Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Пространственно-временная организация бытия.

  • 23. Динамическая организация бытия: движение и развитие.

  • 24. Принципы и категории диалектики.

  • 25. Основные законы диалектики

  • 26. Синергетика: основные принципы, идеи.

  • 27. Принцип глобального эволюционизма в современной науке и философии.

  • 28. Понятие природы. Идея коэволюции природы и общества.

  • 29. Концепции исследования природы человека.

  • 30. Концепции антропогенеза.

  • 31. Социокультурные характеристики бытия человека.

  • 32. Концепции исследования сознания.

  • 33. Происхождение сознания.

  • 34. Сознание, его свойства, функции.

  • 35. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Самосознание.

  • 36. Сознание человека в современном социокультурном пространстве.

  • Ответы на экзаменационные вопросы по философии. 1. Мировоззрение, его структура и функции


    Скачать 74.36 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его структура и функции
    АнкорОтветы на экзаменационные вопросы по философии
    Дата10.06.2021
    Размер74.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла314_1_1.docx
    ТипДокументы
    #216118
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    21. Понятие материи, ее структура и свойства.

    Специфику матер-го бытия отражает понятие материи, а идеального- понятие сознания. В истории фил. была длит. эволюция взглядов на материю. В эпоху Античн. материя рассм. как вещь и как первооснова всего существующего. В нов вр. материя обознач. вещь, кот. обладала массой, протяженностью, неделимостью, инерцией и т.д.. Др. слов., материя поним-сь как св-во. И только во 2 полов 19(20) в. сформ. совр. поним. материи.

    Материя(Ленин) - фил-ая категория, кот. обознач. объективн. реальность существующую независимо от чел-го сознания и отображ-ую им.

    Св-ва материи: бесконечность, несотворимость, неуничтожимость, движение, пространство, время, сознание, структурность и т.д..

    Материальное бытие прест. соб. системн. орг-ию, это означает, что люб. матер. явление представляет собой систему элементов, организован. в един. целое устойчивыми связями. Вся действительность делится на нежив. и жив. природу. Нежив. природа в порядке восхождения вкл. в себя след. уровни: 1)физическ. вакум, 2)элементарн. частицы, 3)атомы, 4)молекулы, 5)макротела, 6)планеты, 7)галактики,8) системы галактик,9) метагалактика.(вселенная)

    Жив. природа: 1)доклеточн. уровень (ДНК, белки и т.д.), 2)клетки, 3)организмы, 4)популяции, 5)общество.
    22. Пространственно-временная организация бытия.

    Пространство и время - способы существования материи.

    Выделяют два подхода в их интерпритации: 1.субстанциональный-пространство и время это независимое от материи сущности и условий существование вещей. Данный взгляд характерен для классической физики. Время-это продолжительность на которое проецируется положение вещей.

    2.релятивистский. с точки зрения данного подхода пространство и время это материя.

    Прост-во- фил. категория, кот выражает протяженность и взаимное расположение материальн. объектов. Время- фил. категория, кот выражает продолж-ть сосуществования вещей, процессов, последовательность смены их качест-ого состояния.

    Простр-у и времени присущи абсолютность и относительность. Абсол-ть выражается в том, что прост-во и время –это всеобщее и необхо-ые формы существов-я материи. Относительность указыв-т на связь пространств-х стр-р и ритма времени, сост-е движущейся материи. Для простр-ва хар-ны трехмерность и обратимость, а для времени -одномерность и необратимость.
    23. Динамическая организация бытия: движение и развитие.

    Движение - фил. категория, которая обознач. изменение вообще.

    Способом сущ-ия материи явл-ся движение.

    Формы движения:

    1) механическая форма (перемещ. тел в простр-ве),

    2) физическая (теплов., магнитн. процессы)

    3)хим-ая (взаимо-ие атомов и молекул),

    4) биолог-ая (функцион-ие жив. организмов),

    5) соц-ая (развитие общ-ва).

    Все формы движ-я тесно связаны др с др. Движ-е мб количест-ым (связан с переносом материи в пространстве) и качеств-м (обусловл. внутр-ей перестройкой объекта и переход старого кач-ва к новому наз-ся развитием).

    Развитие пр собой процесс необратимых изм-ий, вкл в себя прогресс и регресс.


    24. Принципы и категории диалектики.

