+ А.Тойнби
} Основной элемент теории Н.Я. Данилевского: {
цивилизация
социальная революция
+ культурно-исторический тип
национальная культура
} Представители формационной концепции развития общества (несколько вариантов ответа): {
+ К. Маркс и Ф. Энгельс
О. Шпенглер и К. Ясперс
+ Д. Белл и Дж. Тоффлер
Н.Я. Данилевский и Л.Н. Гумилев
} Представление об однолинейном историческом прогрессе, о развитых и отсталых народах характерно для: {
+ формационной концепции общественного развития
цивилизационной концепции общественного развития
} О. Конт выделял в истории развития человеческого общества три стадии: {
традиционную, индустриальную и постиндустриальную
рабовладельческую, феодальную и капиталистическую
+ теологическую, метафизическую и позитивную
догосударственную, государственную и цивилизационную
} Установите соответствие между типами общества в теории Д. Белла и Дж. Тоффлера и их характеристиками: {
традиционное общество -> (сельское хозяйство, деревня, традиция)
индустриальное общество -> промышленное производство, город, гражданские права и обязанности
постиндустриальное общество -> информация, мегаполис, индивидуальная свобода
} Выделите представления о развитии общества, согласно цивилизационной концепции общественного развития (несколько вариантов ответа): {
+каждая национальная культура уникальна, ее нельзя сравнивать с другими культурами
существуют объективные законы общественного развития, распространяющиеся на все человечество
+ каждый социальный организм развивается циклически
исторический прогресс однолинеен
} Основные фазы развития культуры, согласно теории О. Шпенглера: {
+ мифосимволическая, метафизико-религиозная и цивилизационная
теологическая, метафизическая и позитивная
рост, расцвет и старение
феодальная, капиталистическая и коммунистическая
} Главные критерии расцвета культуры, согласно цивилизационной концепции развития общества (несколько вариантов ответа): {
прогресс науки и техники
+ развитие религии, наук и искусств
- рост благосостояния и улучшение условий жизни людей
+ рост влияния моральных норм на жизнь общества
} Основа экономики в обществе постиндустриального типа: {
владение ресурсами и промышленное производство
владение землей и сельское хозяйство
+ владение информацией и производство услуг
} К социальным общностям относятся: {
+ политические партии, религиозные организации, профессиональные сообщества
- любые организованные группы людей
политика, экономика, религия, образование
} Общество – это: {
совокупность и взаимодействие множества отдельных людей
+ совокупность общественных отношений, предполагающая конкретно-историческую организацию коллективной структуры взаимодействий
объединение одного вида в целях оптимизации жизнедеятельности
} Возможность перехода из одной социальной группы в другую: {
+ социальная мобильность
социальная аномия
социальная диффузия
} Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством: {
+ гражданское
имперское
тираническое
} Процесс усвоения индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества: {
+ социализация
стагнация
адаптация
} Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени: {
эволюция
+ революция
реформа
движение
} Основная идея формационного подхода к проблеме исторического развития общества: {
формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения
развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом
история имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу»
+ мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ
}
Сущность человека, по К.Марксу, трактуется как
Выберите один ответ:
1. способность производить орудия труда
2. способность постигать сущность вещей
3. свобода
4. рациональность
5. совокупность всех общественных отношений
Ответ – 5 Пантеистический монизм – Б.Спиноза, Бруно, Кузанский,Коперник
Материалистический – Маркс, Энгельс, Ленин
Идеалистический – Августин Аврелий, Гегель, Соловьев Понятие, обозначающее необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества
Выберите один ответ:
1. Прогресс
2. Развитие
3. Регресс
4. Пространство
5. Изменение
Ответ – 2 Определите соответствие между основными формами движеения материи и их сущностью Совокупность, явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни – социальная
Движение теплоты, света, гравитация – физическая
Сложные взаимодействия молекул – химические
Модель постановки и решения проблем, принятая в качестве образца на определенном историческом этапе развития науки, называется
Выберите один ответ:
1. Метод
2. Концепция
3. Парадигма
4. Гипотеза
5. Догма
Ответ – парадигма К социальным общностям относятся
Выберите один ответ:
политические партии, религиозные организации, профессиональные сообщества
