Ответы на экзаменационные вопросы по философии. 1. Мировоззрение, его структура и функции
Скачать 74.36 Kb.
|
37. Проблема познаваемости мира. Структура познавательного процесса. Познание-форма духовно-творческой деят-ти, направл-я на получение достоверных знаний о мире. Проблема познаваемости мира явл-ся основным вопросом фил-и.В зависимости от вариантов его решения выд-ют 3 подхода: Гносеологический оптимизм - считается,что мир познаваем и в знаниях чел адекватно отраж-ся объект реальности 2.Гносеологический скептицизм-все знания относительны. Чел-й разум не в состоянии достичь абсолютной истины. 3.Гносеологический пессимизм(агностицизм-не знание)-мир непознаваем и чел-ку доступно только субъективно опосредственное знание.(новое время) Формами познания явл-ся миф, религия, философия, наука, искусство, практика. В стр-ру познав-го процесса входит 2 ур-ня: чувственный и рациональный. Чувствительное позание – первая ступень в познании и оно не дает понимания сущ-ти природного и соц-го мира. Формы чувств-го познания: 1) ощущения – отраж-е отдельных св-в предметов и явлений;2) восприятие – целостный образ предметов и явлений;3)представление – устойчивый, обобщающий образ на основе многократных ощущений, кот может существ-ть и при отсутствии предмета, кот ранее воспринимался. Рац-е познание представляет собой способность чел к абстрактному мышлению. Рац-е позн-е позволяет находить в однородных предметах и явлениях существенные черты. Формы рац-го позн-я: 1) понятие – форма мышления, в кот отраж-ся наиб общие предметы явлений;2)суждение – форма мышления, в кот устанавл-ся наличие или отсутствие какого-либо св-ва предмета;3)вывод – форма мышления, в ходе кот из нескольких суждений выводится новое знание. 38. Субъект и объект познания, модели их взаимоотношения. Субъект познания – чел, обладающий рассудком, волей, памятью, воображением и т.д. Объект познания – фрагмент реальности, на кот направ-на познавательная активность субъекта. Объект выступает как независимый от субъекта устойчивый мир. В фил-и выд-ют несколько моделей «субъект-объективного» отношения: 1.Обектсно-натуралистическая (эпоха Античности) – счит-ся что объект влияет на субъект, и все познание — это зеркальное отражение объекта в сознании субъекта. 2.Субъективно-рефлексивная (новое время). Познание рассм-ся как творчество, речь идет о внутр-й активности сознания субъекта. 3.Активно-деятельностная (наст время). Познание – сочетание матер-й и дух-й деят-ти субъекта. Матер-я деят-ть или практика направлена на изменение объекта с целью раскрытия его сущности. Дух-я деят-ть – мыслительная операция над объектом. Т.о. познание – результат единства субъекта и объекта. 39. Познание как постижение истины. Концепции истины. Наука всегда имеет дело с идеализированными объектами. Очень часто знания об объекте не похожи на действительность. Кроме того, далеко не все мб проведено на практике. Истина – то знание, кот соответствует своему предмету и совпадает с ним. Истина мб абсолютной или относительной. Абсолютная истина – полное знание об объекте. Относительная истина отражает изменчивость каждого знания, т.е. его углубление или уточнение. В истории фил-и обознач-сь несколько концепций истины: 1.Классическая(корреспондентская) – предполагает соотв-е знаний чел действит-ти. Имеет недостатки: не все можно проверить на практике, не все явления поддаются простому наблюдению. 2.Когерентная – знание счит-ся истинным в том случае, если оно непротиворечиво. Концепция также не универсальна, т.к. не подходит для гуманитарной обл знаний. 3.Конвенциальная – предполаг-ет наличие в истине ценностный элементов. Концепция хороша для гуманных наук, но неприемлема для точных, формализованных наук. 4.Прогматическая - знания оцениваются как полезные и бесполезные, а истина то, что приносит конкретную сиюминутную пользу. 40. Формы познавательной деятельности. Обыденное познание. Оно отражает мир на уровне явления и как правило не постигает сущность объекта. Научное познание. Цель-процесс освоение мира посредством выработки истинного знания. Это предполагает описание явления, объяснения и прогнозирование различных объектов действительности. Религиозное познание Мифологическое познание. Познание с помощью образов. Художественное познание Художественное произведение –это средство становления духовного мира человека. Это этическое и эстетическое воспитание. 41. Понятие науки, ее функции. Наука – деят-ть чел по выработке, систематизации и проверки знаий. Знания необходимы, чтобы понимать изучаемые процессы, предсказывать буд-щее и осущ-ть практические действия. Т.о. наука выступает как дух-й продукт общественного развития. Истоки науки коренятся в древности. Однако научные знания долгое время прибывали в зародышевом состоянии. И только в новое время (17 в) наука стала важным фактором общественной жизни и превратилась в соц-й институт. Именно тогда возникли первые научные общества, академии и журналы. Ф-ции науки: 1)мировоззренческая - наука выводит истинные знания, кот составляют основу соврем-го мировоззрения и элемент дух-й кул-ры(образе-е и воспит-е); 2)ф-ция производительной силы – наука оказывает решающее влияние на развитие техники и пр-ва; 3)ф-ция соц-й силы – соврем-я наука затрагивает все сферы общественной жизни и организ виды чел-й деят-ти. 42. Методы научного познания (эмпирические, теоретические, общелогические). В стр-ре научн-го знания выд-ют 2 ур-ня: эмпирические и теоретические. Каждый из них отлич-ся спецификой методов. Метод – совокупность правил, способов познания и преобразования мира. Эмпирические исслед-я ориентированы на изуч-е явл-й и зависимости между ними. Эмпирические:1) наблюдение – целенапр-е систематическое изуч-е объекта. В этом процессе форм-ся зание о его внешн-х св-х и связях;2) сравнение – установление сходства и разичия между изучаемыми объектами;3)измерение – опред-е численного значения некот величины посредством единицы измерения;4)эксперимент – исслед-е объекта в контролируемых условиях;5)описание – фиксация данных наблюдений и эксперимента с помощью спец. языка. Теоретическое исслед-е предполагает выделение сущностных связей. Теорет-й уровень отлич-ся более высокой степенью обобщения. Теорет-е методы:1)идеализация – мысленное конструирование абстрактных объектов, не сущ-щих в природе;2)формализация – построение абстрактно-математических моделей в виде знаковых систем; (формулы, графики)3)аксиоматический – способ логического вывода теоретических положений из некот базисных утверждений, кот принимаются без доказательства;4)гипотетико-дедуктивный - метод логического вывода из общей гипотезы более конкр-х следствий, кот затем подвергаются опытной проверке;5)историко-логический – способ изуч-я эволюции объекта;6)восхождение от абстрактного к конкретному – синтез отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта. 43. Научное познание, его формы. Научное знание дает объективное знание о мире. Оно системно, логически обосновано, выражено в терминологии, допускает возможность критического пересмотра оснований научного поиска. Формы научного знания: •эмпирический факт – фиксация отдельного свойства или события с возможной его интерпретацией; •проблема– единство знания и незнания. Возникает в результате противоречий в отдельной теории или в результате столкновения теории с наблюдением; •гипотеза – вероятностное знание об объекте, истинное значение которого не установлено; •теория – достоверное знание об объекте, выполняющую объяснительную и предсказывающую функции. Содержит обобщающие абстрактные конструкции, набор понятий и законов, которые воспроизводит исследованный объект в виде совокупности идеализированных элементов. 44. Научные революции, их типы и роль в развитии науки. Научная революция- фундаментальное изменение содержания научного знания, обусловленное переходом к изучению новых типов объекта. Обосновывается новая научная картина мира и организация научного знания. Научные революции: 1.локальная революция-заключается в изменении объектов и методов исследования в рамках отдельной отрасли знания 2.глобальная приводит к изменению главных принципов всех основных наук при этом появляются новые направления исследования формируются новые научные дисциплины ,отвергаются устаревшие представления ,формируются новые взгляды. Научная революция всегда удерживает полезные знания.В ходе революции созд. Новые теории, меняются методы познания. 45. Этика науки, ее роль в научных исследованиях и практике. Ненаучное знание наз. Паранаукой (астрология, алхимия, парапсихология, магия). Паранаука всегда объясняет явления не рациональным путем. Цель науки закл в том, чтобы способствовать развитию человека, улучшить материал условия его жизни. Применение научных знаний не явл. нейтральным ни в социальном, ни в политич, ни в экономич, ни в моральном отношении. Довольно часто за пределами своих научных изысканий ученый оказывается некомпетентным человеком. Надо понимать,что ни один чиновник лучше самого ученого не в состоянии оценить все положит и отрицат стороны при применении результата научного исследования. Этичные нормы ученого-это ответственность уважение к научным результатам своих предшественников, умение признавать свои ошибки и стремление защищать науку от плагиата . 46. Понятие общества, его признаки. Общество-исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми.Общество- в широком смысле это часть материального мира, который представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми. Обществу присущи след черты:1. Интегртивность- все члены общества объеденены в единое целое.Чел.живущий в обществе подчин-ся общим правилам, нормам и ценностям, но он имеет возм-ть осущест-ть выбор поведения и реальизовать свои твор-ий потенциал. 2. Самодостаточность- способность общ-ва, создавать и воспроизводить условия собственного существования. 3. Открытость-возможность развития. 4. Разнообразие различных структур, систем и подсистем, кот тесно взаимосвязаны. 5. Нелинейность развития – это значит, что всегда сущ-ют разные варианты и перспективы развития. Общество является сложно организованной и саморазвивающейся системой, которая включает в себя как отдельных индивидов так и социальные общности. 48. Концепции исследования общества в современной философии. Термин «общественное» или «социальное» означает всё то, что характеризует современное существование людей и отличается от их биологической основы. Без взаимодействия людей невозможно сущ-е общ-ва и формир- личности и культуры. Социальное познание специфично: Во-первых если в естествознании предметы могут рассм-ся сами по себе, то в соц-ом познании это невозможно. Социальное бытие- единство мат-го и дух-го. Во-вторых в следствии уникальности истор-их событий выявить повторяемость законов общ-ой жизни сложнее, чем в природе. В третьих, законы природы всегда реализ-ся через действие стихийных сил,а законы общ-ва реализ-ся через сознательную деятельность людей. В истори фил.выявилось различное понимание общества, кот фикси-сь в опред-х исслед-х программах; 1.Натуралистическая-сформ-сь в нов вр и была ориен-на на эталоны естественно-научного знания, поэтому общ-во рассм-сь по аналогии с природой. Считалось, что в общ-ве действуют биологические закономерности и на его развитие оказ-ют влияние геогр-к, природно-национ-е факторы. Общ-ворассм-сь либо как механизм, либо как реакция, либо как биологический организм. 2. Культурно-историяеская концепция общество предст как неидивидульное образование развитие которого обусловлено духовными ценностями, культурными смыслами и нормами. 3. Психологическая. Общ-во рассм-ся как особая псих-я реальность, т.к в ней реализ-ся инстинкты, желания, воля, как отдельного чел-ка, так и всего общества. 4. Марксистская- сущность общ-ва выводится из материально-производственной практики людей. В основе развития общества лежит способ производства материальных благ. 49. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Основными сферами жизни об-ва явл-ся: 1.Экономическая сфера явл ведущей. Материальное производство обеспечивает исходные условия для жизнедеят общ-ва. оно всегда явл главной причиной условием и предпосылкой исторического процесса. Люди чтобы развивать и совершенствовать свою жизнь должны иметь соответственные материальные условия и средства для своего существования. Именно экономические процессы воздействуют на др сферы жизни. 2.Социальная сфера- множество людей объединенных в конкретные общественные группы. Общество-это сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий. Социальные общности людей предполаг устойчивые связи между индивидами, которые проявляются в особенностях жизни конкретной социальные группы, имеющей одни и те же потребности, интересы ,ценностные ориентации, стереотипы поведения. 3.Политическая сфера- идеологически организованная общественная сила. Полит отношения- отношения между большими группами людей. Цель полит д-ти состоит в том , чтобы или подавить сопротивление или наоборот привести в движение массы людей, без этих условий не возможно ни сохранить существующий строй, ни преобразовать его. Политика ВТОРИЧНА по отношению к экономике, но она является средством разрешения назревших общественных проблем и в эк-кой сфере. Таким образом, полит есть концентрированное выражение эк-ки. 4.Духовная сфера-мир ценностей именно она обеспечивает трансляцию культурного опыта ,образования и воспитания. Духовная сфера предст след формах: -мораль; право; религия; политика; эстетическое сознание; наука. 50. Понятие политики. Политическая организация общества. Политика-искусство управления государством, деятельность которого регулировать отношения членов общества с целью сохранения и развития определенной общественной структуры. Её задача – создание наибол выгодных условия для осуществления власти. Власть – способность определён. соц. Сил или личностей осуществлять свою волю по отношению к соц. Общностям посредством авторитета, силы, закона и тд.Политика-греч. «Искусство управлять гос-вом.»Особенность власти- всеобщность, т е она функц во всех сферах общ жизни и всех видах деятельности. Виды власти: 1. Экономическая (контроль и распределение мат ресурсов и благ). 2.Социальная (распределение позиций в общест иерархии) 3.Информационная (манипулирование сознанием и поведением людей). 4. Политическая (влияние на хар-р д-ти общ-ва в целом). Полит Власть – совокупность элем-в, кот явл офиц-но признан исполнительной властью. ( гос аппарат, полит партии) Эти эл-ты состав-т полит сис-му общ-ва. Осн черты полит власти: суверенитет, публичность, воля, авторитет, принуждение. 51. Государство, его признаки и функции. Гос-во – способ орг-ции политич власти, это соц. и полит институт, кот представляет волю населения, с целью совместить разные интересы людей и обеспечить согласие по важным вопросам обществен-полит жизни. У каждого го-ва есть своя символика- герб, флаг, гимн. Признаки государства: территория, население, власть, суверенитет, налоги, правовая система. Функции гос.: внутренние (осуществление соц. И эконом. политики), внешние (оборона, международ. сотрудничество.) 52. Понятие права и гражданского общества. Гражд. общество – не гос. Сфера общественной жизни людей. Гр. общ.- признак демокр. систем. В таком обществе субъектом является отдельные граждане, семья, население в целом. В таком обществе все граждане имеют возможность удовлетворить свои потребности и интересы. Понятие гражданского обществ тесно связано с понятием правового государства. Правовое гос-во – то гос-во, кот. ограничено в своих действиях правом. Право – форма регулирования поведения люд, т.е. совокупность норм поведения, кот. устанав-тся гос-м, с целью сох-ния сущ-х в дан общ-ве экон, соц, и полит порядков. Отличительные признаки правового государства: Приоритет закона как правовой основы демократического государства. Всеобщность права- право одинаково распространяется на гос. органы и отдельных граждан. Разделение властей как защитного механизма от концентрации власти в одних руках. Гарантия прав и свобод граждан со стороны органов гос. управления. Взаимная ответственность государства и личности. 53. Формационная и цивилизационная парадигмы в исследовании истории развития общества. В рамках прогрес. выделяют 2 подхода: 1.формационный. Был разработан в марксизме. В наст. время сформ. современная версия формационной периодизации( автор америк. Социолог Д.Белл) Он выделил 3 стадии в ист. человечества. Аграрная; доиндустриальная, традиц. Приоритет религиозно-миф. представ. стабильность образа жизни Индустриальная середина 19 века Высокий уровень пром. производства, массовое потребление товаров длительного пользования, интенсивное развитие товарно-денежных отношений и рационализация мышления. Постиндустр. наступает в 60-е -70-е гг. 20 века. Именно тогда создается разветвленная экономика услуг, осущ. компьютеризации, появл. информационные системы. Основой постинд. общества выступает не труд и капитал, а информ. и знания. Формац. подход нельзя считать универсальным, т.к. он не затрагивает множество элементов и связей общества как системы, поэтому часто используют цивилизац. подход. Он предполагает рассмотрение единства многообразных проявлений развития общества. Сферы общ. жизни т.е. полит. мораль, религия, экономика, изучается в синтезе через всю сист. ценностей и функционирование соц. институтов. Если формационный подход направлен на исследование причин соц. изменений, то цивилизационный подход изучает механизмы соц. преемственности. |