Главная страница
Навигация по странице:

  • Проанализируйте идеи, способствующие формированию марксизма. Социально-экономические предпосылки

  • Политические предпосылки

  • Теоретические источники марксизма

  • В чем заключался идеал справедливого общества, и каковы пути его достижения в марксизме Марксизм – это идеология пролетариата

  • Каково значение идеологии в обществе согласно концепции марксизма

  • Проведите анализ позитивизма, выясните его достоинства и недостатки. Недостатки

  • Насколько правомерна тенденция отказа от философии марксизма в современных условиях

  • Исходя из этих доводов можно сказать

  • Основные понятия

  • Позитивизм

  • постклассическая философия. Постклассическая философия. Вопросы для самостоятельной работы Какие причины обусловили многообразие философских школ 1920 века


    Скачать 21.04 Kb.
    НазваниеВопросы для самостоятельной работы Какие причины обусловили многообразие философских школ 1920 века
    Анкорпостклассическая философия
    Дата24.10.2021
    Размер21.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПостклассическая философия.docx
    ТипДокументы
    #255055


    Вопросы для самостоятельной работы

    1. Какие причины обусловили многообразие философских школ 19-20 века?

    Новое время сменяет эпоху Возрождения как переходный период от феодализма к капитализму. Становление капиталистического способа производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса «религия-философия» занимает тандем «философия-наука». Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя.

    В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма в философии сменяется философским плюрализмом. Оформляются такие направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое. Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев общества, которые рассматривают научно-технический прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности. Философские школы деятельностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.

    Философские школы антропологического направления охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.

    Философские школы религиозного направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование целесообразности религии. Они формируют мировоззрение верующих, а также всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.

    Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.

    Таким образом, развитие науки и снижение роли религии в жизни общества способствовало увеличению философских направлений, появлению новых точек зрения, в следствие чего их необходимо было рассматривать более детально и по отдельности, поэтому резко увеличилось число философских школ, направленных на узкую специализацию.


    1. Проанализируйте идеи, способствующие формированию марксизма.

    Социально-экономические предпосылки:

    1. Ускоренное развитие капиталистических общественных отношений, когда еще больше обострились противоречия между трудом и капиталом.

    2. Кризисы перепроизводства, сопровождающиеся сокращением производства, безработицей, резким ухудшением положения наемных рабочих.

    Существовавшие тогда философско-социальные теории не могли дать этому объяснение. Требовался новый методологический подход к анализу происходящих процессов в обществе.

    Политические предпосылки:

    В Англии, Франции, Германии сформировался новый субъект исторического процесса – пролетариат, который не принимался в расчет теоретиками конца 18 века – первой половины 19 века. Если в 18 веке рабочий класс выступал вместе с буржуазией против феодальных порядков, не выдвигая свои экономические и политические требования, то в 30-40 годы 19 века он открыто заявляет о своих экономических, социальных и политических правах. Т. е. обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией.

    Теоретические источники марксизма:

    Опосредованные – учения античных мыслителей, идеи эпохи возрождения, Нового времени.

    Непосредственные – философские и социальные взгляды мыслителей немецкого просвещения (Г. Лессинг, И. Гердер, Ф. Шиллер, И. Гете, Г. Гейне), идеи представителей немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах).

    Формирование марксизма проходило в тесной связи с естествознанием, которое, развиваясь, подчеркивало несостоятельность метафизического метода познания и создавало предпосылки формирования диалектико-материалистического понимания природы.

    Три великих открытия естествознания: теория клеточного строения, закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Ч, Дарвина.

    Таким образом развитие общества, науки, товарно-денежных отношений а также обострение обстановки в сфере капитала способствовало появлению марксизма.


    1. В чем заключался идеал справедливого общества, и каковы пути его достижения в марксизме?

    Марксизм – это идеология пролетариата, полагающая, что именно рабочий класс – самый передовой, сознательный, организованный социальный класс, ему принадлежит будущее, а именно, уничтожив капиталистов в ходе всемирной пролетарской революции, рабочий класс, возглавляемый коммунистической партией, призван создать коммунизм – общество всеобщего счастья, справедливости и социальной гармонии, в котором не будет ни богатых, ни бедных, ни войн, ни иных социальных противоречий, а все будут трудиться в соответствии со своими способностями и получать бесплатно всё, что им нужно для полноценной нормальной жизни.


    1. Каково значение идеологии в обществе согласно концепции марксизма?

    В марксизме идеология рассматривалась как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее под маской общечеловеческого интереса. Вместе с тем, в комплексе социальных воззрений, называемом марксизмом, его авторы усматривали уникальное совпадение истинности и социальной ангажированности, позволяющее марксистским идеям стать эффективным средством социальной организации. Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости её исходных принципов, в открытой апелляции к интересам, потребностям человека, в претензии на всеобщность и одновременно в конкретности, "зримости" выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям, "формульности", лозунговости выражения.


    1. Проведите анализ позитивизма, выясните его достоинства и недостатки.

    Недостатки: эта концепция не может ответить на вопрос, как возникает сознание.

    Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.

    Достоинства: он твердо придерживался понятия опыта как единственного источника познания, который имеет научную ценность. Это была достойная похвалы битва против бесплодных спекуляций в платоновском стиле, которые даже в XIX веке отчуждали философию от конкретного знания и настраивали ученых против философии. И несомненно, что метафизика, которая делает своим постоянным занятием объяснение опыта и стремится ограничить ум абстрактным рассуждением в кругу нескольких логических понятий, принятых как очевидные и анализируемых посредством нескончаемых анализов, оказывается после Канта настоящим — интеллектуалистическим мудрствованием, которое следует рассматривать как зловреднейший сорняк на поле конструктивного знания, необходимого для здоровой и плодотворной жизни человеческого духа. В искоренение этого постоянно возрождающегося сорняка позитивизм внес весомый вклад.


    1. Насколько правомерна тенденция отказа от философии марксизма в современных условиях?

    Разработка проблем человека в социальной философии марксизма противоречива. С одной стороны, социально-философская концепция марксизма раскрыла новые горизонты человека, показав, что человек и общество неразрывны и что только в труде (а труд с самого начала выступает как социальный феномен) человек утверждает себя как родовое существо. С другой стороны, горизонты понимания сущности человека как совокупности общественных отношений были абсолютизированы. Хотя подчеркивание социальной природы человека в марксизме не имеет того упрощенного смысла, будто только социальная среда формирует человеческую сущность, все-таки биологическая компонента природы человека не стала в нем предметом серьезного внимания.

    Исходя из этих доводов можно сказать, что тенденция отказа от философии марксизма в современных условиях является верной, так как в данной философии говорится о том, что человек и общество неразрывны и что только в труде человек утверждает себя как родовое существо. Но если мы рассматриваем современный мир, то это становится немного устаревшим вектором развития общества. Всё из-за того, что сейчас мир переходит от индустриального к постиндустриальному обществу. В индустриальном обществе основным фактором является производство, а именно сам труд, а в постиндустриальном труд, сфера производства уходят на второй план, здесь возвышается роль сферы услуг. Именно поэтому мы можем сказать о том, что марксизм уже не актуален. Сейчас рабочий класс кардинально отличается от рабочего класса времён Маркса, поэтому если и пытаться снова провести в России политику марксизма, то необходимо доработать её и подстроить под реалии современного мира.
    Основные понятия:

    Собственность – исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного (личного) потребления.
    Практика – специфически человеческая, сознательная, целополагающая, целесообразная, материальная, чувственно-предметная деятельность, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

    Утопия – понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

    Отчуждение выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия

    Формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития

    Социализм — ряд экономических и социальных систем, характеризующихся государственным и общественным контролем над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов, а также политические теории и движения, связанные с ними

    Позитивизм– направление философии, выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание.

    Верификация – установление истинности научных утверждений посредством их опытной проверки.

    Труд – это всегда целенаправленная деятельность, где есть действующий субъект, стремящийся к достижению цели.

    Коммунизм — теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство.

    Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

    Опыт – компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается непосредственная связь системы знания с познаваемым объектом.


    написать администратору сайта