общество, государство
политика, экономика, религия, образование
любые организованные группы людей
искусство
Ответ – 1 Философское учение и онтологический принцип, утверждающий равноправие двух начал в мироздании
Выберите один ответ:
1. Плюрализм
2. Дуализм
3. Материализм
4. Идеализм
5. Монизм
Ответ – 2 Западному типу цивилизационного развития соответствует
Выберите один ответ:
1. техногенное общество
2. эзотерическое общество
3. промышленное общество
4. традиционное общество
Ответ – техногенное Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания
Выберите один ответ:
1. искусство
2. наука
3. теология
4. мифология
5. философия
Ответ – 3 Существует несколько основных типов социальных общностей. Отметьте неверный тип социальной общности
Выберите один ответ:
профессиональные
классовые
этнические
демографические
государственные
Ответ – 5 Старение организма человека может быть отнесено к процессу развития
Выберите один ответ:
Верно
Неверно
Ответ – верно Представитель договорной теории происхождения государства
Выберите один ответ:
1. Н. Макиавелли
2. К. Маркс
3. Т. Гоббс
4. Аристотель
Ответ – Гоббс
Направление в теории познания, признающее чуственный опыт источником познания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
Выберите один ответ:
1. Рационализм
2. Реализм
3. Механицизм
4. Эмпиризм
5. Релятивизм
Ответ – эмпиризм Термин, противоположный понятию "индукция" – дедукция Философская категория, служащая для обозначения способности человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного усмотрения
Выберите один ответ:
1. цель
2. воля
3. свобода
4. ответственность
Ответ – свобода Основа познания и критерий истины в рамках диалектико-материалистической гносеологии
Выберите один ответ:
1. Практика
2. Мышление
3. Полезность, успех
4. Наука
5. Производство
Ответ – практика Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руковдствуется большинство членов общества
Выберите один ответ:
1. политическая культура
2. педагогическая культура
3. светская культура
4. гражданская культура
5. доминирующая культура
Ответ – 5 Закон единства и борьбы противоположностей определяет
Выберите один ответ:
1. Качество вещи, предмета
2. Характер развития
3. Процесс познания
4. Результат развития
5. Источник развития
Ответ – 5 Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством
Выберите один ответ:
1. потребность
2. традиции
3. право
Ответ – 3
Философия, одним из основных понятий которой является категория «недеяние»:
Выберите один ответ:
a. буддизм
b. даосизм
c. индуизм
d. конфуцианство
Ответ – б Сторонник позитивистских идей О. Конта:
Выберите один ответ:
a. Г. Спенсер
b. К.-Г. Юнг
c. Д. Юм
d. Г. Зиммель
Ответ – 1 Установите соответствие между направлениями в гносеологии Нового времени и их представителями Рационализм –Декарт, Лейбниц
Агностицизм –Дж.Беркли, Д.Юм
Сенсуализм – Дж.Локк
Эмпиризм –Ф.Бэкон
Философ эпохи Возрождения, считавший, что движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде:
Выберите один ответ:
a. М. Лютер
b. Н. Кузанский
c. Т. Кампанелла
d. Н. Макиавелли
Ответ – 4 Представление в средневековой философии о том, что смысл истории состоит в спасении человека:
Выберите один ответ:
a. провиденциализм
b. монотеизм
c. креационизм
d. антропоцентризм
Ответ – 1 Архетипы в теории К.-Г. Юнга – это:
Выберите один ответ:
a. ситуации экзистенциального выбора в жизни человека
b. неосознаваемые влечения, инстинкты и вытесненные страхи
c. универсальные образцы поведения, сохраненные в культуре в виде мифов и художественных образов
d. система табу и других правил поведения, закрепленная в культуре человечества
Ответ – 3 Представитель античного атомизма:
Выберите один ответ:
a. Платон
b. Аристотель
c. Демокрит
d. Гераклит
Ответ – в Установите соответствие между авторами теорий общественного договора и их представлениями о естественном состоянии человеческого общества
Дж.Локк – состояние, в котором нарушались естесственные права людей
Ж-Ж.Руссо – состояние всеобщего равенства
Т.Гоббс – война против всех. Русский представитель экзистенциальной философии, автор философии свободы:
Выберите один ответ:
a. М.А. Бакунин
b. П.Я. Чаадаев
c. Н.А. Бердяев
d. М.В. Ломоносов
Ответ – скорее всего, Бердяев Принцип фаллибилизма, с точки зрения К. Поппера, означает:
Выберите один ответ:
a. сбор фактов
b. опровержение опытом
c. погрешность всякого знания
d. непрерывность научного исследования
Ответ – 3 Основа познания, согласно философии Р. Декарта:
Выберите один ответ:
a. врожденные идеи
b. эмпирический опыт
c. вера в авторитеты
d. результаты экспериментов
Ответ – 1 Принцип, который, с точки зрения К. Поппера, играет главную роль в развитии науки:
Выберите один ответ:
a. верификация
b. фальсификация
c. индукция
|