Вопросы для рубежного тестирования по дисциплине философия
Скачать 240.75 Kb.
|
И. Кант В. Соловьев самоорганизация систем К. Маркс усиление согласованности в поведении элементов системы постепенность протекания процессов организация деятельности за счет собственных ресурсов предельное неупорядоченное состояние системы механизм приспособления живого организма к изменениям внешней среды распад сложных веществ в организме, сопровождающийся освобождением энергии развития «открытых» систем линейного эволюционного развития учение о сотворении мира Богом из ничего Г. Гегель К. Маркс медленный и постепенный характер развития прогресс компактификация пространства-времени сингулярность четыре } модель пульсирующей Вселенной инфляционная модель расширяющаяся модель -> А. Фридман, Э. Хаббл, Г. Гамов теория струн теория Большого Взрыва сверхплотной, холодной и бесконечно больших размеров стационарного состояния Вселенной плюрализм -> философская концепция, утверждающая существование множества субстанций монизм -> философская концепция, утверждающая существование только одной субстанции стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.п. сильное взаимодействие классической картины мира абсолютность пространства и времени пространственно-временной континуум фотон физический вакуум неделимых частиц электромагнитной картины мира корпускулярно-волновой дуализм время -> длительность и скорость протекания процессов движение -> изменение, исчезновение и возникновение объективного идеализма движение, явление и процесс материализма субъективного идеализма Гольбаха дух материя антропология -> (сознание, антропосоциогенез) онтология ->(бытие, субстанция, материя) познаниеВОПРОСЫ ДЛЯ РУБЕЖНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» для студентов 2 курса лечебного факультета 1 семестр Философия возникла: -: V в.; -: VI-V вв. до н.э.; -: XVII в.; -: VII-VI вв. до н.э. 2. Мировоззрение – это - : система знаний о мире; -: комплексное воззрение человека на мир; - :комплекс мироощущений. 3. Совокупность воззрений, оценок, принципов человека, определяющих его общее понимание действительности, его образ мысли и поведения -: мироздание; -: миропорядок; -: мироустройство; -: мировоззрение. 4. Форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, мира в целом -: наука -: мораль -: философия -: право 5. Понятие, выражающее эмоционально-чувственную сторону в структуре мировоззрения -: миропонимание; -: миропознание; -: мироописание; -: мироощущение. 6. Дрейневйший тип мировоззрения -: философское мировоззрение; -: религиозное мировоззрение; -: научное мировоззрение; -: мифологическое мировоззрение. 7. Слово «философия» в переводе с греческого языка означает -: душа культуры; -: учение о мудрости; -: любовь к мудрости; -: идея совершенной мудрости; -: форма теоретического мировоззрения. 8. Единицей философского языка является -: категория; -: образ; -: слово; -: термин. 9. Гносеология – это -:философское учение о бытии; -: философское учение о познании; -: философское учение о человеке; -:философское учение об обществе. 10. Философский метод мышления, в основе которого лежат принципы взаимосвязи и развития всех явлений действительности называется -: метафизикой; -: герменевтикой; -:диалектикой; -: логикой. 11. Онтология – это -:философское учение о бытии; -: философское учение о познании; -: философское учение о человеке; -:философское учение об обществе. 12. Объективно-устойчивый способ достижения конкретной цели называется -: стилем; -: стратегией; -: методологией; -: методом. 13. Способ рассмотрения всех разнообразных явлений мира как существующих на основе одного начала, единой основы всего сущего называется -: монизм; -: плюрализм; -: дуализм. 14. Лишнее понятие в данном перечне -: онтология -: гносеология; -: этика -: филология 15. Установите соответствие между разделом философии и категорией L1: онтология- Бытие L2: гносеология- Истина L3: этика- Нравственность L4: эстетика- Красота R1: истина R2: бытие R3: красота R4: нравственность 16. Иррационализм в философии – это учение -: об опыте как источнике познания -: ограничивающее возможности рационального познания, противопоставляющее ему интуицию и бессознательное; -: о принципиальной непознаваемости мира -: идеалистическое учение об абсолютном духе 17. Идеализм в философии – это -: жизненный принцип, предполагающий ориентацию на высокие идеалы -: направление в философии, утверждающее, что подлинной реальностью является дух -: методология, ориентированная на использование идеализации в научном познании -: стиль жизни, характеризующийся отвлечённостью от реальных, практических проблем 18. Термин, противоположный понятию «материализм» идеализм 19. Термин, противоположный понятию «идеализм» материализм 20. Термин, противоположный понятию «индукция» дедукция Философское направление, утверждающее: «Высший Разум создает материю», - -:сциентизм; -:гуманизм; -:материализм; -:идеализм. 22. Установите соответствие понятий их определениям L1: онтология; L2: гносеология; L3: аксиология; L4: логика; R1: учение о ценностях; R2:учение о формах мышления; R3: учение о бытии; R4: учение о познании. 23. Установите соответствие понятий их определениям L1: пантеизм; L2: монизм; L3: дуализм; R1: философская концепция, утверждающая существование только одной субстанции; R2: философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций. R3: учение, отождествляющее Бога и природу; 24. Поворот к изучению проблем человека в античной философии осуществил -: Сократ; -: Фалес; -: Платон; -: Эпикур. 25. Основу и сущность мира, по Фалесу, составляет -: четыре элемента; -: атомы; -: боги; -: вода. 26. Мельчайшие неделимые единицы бытия в философии Демокрита называются -: гомеомерии; -: монады; -: атомы; -: частицы. 27. Автор утверждения «Все сущее есть число» -: Парменид; -: Зенон; -:Пифагор; -: Гераклит. 28. Тезис «человек – мера всех вещей» выдвинули -: киники; -: перипатетики; -:софисты; -: стоики. 29. Расположите античные философские школы в порядке их возникновения 53421 1. неоплатонизм; 2. римский стоицизм; 3. Платоновская Академия; 4. Ликей Аристотеля 5. пифагореизм. 30. Установите соответствие философа и выдвинутой им идеи L1: Платон; L2: Аристотель; L3: Демокрит; L4: Анаксагор; R1: единство материи и формы; R2: атомы; R3: гомеомерии; R4: идея, эйдос. 31. Философ, полагавший, что познание – это воспоминание душой тех идей, с которыми душа встречалась и которые она познала в то время, когда она еще свободно существовала в царстве идей-эйдосов -: Кант -: Аристотель -: Платон -: Сенека 32. Философ, сформулировавший основные законы и формы логического мышления: -: Пифагор -: Аристотель -: Эпикур -: Диоген 33. Античный философ, первым обосновавший принцип этического рационализма -:Демокрит; -:Сократ; -:Эмпедокл; -:Платон. 34. Учение софистов носит характер -: теоцентристский -: релятивистский -: альтруистический -: дуалистический 35. Древнеиндийские сакральные тексты, содержащие исходные идеи индийской философии, называются -: шудры; -: сансара; -: веданта; -: Веды. 36. Автор «золотого правила нравственности» -: Гуань Чжун; -: Мо-цзы; -: Лао-цзы; -: Конфуций. 37. Высказывание «Страдание – общий удел мира, причина его – желания, страсти, привязанности; конец страдания – в Нирване; существует путь достижения Нирваны» относится к религиозно – философскому учению -: конфуцианства; -:буддизма; -: иудаизма. 38. Установите соответствие между терминами индийской философии и их содержанием L1: карма; L2: сансара; L3: брахман; L4: атман; R1: перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы; R2: космическое духовное начало; R3: индивидуальное духовное начало; R4: закон, определяющий характер нового воплощения. 39. Выделите черты средневековой философии: -: теоцентризм; -: антропоцентризм; -: социоцентризм; -: космоцентризм. 40. Социальная философия Августина Аврелия базировалась на представлении -: целенаправленности истории; -: цикличности исторического процесса; -: неизменности общественного бытия; -: бесцельности истории. 41. Представитель патристики, раскрывший христианскую концепцию философии истории в работе «О граде Божьем» -: Тертуллиан -: Августин Аврелий -: Григорий Нисский -: Фома Аквинский 42. Период европейской средневековой философии XVIII-XIII в.в. называют периодом -: мистики -: патристики -: схоластики -: апологетики 43. Направление в средневековой философии, представители которого считали понятия лишь именами и отрицали то, что понятия отражают свойства и качества реальных вещей -: номинализм -: реализм -: концептуализм -: умеренный реализм 44. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви: -: материализм; -: идеализм; -: гуманизм; -: природоцентризм; 45. Характерная черта Ренессанса -: теоцентризм; -: наукоцентризм; -: космоцентризм; - : антропоцентризм; -: природоцентризм. 46. Социальный философ эпохи Возрождения, автор трактата «Государь», -: Кальвин; -: Коперник; -: Лютер; -: Макиавелли; -: Галилей. 47. Основоположники реформации: -:Лютер; -:Кальвин; -: Эразм Роттердамский; -: Коперник; -: Бруно. 48. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом -:предпринимательскую деятельность; -:философский скептицизм; -:ростовщическое ремесло; -:молитвенное служение; -:монашескую аскетическую практику. 49. Для философских представлений о мире в эпоху Возрождения характерен: -: пантеизм; -: психологизм; -:механицизм; -: мистицизм. 50. Гносеологическое течение в европейской философии, которому соответствует высказывание: «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах» -: рационализм -: агностицизм -: сенсуализм -: эмпиризм 51. Движение познания от единичного к общему в философии Ф. Бэкона называется -: дедукцией -: истиной -: методом -: индукцией 52. Заблуждения в познании, вызванные бессознательным употреблением слов и выражений языка, в которых заключены предрассудки предшествующих поколений, относятся, по Ф. Бэкону, к идолам -: пещеры -: площади -: скалы -: рода 53. Французский философ Нового времени, исходным принципом философии которого является тезис «мыслю значит существую». -:Лейбниц; -:Декарт; -:Спиноза; -:Бэкон. 54. Основатель рационализма в философии Нового времени -: Р.Декарт; -: Т.Гоббс; -: Б.Спиноза; -: Б.Паскаль; -: Ф.Бэкон. 55. Согласно Лейбницу, субстанция как духовная единица бытия есть… -: монада; -: триада; -: форма; -: идея; -: Бог. 56. Назовите социально-политических мыслителейXVII - XVIII в.в.: -: Локк; -: Гоббс; -: Ньютон; -: Лейбниц; -: Спиноза. 57. Причина неравенства в человеческом обществе, согласно учению Ж.-Ж. Руссо, кроется в -: частной собственности; -: власти; -: наследственности; -: образовании; -: воспитании. 58. Назовите естественные права человека, согласно учению Дж. Локка: -: равенство;(офаем нахуй, неверный ответ) -: образование; -: независимость; -: жизнь; -:свобода; -: собственность. 59. Учение Канта о познавательных возможностях человека может быть охарактеризовано как -: агностицизм; -: материализм; -: мистицизм; -: диалектика. 60. Автор этического учения о «категорическом императиве» -:Кант; -:Маркс; -:Фихте; -:Дидро. 61. Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма, представитель немецкой классической философии -: Фихте; -: Лейбниц; -: Фейербах; -: Гегель. 62. Основоположник диалектического и исторического материализма -:Фихте; -:Гегель; -:Фейербах; -:Маркс. 63. Сущность человека, по К.Марксу, трактуется как -: совокупность всех общественных отношений; -: свобода; -: способность постигать сущность вещей; -: способность производить орудия труда. 64. Автор концепции, согласно которой исторический процесс представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций -: Л.Фейербах -: Ф.Гегель -: М.Вебер -: К.Маркс 65. Установите соответствие между автором и созданным им понятием: L1: сверхчеловек L2: эйдос L3: воля к жизни L4: сублимация R1: Шопенгауэр R2: Фрейд R3: Ницше R4: Платон 66. Понятие древнегреческой философии и культуры, отражающее представление о мире как об упорядоченном гармоническом целом, противоположность хаоса -: архе; -: смысл бытия; -: Единое; -: космос 67. Установите последовательность возникновения философских категорий 3412 1. Универсалии 2. Вещь-в-себе 3. Первоначало 4. Диалектика 68. Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, верой в его безграничные творческие возможности -:Возрождение; -:Античность; -:Средневековье; -:Новое время; -:Просвещение. 69. Установите последовательность возникновения философских категорий: 3124 1. Мораль 2. Формация 3. Эйдос 4. Фальсификация 70. Установите последовательность возникновения философских категорий: 4123 1. Метафизика 2. Гуманизм 3. Воля к власти 4. Бытие 71. Установите последовательность возникновения философских категорий: 2143 1. Эйдос 2. Атом 3. Естественное право 4. Универсалии 72. Философское учение, отождествляющее Бога и мир, называется -:теизм; -:фидеизм; -:пантеизм; -:деизм. 73. Философское учение и онтологический принцип, утверждающий равноправие двух начал в мироздании -: теизм -: дуализм -: аксиология -: агностицизм 74. Лишнее понятие в данном перечне -: Я -: Оно -: Сверх-Оно -: Сверх-Я 75. Идею бессознательной мотивации сознания впервые выдвинул -:Дж. Локк; -:Платон; -:Ницше; -:Фрейд. 76. Философское понятие, обозначающее знание, предшествующее опыту и существующее независимого от него: -: априорное знание; -: идея; -: апостериорное знание; -: апперцепция. 77. Гносеологическая позиция автора высказывания «Нет ничего в разуме, чего прежде бы не было в чувствах» называется -: рационализм; -: сенсуализм; -: реализм; -: скептицизм; -: фидеизм. 78. Способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства называется -: откровение -: интуиция -: умозрение -: эврика 79. Представитель договорной теории происхождения государства -: Н. Макиавелли -: К. Маркс -: Т. Гоббс -: Аристотель 80. Позитивистское отношение к философии проявляется в высказывании -: наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя -: наука – первоначальная ступень в познании истины, над которой возвышается философия -: наука и философия отдаляют человека от истины в силу их отказа от Откровения -: философия – царица наук 81. Для идеализма характерно утверждение: -: первично сознание, материя независимо от сознания не существует -: материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга -: это строгая непротиворечивая система суждений о природе -: первично сознание, материя не существует 82. Основа бытия, существующая сама по себе, независимо ни от чего другого, -: субстанция -: сознание -: интенция -: атрибут 83. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает -: монизм -: дуализм -: скептицизм -: релятивизм 84. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает -: эмпиризм -: релятивизм -: агностицизм -: плюрализм 85. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека -: Платон -: Гегель -: Юнг -: Фрейд 86. Гносеология изучает -: границы и возможности человеческого познания -: человеческое бытие -: нравственные ориентиры человеческой жизни -: эстетические ценности 87. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает -: скептицизм -: атеизм -: рационализм -: эмпиризм 88. И. Кант считал, что высшей способностьючеловека, которая руководит деятельностью его рассудка, является -: совесть -: сознание -: чувства -: разум 89. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории -: естественный отбор -: классовая борьба -: Мировой Дух -: воля выдающихся личностей 90. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что: -: философия осуществляет рефлексию современной ей культуры -: философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя -: философия способствует улучшению характеров людей -: философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире 91. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул: -: Августин -: Спиноза -: Демокрит -: Маркс 92. Материя есть первоисточник бытия, утверждает -: материализм -: идеализм -: интуитивизм -: иррационализм 93. В структуре психики человека З.Фрейд выделяет -: Оно, Сверх- Я, Я -: Оно, До-Я, Пра-Я -: Оно, Сознательное Я -: Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы 94. Если предсказанные научной теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, тогда, согласно философии К. Поппера,можно говорить о -: верификации теории -: фальсификации теории -: апробации теории -: конгруэнтности теории и опыта 95. Согласно стоикам, путь к счастью – это -: следование судьбе и долгу; -: самопознание; -: получение удовольствий; -: борьба с обстоятельствами. 96. Общественно-экономическая формация – это -: общество с присущей ему формой правления -: общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой -: локальная замкнутая цивилизация -: совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве 97. Мировоззрение – это: -: совокупность знаний, которыми обладает человек -: совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе -: отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе -: система адекватных предпочтений зрелой личности 98. Данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях» принадлежит -: материалисту -: объективному идеалисту -: дуалисту -: субъективному идеалисту 99. Бессознательная часть психики, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности -: Самость -: Оно -: Пра-Мы -: Персона 100. К. Маркс выделял … общественно-экономических формаций -:десять -: пять -: три -: две 101. Представитель объективного идеализма: -: Маркс -: Беркли -: Демокрит -: Гегель 102. Методологический принцип, признающий разум основой познания: -: сенсуализм -: скептицизм -: рационализм -: релятивизм 103. Кант видел назначение философии в поисках ответов на следующие вопросы: а) что я могу знать? б) что я должен делать? в) на что я могу надеяться? г) что такое человек? Установите соответствие между перечисленными вопросами и философскими дисциплинами, в которых следует искать ответы на каждый из этих вопросов: L1: что я могу знать? L2: что я должен делать? L3: на что я могу надеяться? L4: что такое человек? R1: этика; R2: философия религии; R3: философская антропология; R4: гносеология. 104. Материализм – это: -: признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.п.; -: практический, здравый взгляд на вещи; -: признание первичности природы, материи и вторичности идеального начала, сознания; -:признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира. 105. Идеализм – это: -: утверждение, что идеи, мысли существуют реально; -: признание идеального начала первичным, определяющим материальное; -: стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству; -: стремление обосновать божественные истоки и сущность мира. 106. Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это: -: материализм, -: идеализм, -: агностицизм, -: диалектика, -: метафизика. 107. Представители материализма: -: Демокрит -: Гегель -: Платон -: Маркс -: Беркли 108. Агностицизм – это: -: признание принципиальной непознаваемости окружающего мира, -: теория познания, -: отрицание сотворения мира Богом, -: признание относительности любого человеческого знания. 109. Начало формирования философского мышления в Индии связано с -: даосизмом; -: брахманизмом; -: исламом -: буддизмом. 110. Основатель даосизма -: Конфуция; -: Лао-цзы; -: Мо-цзы; -: Цзоу Яня. 111. Категория «недеяние» характеризует философию -: индуизма; -: буддизма; -: даосизма; -: конфуцианства. 112. Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме: 3142 1. Существует причина страдания; 2. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания; 3. Существование человека неразрывно связано со страданием; 4. Существует освобождение от страдания. 113. Представители Милетской школы в античной философии сфрмулировали проблему: -: человека -: первоначала -: Бога -: счастья 114. Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг "Познай самого себя"? -: Фалес, -: Гераклит, -: Сократ, -: Аристотель, -: Сенека 115. Философское направление, к которому можно отнести учение Платона: -: материализм, -: объективный идеализм, -: субъективный идеализм, -: агностицизм. 116. Представитель атомизма: -: Аристотель -: Гераклит, -: Демокрит, -: Платон, 117. Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.: -: Гераклит, -: Парменид, -: Зенон Элейский, -: Сократ, -: Аристотель. 118. С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием -: плохого воспитания -: человеческого незнания -: божественного промысла -: подражания авторитетам 119. Согласно софистам, истина: -: субъективна; -: абсолютна; -: относительна; -: объективна. 120. Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой: -: Аристотель -: Гераклит -: Платон -: Сократ 121. Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал: -: Платон -: Сократ -: Эпикур -: Аристотель 122. «Добродетель есть знание. Дурные поступки порождаются незнанием», - считал: -: Платон -: Сенека -: Эпикур -: Сократ -: Протагор 123. В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве: -: человека -: космоса -: Бога -: природы 124. Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и: -: разума -: чувства -: интуиции -: долга 125. Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано: -: искусством -: наукой -: мифологией -: религией 126. Реализм в средневековой философии – это направление: -: адекватно воспроизводящее реальность. -: утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи. -: утверждающее, что реальны только единичные вещи 127. Мыслители эпохи Средневековья: -: Платон, -: Ф.Аквинский, -: Гераклит, -: Августин Блаженный, -: Эпикур. 128. Номинализм в средневековой философии - это направление: -: утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие; -: утверждающее принцип гармонии веры и разума; -: отрицающее возможность познания внешнего мира; -: рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом. 129. Отличительные особенности, характерные для средневековой философии: -: теоцентризм; -: космоцентризм; -: противопоставление "града земного" и "града небесного"; -: диалектичность; -: понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира. 130. Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья? -: эмпиризм и рационализм; -: диалектика и метафизика; -: реализм и номинализм; -: скептицизм и агностицизм. 131. Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма: -: Тертуллиан -: Августин Блаженный -: Фома Аквинский -: Иоанн Росцеллин 132. Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов: -: соотношение веры и разума; -: создание мира Богом; -: универсалий; -: двойственности природы человека (божественной и земной) 133. «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского: -: пять логических доказательств бытия Бога; -: пять способов обретения истинной веры; -: пять догматов христианского вероучения; -: пять заповедей христианской морали. 134. Антисхоластическая направленность воззрений мыслителей эпохи Возрождения предполагала: -: утверждение авторитета церкви -: развитие атеистических убеждений -: критику средневековой философии -: освобождение христианской идеологии от еретических учений 135. Воззрения Дж. Бруно характеризуют идеи: -: бесконечности Вселенной; -: построения идеального государства; -: существования бесчисленного множества миров во Вселенной; -: атомарного строения материи 136. Установите соответствие между историческими типами философской мысли и перечисленными ниже характеристиками: L1: античная философия; L2: средневековая философия; L3: философия эпохи Возрождения. R1: теоцентризм, монотеизм; R2:антропоцентризм, пантеизм; R2: космоцентризм, политеизм. 137. Мыслитель эпохи Возрождения, нарисовавший образ идеального государства и поместивший его на остров Утопия: -: Петрарка, -: Макиавелли, -: Мор, -: Бруно, -: Кузанский 138. Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности: -: гуманизм, -: антропоморфизм, -: антропология, -: пантеизм. 139. К какой области философской мысли относятся труды Т. Кампанеллы? -: натурфилософии; -: политической философии; -: социальной утопии. 140. Создатель гелиоцентрической системы мира: -: Кузанский -: Бруно -: Петрарка -: Коперник 141. Для философской позиции Кузанского характерен: -: атеизм, -: пантеизм, -: деизм, -: дуализм, -: материализм. 142. Ложные представления, которые являются следствием несовершенства органов чувств, по Бэкону: -: идолы рода -: идолы пещеры -: идолы рынка -: идолы театра 143. Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает: -: заключение международных соглашений -: заключение двухсторонних государственных соглашений -: возникновение общества -: переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми 144. Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону: -: идолы рода; -: идолы пещеры; -: идолы рынка; -: идолы театра 145. Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания: -: Бэкон, -: Декарт, -: Спиноза, -: Локк, -: Лейбниц 146. Авторы теорий общественного договора: -: Бэкон, -: Локк -: Спиноза, -: Руссо 147. Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»: -: Монтескье -: Локк -: Макиавелли -: Гоббс -: Мор 148. В своей философской концепции Ф. Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой: -: основы религиозных убеждений человека; -: заблуждения, создающие у человека ложные представления; -: предметы поклонения; -: ориентиры научного познания. 149. Европейский мыслитель XVII в. - основоположник эмпиризма: -: Бэкон, -: Декарт, -: Спиноза, -: Лейбниц. 150. Автор теории разделения властей: -: Локк, -: Гольбах, -: Вольтер, -: Гоббс, -: Гельвеций 151. Представители философии французского Просвещения: -: Гольбах, -: Гегель -: Дидро, -: Кампанелла -: Шеллинг. 152. Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения: -: материалистическая, -: идеалистическая, -: диалектическая, -: скептическая. 153. Положение, соответствующее нравственной позиции Канта: -: "Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай". -: "Всякий перед всеми за всех виноват". -: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства". 154. Кантовское понятие "априориорное знание" означает: -: неразрешимое противоречие; -: опытное знание; -: внеопытное знание; -: отрицание возможности познания мира 155. Представители немецкой классической философии: -: Кант -: Шпенглер -: Ницше -: Гегель -: Гольбах 156. Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы: -: развития -: познания -: бытия -: морали 157. Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»: -: Гегель -: Кант -: Фейербах -: Шеллинг 158. Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве: -: Гегеля -: Фейербаха -: Шеллинга -: Канта 159. Понятие, характеризующее философию Гегеля: -: апория -: вещь в себе -: абсолютная идея -: утопия 160. Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает: -: уровень развития производительных сил. -: степень демократичности политического режима. -: уровень развития научных знаний. -: степень нравственного совершенства человека. 161. Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии: -: историческое развитие носит субъективный характер. -: общественное бытие определяет общественное сознание. -: вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов. -: развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер. 162. Критерием истины в марксистской философии выступает: -: самоочевидность; -: практика; -: полезность; -: человек 163. Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других: -: классовые; -: национальные; -: производственные; -: политические; -: нравственные 164. Представитель марксистской философии - разработчик трудовой теории антропогенеза: -: Маркс, -: Энгельс, -: Плеханов, -: Ленин 165. Установите соответствие между группами понятий и философскими направлениями, в которых они используются: L1: пограничная ситуация, существование, отчуждение; L2: верификация, прояснение языка высказываний, анализ предложений; L3: бессознательное, сублимация, либидо. R1: психоанализ; R2: экзистенциализм; R3: неопозитивизм. 166. Направление философии ХХ в., в котором человек является подлинным центром философствования: -: неопозитивизм; -: критический рационализм; -: экзистенциализм; -: неомарксизм. 167. Выберите суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов: -: сущность предшествует существованию; -: существование предшествует сущности; -: сущность и существование совпадают. 168. Постпозитивизм можно рассматривать как философию: -: науки; -: обыденной жизни; -: социальных систем; -: языка. 169. Представители экзистенциализма: -: Рассел; -: Камю; -: Сартр -: Ницше; -: Поппер. 170. Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия: -: неопозитивизм; -: сциентизм; -: антропологический материализм; -: экзистенциализм. 171. К. Поппер считал, что главную роль в развитии науки играет принцип -: индукции; -: дедукции; -: фальсификации; -: верификации. 172. Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия: -: феноменология, -: онтология, -: гносеология, -: аксиология, -: антропология. 173. Закон диалектики, указывающий на источник любого развития: -: закон единства и борьбы противоположностей; -: закон перехода количественных изменений в качественные; -: закон отрицания отрицания; -: закон противоречивого единства необходимости и случайности. 174. Выделите категории, используемые К. Марксом в его учении о развитии общества: -: общественно–экономическая формация; -: культурно–исторический тип; -: производственные отношения; -: экономический базис общества; -: осевая эпоха. 175. К. Маркс осуществлял периодизацию исторического развития с выделением пяти общественно–экономических формаций, исходя из: -: уровня развития культуры; -: степени развития науки; -: технологического уровня; -: типа производственных отношений; -: типа господствующих ценностей. 176. Фактор, определяющий ход истории в концепции Августина Блаженного: -: экономический фактор; -: абсолютный разум; -: географическая среда; -: интеллектуальный фактор; -: божественный замысел. 177. Этика – это: -: учение о развитии; -: учение о бытии; -: теория о нравственном превосходстве одних людей над другими; -: учение о морали и нравственных ценностях. 178. "Оно" в психоанализе З. Фрейда относится к: -: сфере сознательного; -: сфере бессознательного; -: трансперсонального; -: интрасубъективного. 179. Согласно социальной философииК. Маркса, основной движущей силой развития общества является -: природная среда; -: классовая борьба; -: воля выдающихся людей; -: борьба за существование. 180. К какому философскому направлению относятся теории А. Шопенгауэра и Ф. Ницше? -: идеализму; -: экзистенциализму; -: иррационализму; -: материализму; -: позитивизму. 181. Основное понятие философии А. Шопенгауэра -: Абсолютная Идея; -: Мировой Разум; -: Мировая Воля; -: Божественная Воля. 182. Для философии Ф. Ницше характерен -: рационализм; -: нигилизм; -: агностицизм; -: интуитивизм. 183. Установите соответствие между этапами развития позитивистской философии и ее представителями: L1: классический позитивизм; L2: эмпириокритицизм; L3: неопозитивизм; L4: постпозитивизм. R1:М. Шлик, Б. Рассел; R2: К. Поппер, Т. Кун. R3:О. Конт, Г. Спенсер; R4:Э. Мах, Р. Авенариус. 184. Назовите принципы неопозитивистской методологии науки: -: верификация, физикализм, индукция; -: фальсификация, физикализм, дедукция; -: интуитивизм, верификация, индукция; -: рационализм, фальсификация, дедукция. 185. Согласно неопозитивистской методологии науки, верификация – это -: опровержение научной теории фактами; -: использование универсального языка науки; -: выдвижение гипотезы в процессе научного исследования; -: соответствие теории чувственно воспринимаемым фактам. 186. Процесс создания научной теории, согласно К. Попперу, можно разделить на два этапа -: поиск фактов и создание теории; -: создание теории и предсказание фактов; -: выдвижение новой идеи и ее проверка; -: опровержение старой теории и выдвижение новой идеи. 187. Рост научного знания, согласно К. Попперу, осуществляется в результате -: постепенного накопления фактов; -: развития и усовершенствования научных теорий; -: совершения научных открытий; -: опровержения старых научных теорий и выдвижения новых. 188. Назовите понятия, используемые в экзистенциальной философии: -: подлинное существование, пограничная ситуация, абсурд; -: бессознательное, вытеснение, сублимация; -: нигилизм, воля, сверхчеловек; -: «вещь-в себе». «вещь-для-нас», категории рассудка. 189. Автором понятия «коллективное бессознательное» является -: З. Фрейд; -: К.-Г. Юнг; -: А. Камю; -: Ф. Ницше. 190. Психоаналитическая философия занимается -: изучением роли бессознательного в жизни человека и общества; -: изучением процесса развития науки; -: изучением отношения людей к смерти; -: изучением человеческих взаимоотношений. Основной предмет изучения онтологии: { + бытие |
+субстанция
Представление о бесформенной и бескачественной материи характерно для философии: {
-Демокрита
+ Платона
}
Отождествление понятий субстанции и материи характерно для: {
+ материализма
}
Представление о мироздании, имеющем разные уровни реальности, характерно для: {
+объективного идеализма
}
Атрибуты материи: {
+субъективного идеализма
}
Для механистической картины мира характерны (несколько вариантов ответа): {
+ атомизм
+ вещества и поля
- электромагнитного поля
}
Особые среды в классической картине мира, вмещающие взаимодействующие тела и независимые от них: {
+ абсолютное пространство и время
}
Для реляционной концепции пространства и времени характерно (несколько вариантов ответа): {
+ использование понятия «пространственно-временной континуум»
+ зависимость течения времени от системы отсчета
}
Представление о влиянии наблюдателя на результат эксперимента характерно для: {
+ неклассической картины мира
}
Свойство элементарных частиц переходить в состояние волны: {
+ корпускулярно-волновой дуализм
}
Идеализм – это: {
}
Открытие Э. Хабблом закономерности связи между скоростью разбегания галактик и расстоянием до них является эмпирическим подтверждением теории: {
+ Большого Взрыва
Согласно теории Большого Взрыва, на раннем этапе развития Вселенная была: {
}
Установите соответствие между космологическими моделями Вселенной и их авторами: {
}
А.А. Фридманом было предложено {
модели Вселенной.
Космологические модели, в которых Вселенная является неоднородной и включает в себя другие измерения (несколько вариантов ответа): {
- статистическая модель
+ «пузырьки» пространства-времени
}
Упорядоченное, закономерное, необратимое и направленное изменение объекта: {
+ несводимость высшего к низшему
+ Г. Спенсер
}
Синергетика — это: {
+ нелинейного эволюционного развития
}
Флуктуация — это: {
+ момент «крайнего неравновесия» системы, когда невозможно предсказать ее дальнейшее развитие
}
Самоорганизация — это: {
+ процесс самопроизвольного перехода системы на качественно новый уровень
+ многовариантность развития системы
+ рост несогласованности в поведении элементов системы.
}
Представители эмерджентисткого подхода в философской теории развития (несколько вариантов ответа): {
+ А. Бергсон
+ Т. де Шарден
}
Основное понятие философского учения А. Бергсона: {
+ жизненный порыв