    Диалектика - всестороннее учение о развитии. Она предст. соб. систему принципов. законов и категорий. Именно принцип отраж. фундамен-ть понятия бытия и познания, нах-ся в основе законов и категорий, придают знаниям системность и целостность. Осн. принципы диалектики: 1) п. развития, 2) п. взаимосвязи, 3) п. детерминизма(обусловленность), 4) п. системности. Эти принципы означ., что люб. явление в мире во-перв., подвержено изменениям, во-втор., нах-ся в зависимости от др. явлений, в-трет. при этом влияет на них. Категории - фундамент. понятия, кот. отраж. общее отношение действительности. Категории позвол. выявить целостность бытия, взаимосвязь и зависимость различн. явлений. Единичное – категория, выража-ая св-во, присущее отдельн. предметам и явлениям и отсутствующая у др.. Общие – категория, выража-ая св-во присущее опред. множеству явлений. Часть – элемент целого, кот. не обладает самостоят-ю. Целое - то, что сост. из частей. Целое хар-ет те св-ва, кот. нет в отдельн. частях, если они не входят в целое. Причина- явление, действие кот. вызывает и определяет какое-либо новое явление, т.е. следствие. Необходимость – устойчив. и закономерн. связь предметов и явлений, кот отраж. обязат-ть их существования. Случайность - отражение внешн. несуществ., неустойчив. связей предметов и явлений. Возможность - предпосылка возникновения того, чего нет еще в настоящем. Действительность – реальное бытие предметов и явлений. Форма - способ существования предмета или явления. Сожержание - совокупность св-в, связей и процессов, кот. созд. данный предмет или явление.
    25. Основные законы диалектики.

    Принципы диалектики наполняются конкр. содержанием в системе законов. Закон – внутренняя устойчивая связь явлений, кот. обеспеч. их упорядоченное изменение. Законы диалектики: 1) зак. единства и борьбы противоположностей (противоположности- это тенденции единого, кот. допускают и одноврем. исключают др.др.. Противоречия, кот. возник-т между ними явл-ся источником развития. Стадиии противоречия: гаромния, дисгармония (нарушение баланса), конфликт (предельн. форма существования). Сущ. 2 способа разреш. конфликта: уничтожен. системы и переход системы на др. качеств. уровень. Люб. сложн. система имеет источник противоречия. Если убрать противоречия, то мир перестанет развив. и просто исчезнет). 2) зак. взаимн-го перехода колич. и качеств. изменений (количеств. изме-ия дойдя до опред уровня нарушают меру и вызывают переход явления в новое качеств. состояние). 3) зак. двойного отрицания (всякое развитие происх-т как цепь отрицания, кот. опираются на прошлое состояние объекта. Этот процесс наз-ся преемственность).
    26. Синергетика: основные принципы, идеи.

    Динамическая организация бытия сост. в том, что люб. явление подвержено непрерывн. изменениям. С точки зрен. синергетики, науки о самоорганизующихся системах, не может быть развития, если есть покой, равновесие и однородность. Весь мир – это самоорганизующаяся система, представляющая собой процесс, кот. постоян. совершенствуется без участия внешн. причин. Процессы самоорганизации осуществляются за счет перестройки существующих и создания новых связей между элементами системы. Эти процессы носят естеств-ый, спонтанный характер. С сер 20 в. предпринимается попытка построить научн. картину мира на основе принципа глобального эволюционизма. Эволюционные идеи получили обоснование прежде всего в биологии, геологии, астрономии, химии, а затем распространилась на все сферы деятельности. В наст. вр. весь мир, т.е. нежив., жив. и социальн. материя рассматр. в качестве единого, универсального эволюционного процесса. И данный принцип учит. специфику кажд.. области естественно-научного знания.

    27. Принцип глобального эволюционизма в современной науке и философии.

    С серед. 20 века предпринимается попытка построить научн. картину мира на основе принципа глобального эволюционизма. Эволюционные идеи получ. обоснование прежде всего в биологиии, геологии, астрономии, химии, а затем распространилась на все сферы деятельности. В наст. вр. весь мир, т.е. нежив., жив. и социальн. материя рассматр. в качестве единого, универсального, эволюционного процесса. И данный принцип учит. специфику кажд.. области естественно-научного знания.

    Под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс необратимых изменений от простейших до наиболее сложных форм, кот. Генетически и исторически объединяет 4типа прогрессивной эволюции: космический, химический, биологический и социальный. В этом уче­нии раскрывается единый процесс эволю­ции – от появления химических элементов до возникновения человека. 

    Глоб.эволюционизм= ТеорияБольшогоВзрыва+ происхождениеЗемли+ т.происхожденияжизни+ т.происхождениячеловека.

    Законы:1. Прошлые состояния системы определяет ее будущее

    2.Новое состояние системы не является, следствием только прошлых состояний.

    3.Закон отбора: сохраняются, только те системы, которые лучше других используют внешн.энергию.
    28. Понятие природы. Идея коэволюции природы и общества.

    Термин природа рассматр в неск знач: 1. в широком смысле-это вся объективная реальность,весь мат-ый и информац-ый мир вселенной; 2. в узком смысле-это биосфера; тонкая оболочка земли, где протекает жизнь. 3.Также природа- это окр. среда, кот рассматр. как совокуп условий сущ-ия чел.

    Различают естеств-ую и искусст-ую окруж. среду. Естеств. т.е. материальные сис-мы, кот возникли вне и независимо от чел.(1-ая природа). В ней выдел естест. Источники ср-в жизни (растения, животные и т.д). Хар-ка взаимодействия чел с естествен ср-ой опред-ся ур-м развития пр-ва. Рез-т этого пр-ва явл искусств-ая среда обитания (2-ая природа). Все искусств-но создан неодуш предметы и жив организмы наз-ся «техномассой». Ее объем постоянно увел-ся.

    Сам человек способствует изменению среды обитания. Рез-том взаимод-я природы и общества явл экологический кризис. Закономерным итогом чел житед-ти может стать экологическая катастрофа. Но сущ и др сценарии буд-го (29).

    В идеале преобразующая д-ть чел должна основываться на научном понимании естеств и соц процессов и при этом согласовываться с общими законами развития природы. Такой процесс наз-ся коэволюцией природы и общ-ва. Это предполагает ограничение непродуманного испол-я научно-техн-х достижений по отношению к природе, а также сопоставление целей д-ти с ее средствами и последствиями.

    29. Концепции исследования природы человека.

    Концепции объяснен природы чел-ка: 1. Натуралистическая (чел, это элемент природы, кот сущ-ет по её законам). 2. Рационалистическая ( отличительная черта чел это наличие разума и сознания, это позволяет ему постигать законы мира и планировать своё будущее). 3. Марксистская ( сущ чел обусловлено общественными условиями и сознат деят-ю , т.е. чел это предпосылка и продукт истории).4. Экзистенциально- персоналистическая (всякий чел уникален,поскольку обладает индивид. опытом).5. Религиозная (чел. это творение Бога, он мог бы быть господином мира, но из-за грехопадения не властен над собой и полностью зависит от Бога). 6.Синтетическая ( чел это едиство биофизических и духовных сторон). Чел управл своей жизнью на основе культуры, с одной стороны он раствор в мире, а с др.- выделяет себя из него.
    30. Концепции антропогенеза.

    Антропогенез- происхождение чел-ка. Концепции происхождения чел-ка: 1. Религиозная- чел-ка создал Бог. 2. Уфологическая-чел возник при участии внеземного разума. 3. Эволюционная- отстаив идею естеств.-го происхождения чел-ка. Чел.-это продукт общей природной эволюции. Дарвин впервые обосновал сущ. едининого животного предка у чел. и обезьяны, также указал на естествен.-й отбор, способств. Выживанию наиболее приспособленных видов. 4. Трудовая- именно труд стал для чел-ка формой адаптации к внешней среде. 5. Игровая- игра это свободная творческая активность исключ. целесообразность. 6.Семеотическая- вся культура чел-ка это знаковая сис-ма основой кот явл язык, а чел. восприним мир в смысловых характеристиках языка, именно язык опред границы и св-ва мира.
    31. Социокультурные характеристики бытия человека.

    Современ. философия рассматр чел как единство биологич и социального. Биологич представл в виде инстинкта, способностей и влечения. Организм чел подчин всем законам жизни. Социальность выраж в том, что чел воплощает в себе богатство общественного развития. Чел-к через семью, традиию, образование и ср-ва массовой информации усваивает социально значимый опыт- социолизация. Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс непрерывен, он начинается с момента появления на свет и осуществляется практически всю жизнь индивида, так как мы вынуждены постоянно подстраиваться под изменения, происходящие в окружающей нас социальной реальности. Первичной социализирующей ячейкой является семья, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Если семья является институтом первичной социализации, то дальнейшее включение индивида в социально-культурную среду происходит, главным образом, благодаря институту образования. Работа различных воспитательных и образовательных учреждений ориентирована не только на передачу знаний, но и на то, чтобы 1) в определенной мере нивелировать (уравнивать)индивида, сформировать его в соответствии с некоторым усредненным, востребованным в данной культуре образом; 2) подготовить его к выходу в большой социальный «мир» в качестве самостоятельной единицы. Деятельность – форма отношения человека к окружающему миру, основное содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, в соответствии с их потребностями. Категорию деятельности часто противопоставляют категории поведения, с помощью которой обозначают активность любого живого организма, направленную на взаимодействие с окружающей средой. Один из видов деятельности-«коммуникация» она охватывает не только процессы передачи информации в ситуации непосредственного взаимодействия двух и более участников, но и особенности циркуляции информации в масштабах общества, между различными социальными стратами.

    32. Концепции исследования сознания.

    Сознание-творческое отражение мира при помощи идеальных образов. (сознание не зеркало и не функция мозга).

    В истории философии есть несколько подходов в рассмотрении проблемы сознания:

    1)Субстанциональный подход трактует «сознание» как первосущность мира. Индивид-он человеческое сознание рассматривается как проявление мирового разума.

    2)Функциональный-«сознание» функция мозга , благодаря которой человек познает мир.

    3)Экзистенционально-феноменологический описывает опыт индив-ого сознания, изучает личностные смыслы, т.е. нет одинаковых сознаний.

    4)Современный-социокультурный признает сознание результатом коллективного опыта всего развития истории и культуры.
    33. Происхождение сознания.
    Природной предпосылкой сознания явл-ся св-во отражения, как способности объекта воспроизводит хар-ки взаимодействующего с ним объекта.

    В живой природе существует 3 формы отражения: 1)Раздражимость-непосредственная, целостная реакция организма на воздействие; 2)Чувствительность-непосред дифференцированная реакция; 3) Психика-высшая форма отражения в природе. Это адаптационный механизм, который обеспечивает поисковое поведение высокоорганизованных животных в различных ситуациях.

    У животных психика-это продукт биоло-ого развития, а чел-кая психика-результат биосоциального развития. Человек с помощью языка может информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, т.е. передавать социальный опыт. Сознание не может возникнуть вне общения и общественной среды.
    34. Сознание, его свойства, функции.

    Сознание-творческое отражение мира при помощи идеальных образов. (сознание не зеркало и не функция мозга)

    Свойства сознания:

    1) идеальность-образы объектов в виде ощущений, представлений не явл-ся их точными копиями;

    2) универсальность-способность отражать любые св-ва объектов;

    3) целеполагание – способность идеально создавать желаемый продукт деят-сти;

    4) уникальность-нет одинаковых сознаний.

    Функции сознания:

    1. Отражательная

    2. Информационная

    3. Коммуникативная

    4. Преобразовательная


    35. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Самосознание.

    Структура сознания:

    -Мышления

    -Чувства

    -Воля

    -Эмоции

    Уровни чел психики (Зигмунд Фрейд):

    1) сознание - конкретность восприятия и мысли;

    2) подсознание- то, что находится за границами познания и не подчинено конкр-ому мышлению. Скрытая память, неосознанное восприятие, автоматические действия.

    3) бессознательный ур - инстинкты и рефлекторные процессы (дыхание)

    Сознание тесно связано с самосознанием.

    Самосознание – выделение себя из внешней среды, рассмотрение себя со стороны, это ситуация анализа, сознание своего положения в обществе и тд.
    Отличие чел от жив – у чел абстрактное мышление, а у жив – конкретно-ситуативное.

    З.Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя различные врожденные или вытесненные из сознания асоциальные влечения, импульсы. В бессознательном невозможен целенаправленный контроль человеком своих действий, оценка их результативности. Бессознательное обладает противоположными свойствами по отношению к сознанию.

    Сознание тесно связано с самосознанием. Самосознание-выражение себя из внешней среды, рассмотрение себя со стороны, это ситуация анализа, осознание своего положения в обществе. Самосознание развивается в процессе формирования человека как личности. В психологии самосознание соотносится с умением чел-ка анализировать свой внутренний мир, переживания и чув-ва


    36. Сознание человека в современном социокультурном пространстве.

    Со 2-ой половины 20-ого в. Наблюдается рост значения информации в жизни общества, при этом изменилось положение и роль человека в мире, его взаимодействие с природой и техникой. Дух.ценности во многом пренебрегаются ради материальных ценностей.

    Ускорение социального развития обусловило разрыв традиций, нет приемственности. В следствие обнаружилось глубокое отчуждение между мо лодым и старшим поколениями.

    20 в. стал веком культ-ого многообразия и мировоззренческого плюрализма.

    Благодаря развитию интернет-технологий появляется новая форма общественной организации-«Глобальная деревня»-все люди через распространение универсальных культурных образов, а также мировых торговой и финансовой систем оказались объединенными во взаимозависимое сообщество.

    И место ИТ обеспечивают пространство всеобщего диалога в глобальном масштабе.

    Сегодня каждый человек имеет быстрый доступ практически к любой инф-ции. Все это открывает не только новые возможности для развития, но и несет множество угроз. Переизбыток инф-ции может способствовать дезинф-ции, негативно влиять на здоровье и психическое состояние человека. Интернет уничтожая социальные барьеры ставит проблему индивидуальной и культурной идентичности.

    Современ.человек живет в условиях многообразия мировоззренческих ориентиров.

    Современ. мыслители констатируют появление нового типа неравенства и эксплуатации в свзи с развитием ИТ. Появл-ся новый господствующий класс. Это информационная элита, т.е. владельцы компаний, производящ. программное обеспечение.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта