 18-первой четверти 19 в. Основатель немецкой фил- Эммануил Кант(1724-1804). Он считал гносеологию (учение о познании) главной составляющей философского знания. Кант ставил задачу критического анализа познавательной способности чел. До Канта было распространено убеждение в том, что познание безгранично в своих возможностях. Кант подчеркнул непреодолимые трудности и противоречия в процессе познания. Он впервые указал на разрыв между познающ субъектом и миром. Мир выступает по отношению к чел как «вещь - в - себе» и одновременно как «мир явлений». «вещь - в - себе» – внеш реальность принципиально недоступная познанию( кант считал что мир не познаваем). Взгляд, кот подчеркнул непознаваемость мира наз агностицизм. «мир явлений» –способ с помощью кот вещи обнаруживаются в опыте чел. Опыт всегда ограничен и неполон. Познавательный процесс пр собой сочетание чувствен опыта и рассуждающего мышления. Именно рассудок объедин рез-ты чувственного опыта в понятия. Таким образом, теорит-ий разум познает только то, что сам же формулирует.
    14. Диалектический идеализм Гегеля.

    Гегель(1770-1831) - исходным положением философии гегеля явл панлогизм. Панлогизм-тождество бытия и мышления. С точки зрения Гегеля мыслит не только чел, но и весь мир. Именно мышление или абсолют идея явл первоосновой мира.

    По Гегелю идея в своем развитии прошла несколько стадий:

    1-логика–сущ-ние идеи в виде понятия.

    2-фил природы– в данном случае природа выступает как внеш проявление саморазвития логических категорий.

    3-фил духа– она проявл в различных видах человеческого сознания и деятельности. Гегель явл создателем диалектики (учение о развитии). Диалектику Гегеля хар-т след черты:

    1-предст-ние о противоречии как о источнике развития.

    2- предст-ние о сущ-нии объективных законов развития в природе и обществе. Именно Гегель разраб основные законы, принципы и категории диалектики.

    3- представ-ние о том что всему есть предел.

    Гегель впервые рассмотрел мир в виде процесса.

    15. Основные достижения философии марксизма.

    Фил марксизма появил в 40е 19 века. Причины возникновения марксизма:

    1)соц-экономические (развитие капиталистического способа производства). 2)общественно-политические(обострение классовых противоречий).

    3)естественно-научные причины (открытие закона сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина и тд).

    4)идейные (появление немецко-классической фил-и, франц утопического социализма, англ полит экономика).

    Таким образом марксизм представляет собой фил-ское и социально-экономическое учение. В его структуру входят след учения: 1-Диалектический материализм.

    2- Исторический материализм. 3-Полит экономия.4 -Теория научного социализма. Теоретики марксизма преследуют цель разработать науку об обществе, соотв-щую математическому естествознанию. По аналогии с законами природы они рассм-ли развитие общества как естественно-исторический процесс. Основой существования и развития общества явл 1.материальное производство. То есть люди должны сначала удовл свои физ потребности, а только потом заниматься интеллигентными видами дея-сти. 2.В марксизме был сделан вывод, что бытие определяется знаниями людей, а не наоборот. То есть становление личности зависит от условий, в которых живет чел-к. 3. Теоретики марксизма обосновали материалистическое понимание истории. 4.В марксизме разработали понятие общественно-экономическ формация –исторический тип общества, кот основывается на определенном способе пр-ва. Виды формаций:1)первобытно-общинный . 2)рабовладельческий. 3)феодальный. 4)буржуазный. 5)коммунистический.

    Смена формации обусловлена нарастанием противоречий между производственными силами и производственными отношениями. И переход к коммунизму осущ-ся путем социальной революции. Высший принцип коммунистического общества-всестороннее развитие каждого чел-ка и всего общества – это осуществление идей свободы, справедливости и соц защиты людей.


    16. Исторические формы позитивизма.

    Позитивизм – философ. течение, кот возникло в 30е г 19 века и в своем развитии прошло несколько стадий.

    1.Классический позитивизм

    2.Эмпириокритицизм

    3.Неопозитивизм

    4.Постпозитивизм

    Позитивизм признает единственным источником истинных знаний конкретные науки.

    Огюст Конт (1798-1857) полагал, что истинным явл то знание, кот полезно и достоверно.

    1. Подлинно-научное или положительные, или позитивное знание мб получено естествен науками с помощью наблюдения или эксперимента.

    Философия должна стремится построить систему бесспорных и полезных для применения знаний, при этом она должна отказаться от неразрешимых вопросов, таких как первооснова мира, смысл жизни, свобода, добро, зло и тд.

    2. Эмпириокритицизм возникает на рубеже 19-20в. Для него хар-но критич отношение к научному опыту, поскольку познание объекта зависит от субъекта, ощущений и представлений самого ученого. Все законы и теории – результат ума познающего субъекта. Поэтому все то, что не находит подтверждения в опыте должно быть исключено из языка науки.

    3. Неопозитивизм (20е г 20в). Для него хар-но использование аналитических методов исследования и акцент направление языкового знания. Неопозитивизм ориентирован на изучение формально-логической структуры научного знания и логический анализ языка науки.

    4. Постпозитивизм складывается в 70е г 20 в. Предметом философии становится динамика научного знания и его социокультурная обусловленность.
    17. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф Ницше).

    В конце 19 в появилось иррационалистическое направление фил- «фил жизни». Для этого направления такие понятия как человек и жизнь становятся ключевыми. Шопенгауэр(1788-1860)- рассм-ет жизнь как стихию, бессознательную силу и как «волю к жизни». Жизнь непредсказуема, в ней нет логики и ей нельзя управлять. Все желания людей — это проявление воли к жизни. Желания ведут к страданиям, а чтобы избавится от страданий нужно подавить в себе волю,т.е. животный инстинкт и собственный эгоизм. Тем самым он фактически предполагает буддийский опыт нирваны. Он считал, что бол-во людей явл злобными эгоистами. Критерий нравственности – сострадание, кот позволяет чел забыть о собств нуждах и помогать др люд. Ф Ницше в качестве жизненной реальности рассм-ет волю к власти – это творческое начало, кот утверждает власть сильных над слабыми, этот принцип распространяется не только на людей, но и на всю природу. Ницше впервые поставил проблему переоценки ценностей. Он критикует сущ-ющие формы нравств-ти и культуры, говорит о девальвации высших ценностей. Религия, по его мнению, призывает не к жизни, а скорее к смерти; бог умер для людей и нет ничего святого. Поэтому нужны нов ценности кот основаны не на сострадании слабости, а на приоритете жизни и силы. Творцом новой культуры и морали у Ницше выступает сверхчеловек- сильная волевая личность, способная преодолеть стереотипы и возвыситься над толпой. Это иррац-я традиция.


    18. Философия экзистенциализма (С. Кьеркегор, А. Камю и др.).

    Экзистенциализм (фил направление XX в) получил распространение не только в кач-ве теоретического учения, но и в литературно-художественной форме, что сделало некоторых философов-экзистенциалистов также знаменитыми писателями. Сама экзистенциальная фил-я основывается на идеях датского мыслителя XIX в. С. Кьеркегора, кот полагал, что чел-кое сущ-ние (экзистенция) явл важнейшей фил проблемой, требующей своего «смысложизненного» наполнения. В этой связи центральными темами осмысления в экзистенциализме становятся: проблема подлинности человеческого существования, смысла жизни, выбора и пограничных ситуаций, а также ответственности.

    Исходя из характера принимаемых оснований экзистенциальную философию принято разделять на религиозную, представленную такими мыслителями как К. Ясперс (1883–1969 гг.), Г.Марсель (1889–1973 гг.), полагавшими, что смысл человеческой жизни постигается лишь из более широкого контекста диалога между Богом и человеком, и атеистическую, связанную с именами М. Хайдеггера (1889–1976 гг.), Ж.-П. Сартра (1905–1980 гг.), А. Камю (1913–196 гг.), которые настаивали на изначальной и безграничной ответственности человека перед собой за все совершаемые им выборы.

    Одним из главных тезисов экзистенциализма можно считать высказывание Ж.-П. Сартра, что человек – это такое существо, у кот «существование предшествует сущности», иными словами, всякие его определения, как «разумного животного», «божьей твари» и пр., даваемые на протяжении истории развития философии не отражают уникальную специфику данного конкретного человека со всеми обстоятельствами его рождения, жизни и смерти.

    Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т. е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место.

    Здесь перед человеком открываются две принципиальные возможности:

    1) жить, «как все», не задумываясь над смыслом собственных действий, существуя как бы по инерции, автоматически, не выбирая и не решая своей судьбы – это способ неподлинного существования, по большому счету недостойный человека;

    2) жить в постоянном риске осуществления выбора и принятия решений с несением полной ответственности за смысл своих действий – как способ существования подлинного.

    Также близким по духу с экзистенциализмом является персонализм, наиболее известными представителями которого являются Э. Мунье (1905–1950 гг.), Н. Бердяев (1874–1948 гг.), М. Бубер (1878–1965 гг.). В рамках этого направления утверждается, что понятие личности, рассмотрение ее свойств, творческих проявлений имеет фундаментальное значение для прояснения вопроса о смысле чел-го бытия. Персонализм трактует личность как макс-ю возможность чел-го самовыражения в форме изначальной свободы, настроенности на диалог с Богом и другими людьми, а также в перспективе ее самореализации в творчестве.


    19. Философская мысль Беларуси: этапы развития.

    Формир-е 1х философских и социально- политических учений Беларуси следует связывать с принятием христианства во времена Киевской Руси (Полоцк – 992 г.).

    Как особая форма общественного сознания фил в Б изначально разв-сь по направ-м:

    1) особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме;

    2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия;

    3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.

    В истории белорусской философской мысли можно выделить 5 периодов:

    1) философская мысль Беларуси периода Киевской Руси;

    2) фил мысль Беларуси периода ВКЛ; 3) фил мысль периода Речи Посполитой;

    4) фил мысль Б-си периода Российской империи; 5) фил мысль Б-си XX в.

    Тематически становление бел-кой фил-фии можно поделить на 6 этапов:

    1) зарождение фил-кой мысли Беларуси;

    2) фил-я и общественно-политическая мысль бел-го Возрождения и Реформации;

    3) фил-фия и общественно-политическая мысль бел-го Просвещения;

    4) фил-фия и общественно- полит мысль бел-го нац-го возрождения 19 – нач 20вв;

    5) диалектико-материалистическая фил-я в период существования БССР;

    6) современная философия Беларуси.

    Развитие бел-кой фил осущ-лось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому бел-я фил-кая мысль воплощала в себе осн черты европ-кой фил.

    Первый этап развития философии Беларуси связан с именами:

    Ефросинья Полоцкая (1110–1173 гг.) – равно почитаема и православной, и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений, можно утверждать, что ее философия носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она считает гордыню, а образу жизни предписывает смиренномудрие.

    К. Туровский (1130–1182 гг.) – старобелорусск писатель, проповедник, церковный деятель, 1169 г. епископ в Туровской епархии. Философские взгляды мыслителя носят теоцентрический хар-р, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание худож сравнение идей посредств конкрет худож образа или диалог). Кирилл Туровский, объединив веру и разум, отдает приоритет вере, кот должна направлять человека в поисках истины. В учении о чел мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма. Он полагает человека венцом творения. Сущность человека противоречива и состоит в единстве души и тела. К. Туровский утверждает значение личностного начала в человеке, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни человека и приводит к необходимости преодоления личностного зла. Митрополит Климент Смолятич (год рождения неизвестен – умер после 1164 г.) – Митрополит Киевский и всея Руси (1147–1155 гг), церковный писатель, первый русский богослов, высокообразованный человек своего времени. В летописи он упоминается как «книжник и философ, каких в Русской земле еще не бывало». Второй митрополит русского происхождения. Учение Климента Смолятича о бытии основывается на христианском креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенным мир, утвер-т автор, но и упр-т им. В познании мыслитель выделяет ур-и, высший из кот – разум – позволяет душе обрести свое земное бытие и устремится к познанию мудрости Бога. Мировоззрение Климента Смолятича носит религиозно- этический характер. Он утверждает, что чел может выполнить свое земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям христ-ва.
    20. Понятие бытия, его формы, виды и уровни.
    Философия бытия – антология.

    Антология исследует проблему существования действительности, а также законы организации, функционирования и развития всех типов вещей. Основное понятие антологии – бытие.

    Бытие – фил категория, кот означает единство всего существующего.

    Формы бытия:

    1.Бытие вещей первой природы – объективная и первичная реальность существования милрд лет до человека.

    2.Бытие вещей 2й природы – созданные человеком предметы, техносфера, производственная и социал инфраструктура.

    3.Бытие человека – жизнедеятельность человека во всей ее полноте, т.е. единство телесного, биологического и социального измерений.

    4.Бытие общества – совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма.

    В философии выделяют 2 вида бытия:

    1.Материальное бытие обозначает всё то, что составляет объективную реальность и существует независимо от человека.(специфику отражает понятие материи)

    2.Духовное или идеальное бытие – чувства, настроение, мысли, идеи, теории. Существует в виде понятий, текста, ценностей и т.д.(специфику отражает сознание)

    На ряду с понятием «бытие» сущ-т «небытие».

    Небытие – то, чего нет. Философская категория, кот обозначает всё то, что реально не сущ-т, что еще не возникло или прекратило свое существование.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта