Ренесанс. вопросы духовности в философской мысли народов центральной азии
Скачать 371.58 Kb.
|
1 2 МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНИНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ________________________________________________________________ Ф. С. Атамуратова Ф.С. Умарова КЕЙС – СТАДИ НА ТЕМУ: «ВОПРОСЫ ДУХОВНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» Учебно-методическое пособие Ташкент - 2015 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе проф.....................Тешаев О.Р. « _____» ___________ 2015 г. СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ________________________________________________________________ Ф. С. Атамуратова Ф.С. Умарова КЕЙС – СТАДИ НА ТЕМУ: «ВОПРОСЫ ДУХОВНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» Учебно-методическое пособие Ташкент - 2015 Кейс-стади по предмету «Основы духовности» на тему: «Вопросы духовности в философской мысли народов Центральной Азии» составлен в соответствии с Типовой учебной программой по «Основам духовности» и содержит педагогическую аннотацию, учебно-методический материал, методические указания студентам, вариант анализа и решения кейса, кейс- технологию обучения на практическом занятии. Методические рекомендации предназначены студентам 2 курса лечебного, медико-профилактического, медико-педагогического и ОМХ факультетов при подготовке к семинарским занятиям. Составители: стар.преп. кафедры общественных наук ТМА, к.ф.н. Ф.С.Атамуратова, преп. кафедры общественных наук Ф.С.Умарова Рецензенты: Зав. кафедры общественных наук ТМА д.ф.н., проф. Норкулов Д.Т. Проф. каф. «Основы духовности и религиоведение» УзМУ д.ф.н. Абдурахмонов М. Кейс-стади по предмету «Основы духовности» на тему: «Вопросы духовности в философской мысли народов Центральной Азии» обсужден и утвержден на заседании кафедры общественных наук (протокол №5 от 25 декабря 2014 г.), на ЦМС общественно - гуманитарных наук (протокол №4 от 26 декабря 2014 г.). Заведующий кафедрой общественных наук №1 проф. Наркулов Д.Т. Председатель ЦМС общественно - гуманитарных наук доц. Абдуллаева Р.М. I. КЕЙС Педагогическая аннотация Учебный предмет: «Основы духовности» Тема: «Вопросы духовности в философской мысли народов Центральной Азии» Цель данного кейса: раскрытие сущности понятий «Ренессанс», «Восточный Ренессанс», «Западный Ренессанс»; особенностей духовности в эпоху Восточного Ренессанса; вклада представителей Восточного Ренессанса в систему общечеловеческой культуры; значения и роли историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока для современной цивилизации, а также в воспитании подрастающего поколения. Решение предлагаемого кейса позволит студентам достичь следующих учебных результатов: -выявить сущность понятия «Ренессанс»; - перечислить общие черты Восточного и Западного Ренессанса; - перечислить характерные черты Восточного Ренессанса; - дать общую характеристику раннему и позднему Восточному Ренессансу; - проанализировать неоценимый вклад в развитие общечеловеческой мысли ученых-энциклопедистов Абу Рейхана Беруни, Абу Али ибн Сино, Ахмада Фергани, Мухаммада Мусо Ал Хорезми, Абу Насра Фараби, Алишера Навои и др. - выявить историческое значение наследия учѐных Восточного Ренессанса для мировой цивилизации. Перечень предзнаний и умений, которыми должен обладать студент для успешного решения кейса, Студент должен знать: - определение понятий «Ренессанс», «Восточный Ренессанс»; - роль и значение Великого Шелкового Пути в Восточном Ренессансе; - влияние религии ислам на расцвет духовной культуры в эпоху Восточного Ренессанса; - огромное влияние древнегреческой культуры на развитие науки и культуры на Востоке; - другие исторические предпосылки формирования Восточного Ренессанса; - непреходящее значение исторического научного наследия ученых и мыслителей средневекового Востока. Студент должен уметь: - анализировать вклад в развитие цивилизации ученых, философов, мыслителей, поэтов и общественных деятелей научно-культурного подъема в IX–XII веках и XIV–XV веках в Центральной Азии; - выявлять проблему бережного сохранения и популяризации интеллектуального достояния человечества. Студент должен обладать: - коммуникативными навыками; - навыками участия в дискуссии. Источники получения информации: 1. Каримов И.А. А. Тимур – наша гордость. Т., Узбекистан, 1996. 2. Каримов И.А. На пути духовного. Т., Узбекистан, 1998. 3. Каримов И.А. Идеология национальной независимости – убеждения народа и вера в великое в будущее Т.,2000. 4. Каримов И.А. Узбекский народ никогда и не от кого не будет зависеть. Т., 2006. 5. Каримов И.А. Родина священна для каждого. Т.3.Т.,Узбекистан,1997. 6. Каримов И.А. На пути духовного роста Т., Узбекистан, 1998. 7. Каримов И.А. Идеология национальной независимости – убеждения народа и вера в великое в будущее Т., 2000. 8. Каримов И.А. Узбекский народ никогда и не от кого не будет зависеть. Т., 2006. 9. Арипов М. Гуманизм А.Навои. Т.,1991. 10. Бабур-намэ. Записки Бабура. Пер. М. Салье. Т., Гл. ред. энциклопедий, 1993. 11. Голованова В. Г. Курс лекций по Основам философии Т.,1999. 12. И Саифназаров и др. Философия (курс лекций). Т., Шарк, 2002. 13. Эркаев А. «Духовность – энергия независимости. Т., 1998. 14. Отамуратов С., Хусанов С., Раматов Ж. Маънавият асослари. Т., 2002. Учебное пособие. 15. Джумабаев Ю. Из истории этической мысли в Средней Азии. Т., Фан,1975. 16. Хайруллаев М. Культурное наследие и история философской мысли. Т.,Узбекистан,1985. 17. Бахадиров Р.М. Из истории классификации наук на средневековом мусульманском Востоке. Т., 2000. 18. Беляев Е.С. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. 2- ое изд. М., 1966. 19. www.manaviat-ism.uz 20.www.ziyonet.uz Характеристика кейса согласно типологическим признакам: данный кейс относится к категории кабинетных, бессюжетных. Ситуация в нем изложена в режиме от прошлого к настоящему. Это организационно- институциональный кейс. Он средних размеров, структурированный. Учебное задание представлено в виде вопросов. По дидактическим целям кейс относится к категории иллюстрирующим проблему, решение или концепции, обучающим анализу и оценке. Данный кейс может быть использован по дисциплине «Основы духовности». Содержание кейса Введение 1.Понятие «Ренессанс» и его основные признаки. 2. Центральная Азия центр высокой духовности и мышления Востока. 3. Вклад мыслителей эпохи Ренессанса в мировую цивилизацию. Введение Наша страна, располагавшаяся на перекрестке различных цивилизаций на Великом Шелковом пути, связывающим Восток и Запад, издревле славится великими учеными и мыслителями. Они внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Являющиеся плодом мысли и безграничного гения наших великих предков тысячи и тысячи произведений, уникальные рукописи по истории, литературе, искусству, этике, философии, медицине, математике, химии, астрономии, архитектуре и другим сферам – это бесценное духовное достояние нашего народа. Как отметил Президент нашей страны Ислам Каримов, в мире редко встречаются народы с таким богатым наследием, «Мы по праву гордимся восхитившими весь мир такими нашими великими мыслителями, как первый в мире внедривший в науку десятичную систему исчисления, понятия алгоритм и алгебра Мухаммад Муса аль-Хорезми, ученые-энциклопедисты Ахмад аль-Фергани, Абу Райхан Беруни, основатель медицинской науки Абу Али ибн Сино, создавший совершенную грамматику арабского языка Махмуд Замахшари, автор астрономической таблицы с указанием движения более тысячи звезд Мирзо Улугбек и другие. Безграничная гордость за наших предков призывает нас жить с чувством высокого достоинства, быть ни в чем и никому не уступающими, достойными потомками этих великих людей». По инициативе главы нашего государства в городе Самарканде» (15-16 мая 2014 года) была проведена международная научная конференция «Историческое наследие ученых и мыслителей Средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации». Участники форума обсудили и обменялись мнениями и опытом по вопросам научного, исторического и философского наследия ученых и мыслителей Средневекового Востока, их огромного вклада в формирование и развитие астрономии, математики, географии, геодезии, медицины, фармокологии, химии, минералогии и других наук. В годы независимости еще более возрос интерес к изучению этого колоссального духовного наследия. В нашей стране широко налажено международное научно-культурное сотрудничество, проводятся посвященные этой теме крупные научные конференции. В международном масштабе праздновались юбилеи наших великих ученых и мыслителей, древних городов. Под руководством главы нашего государства восстанавливаются и благоустраиваются священные места поклонения наших великих предков. Обращается особое внимание возрождению и сохранению национального духовного наследия, развитию науки и образования. Международная научная конференция является ярким подтверждением все более возрастающего высокого внимания, уважения и интереса к научному наследию великих предков. Основная цель этого кейса: обеспечить теоретическое освоение вклада учѐных и мыслителей Восточного Ренессанса в мировую духовность. Ожидаемые результаты учебной деятельности: способствование духовно- нравственного опыта великих предков духовному обогащению молодѐжи, воспитанию их в духе патриотизма и гуманизма. Для успешного решения кейса необходимо иметь знания о «Ренессансе», древнегреческой философии и науке, религии ислам, факторах развития науке и культуре в Средневековом Востоке, в Центральной Азии частности. 1. Понятие «Ренессанс» и его основные признаки Термин «Возрождение» - Ренессанс(XIV-XVI вв.), ознаменовавшаяся великими открытиями и изобретениями, воскресившая философию и искусство Древней Греции и Рима, чаще связывался с расцветом культуры в Европе, начавшимся в Италии, а затем перекинувшимся в другие страны - Францию, Англию, Германию, Россию. Однако Возрождение в Центральной Азии началось почти, что на пятьсот лет раньше, чем европейское Возрождение. Восточный Ренессанс – возрождение культурных и духовных ценностей, бурное развитие науки и философии, литературы и искусства в Центральной Азии в IX, XII-XV вв. Естественно, что когда речь идет об эпохе Возрождения в Центральной Азии, нельзя не учитывать важного фактора, связанного с религией. Как известно, ислам был духовным фундаментом всего, что имелось в социально- политической жизни общества. Различие между Западным и Восточным Ренессансом: 1. На Западе Ренессанс был в X1V-XVII вв., а на Востоке он делится на 2 периода. Это: Ранний Ренессанс – IX-XII вв. и Поздний Ренессанс – XIV-XV вв. 2. Если в Западном Ренессансе идет борьба за феодализм и религию, то на Востоке мы не ведем резкого постановления этой проблемы Общие черты Восточного и Западного Ренессанса - это античность, «возрождение», развитие прикладных наук, а также энциклопедичность. Ранний Восточний Ренессанс IX-XII вв. В это период центрами культуры Мовераннахра становятся Бухара, Самарканд, Мерв, Ургенч, Фергана. В эту эпоху создавались крупные библиотеки, которыми пользовались учѐные. В то время жили и творили великие учѐные: Ибн Муса Хорезми, Ахмад Фергани, аль-Фараби, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Махмуд Кашгари, Рудаки и др. Поздний Ренессанс (XIV-XV вв.)явился период связанный с именем выдающегося государственного деятеля Амира Тимура. Для духовной жизни этого периода характерны обращение к светским и религиозным наукам, стремление к изучению природы, возвышение человеческого разума к изучению природы, возвышение человеческого разума его способностей, высоких нравственных качеств человека, проповедь гуманистических, общечеловеческих качеств. 2. Центральная Азия центр высокой духовности и мышления Востока. Центральная Азия в средневековье имела развитое сельскохозяйственное производство, городское хозяйство, многоотраслевое ремесло, древнюю государственность, богатую материальную и духовную культуру. Об этом свидетельствует распространение здесь собственной согдийской, урхунской, хорезмийской письменности, искусства, керамики, архитектуры, настенной живописи, разнообразных музыкальных инструментов. В Центральной Азии начиная с IV-V вв. на смену не очень развитым рабовладельческим отношениям пришли феодальные. Это привело к тому, что духовная жизнь раздробленных феодальных государств становилась крайне консервативной и аморфной, отличалась пессимистическими тенденциями и жесткими ограничениями. Отсутствие крупных централизованных государств, единой идеологии, которая сплачивала бы народы, живущие на территории Центральной Азии, позволило арабам сравнительно быстро завоевать эти земли. Арабские завоевания объединили народы с различными традициями, верованиями и мировоззрением, дали новый импульс развитию феодальных производственных отношений на захваченных территориях, создали условия для обмена достижениями научной мысли и, в конечном итоге, расцвету духовной культуры. В этой связи уместно напомнить, что Возрождение началось, в первую очередь, в центральных городах арабского халифата. Центральной Азии начиная с IХ в. активно изучали античную древнегреческую философию, науку, литературу и искусство. Учения мыслителей античности послужили основной расцвета науки и философии на Востоке в рассматриваемый период. Творческое наследие Платона и его последователей, гностицизм, идеалистические и мистические стороны философии Аристотеля сильно повлияли на восточных учѐных и даже богословов, которые на протяжении длительного времени занимались переводами произведений древнегреческих мыслителей. Поэтому во взглядах, мировоззрении мыслителей Востока эпохи IХ - ХV веков по фундаментальным проблемам науки, искусства, литературы, философии сильно влияние античной традиции. Комментарии, написанные центральноазиатскими учѐными на работы древнегреческих мыслителей в области астрономии, медицины, математики, сыграли благотворную роль. Но это были не просто обзоры произведений мыслителей античности, в них четко проявляются суждения и взгляды самих восточных учѐных. В них просматривается новый научный подход и вполне оригинальные мысли, что являлось творческим развитием достижений античных мыслителей, а в некоторых случаях учѐные Востока выступали оппонентами древнегреческих учѐных. Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие науки и культуры на Востоке. В отдельных случаях произведения поэтов и писателей Центральной Азии заимствовали древнегреческую тематику. Так в произведениях А.Джами ―Хиродномаи Искандари‖ Алишера Навои ―Садди Искандарий‖ созданы образы великого полководца древней Греции Александра Македонского. Результатом Возрождения в Центральной Азии являются величайшие достижения в политической, экономической и духовной жизни общества. В этот период по существу, были созданы политические, юридические науки, новая литература и искусство, медицина и философия, новое эстетическое сознание. Проблема человека впервые так остро была поставлена деятелями Возрождения и всѐ, что было достигнуто, служило развитию самого человека. Эта эпоха нуждалась в своих творцах и история дала их. Научный подвиг, который совершили Фергани, Фараби, Фирдауси, Абу Али ибн Сина, Беруни, Улугбек, Джами до сих пор удивляет людей и их научные открытия составляют гордость нашей национальной культуры. Своими естественнонаучными и философскими открытиями они совершили переворот в человеческом сознании. 3. Вклад мыслителей эпохи Ренессанса в мировую цивилизацию. Период Раннего Восточного Ренессанса (IX – XII вв.) – яркая страница в истории научной и культурной жизни не только народов Центральной Азии, но и всего Ближнего и Среднего Востока. В этот период центрами культуры Маверауннахра становятся Бухара, Самарканд, Мерв, Ургенч, Фергана. Укрепление централизованного управления при Саманидах способствовало тому, что страну прекратили грабить и разорять соседние правители и кочевники, развивавшаяся караванная торговля способствовала культурному обмену со многими европейскими и восточными странами. Большое развитие в этот период получила наука. Она развивалась в тесном взаимодействии с ближневосточной. Многие среднеазиатские ученые ездили учиться в Багдад и другие крупные научные центры. Так, например, аль – Хорезми написал большой научный труд, работая в обсерватории халифа Мамуна в Багдаде. Ученые Центральной Азии внесли значительный вклад не только в ближневосточную, но и в мировую науку. Здесь сложился особый тип учебного заведения – медресе, столь характерный впоследствии для всего мусульманского Востока. Характерной чертой политики саманидских правителей было покровительство поэзии, литературе и науке. В эту эпоху создавались крупные библиотеки, которыми пользовались ученые. В то время жили и творили великие ученые: Ибн Муса Хорезми, Ахмад Фергани, аль – Фараби, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Махмуд Кошгари, Рудаки и др. Мухаммад ибн Муса аль Хорезми (782 – 850) – основатель алгебры. Название этого раздела математики взято из его труда «Книга о восстановлении и противопоставлении», в которой приводятся правила действий с алгебраическими величинами и дается способ решения уравнений первой и второй степени. Труды аль – Хорезми «Астрономические таблицы», «Трактат о солнечных часах», работы по географии «Составление географических карт), истории и др., переведенные на латинский язык, оказали плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада. Вершиной творчества Аль-Хорезми является книга об «Ал-джабре и вал-мукабале», где изложены основы элементарной алгебры (830 г.). Она по традиции того времени посвящена багдадского халифу Мамуну. В предисловии ученый написал: «Я составил это небольшое сочинение из наиболее легкого и полезного в науке исчисления и притом такого, что требуется постоянно людям в делах о наследовании, наследственных пошлинах, при разделах имущества, в судебных процессах, в торговле и во всех деловых взаимоотношениях, случаях измерения земель, проведения каналов, геометрических вычислениях и других предметах различного рода». Книга состоит из трех частей: 1. Способы решения уравнений. 2. Измерение и решение геометрических задач. 3. Решение задач, связанных с завещаниями. С точки зрения Аль-Хорезми, алгебра – наука об уравнениях. Как признают специалисты, до Аль-Хорезми уравнения сколько-нибудь заметной роли в математике не играли, решались от случая к случаю. Не существовало общепринятого метода их решения. Следовательно, до него не существовало алгебры как науки. Ахмад Фергани – астроном (IX в.). Наиболее известными его сочинениями являются «Книга о небесных движениях» и «Свод науки о звездах». В них собраны астрономические сведения, базирующиеся на принципах греческой школы. «Свод науки о звездах» состоит из тридцати разделов, рассказывающих о движении небесных светил фазах луны, астрономических константах. Абу Райхан Беруни (973 – 1048) вошел в историю науки как ученый – энциклопедист. Он создал более 150 произведений, посвященных почти всем отраслям знаний. Наиболее известны его работы «Наука о звездах», «Индия», «Памятники минувших поколений», «Хронология древних народов», «Максудовы таблицы», «Кометы», «Исследования», «Геодезия» и др. Согласно Бируни, звезд- бесчисленное множество, однако большинство из них мы не видим. Существует 1017 звезд, видимых невооруженным глазом. По яркости они делятся на шесть классов. Самых ярких звезд, относящихся к первому классу, насчитывается 15, звезд второго класса, которые несколько слабее, чем звезды первого класса – 45, звезд третьего класса - 207, четвертого класса - 475, пятого класса – 218 и шестого – 57. Он занимался вопросами арифметики, алгебры, геометрии, теории чисел, решил много прикладных задач, связанных с астрономией, геодезией, картографией, географией, хронологией и т. д. У Беруни география имеет тесную связь с геологией. Одним из важных его трудов по геологии и географии является книга: «Уточнение границ населенного мира для определения расстояний между населенными пунктами» («Тахдид нахаят»). Огромный вклад внес Бируни в минералогию. Важнейшим его трудом в этой отрасли науки является «Минералогия», которая делится на две части: о минералах –драгоценных камнях и о металлах. Труды Беруни не потеряли своего значения до настоящего времени. Интересы мысли Беруни о воспитании. Во многих своих работах он утверждает, что только знания и труд облагораживают человека. Главную роль в формировании человека Беруни отводил труду. Он подчеркивал, что только труд формирует высокие человеческие качества. Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль – Фараби (870 – 950) – выдающийся философ и ученый, одна из наиболее ярких фигур в истории мировой культуры – оставил неизгладимый след в науке и философии того времени. Ему присвоено почетное звание «второго учителя», «учителем» на мусульманском Востоке называли Аристотеля. Аль – Фараби создал более 100 произведений. Среди них особое значение имеют «Источники философии», «Трактат о разуме», «Трактат о государственности» и др. Широкую известность Фараби приобрел в связи с пропагандой им древнегреческой философии – учения Аристотеля, Платона, Евклида. Одной из наиболее интересных сторон философской системы Фараби является его учение о познании, которому он уделяет большое внимание во многих своих работах – «Философские вопросы и ответы на них», «Сущность мудрости», «Комментарий», «Гражданская политика», «О началах существования форм и акциденций» и др. В этих трудах освещаются такие вопросы, как возникновение человеческого знания и его отношение к реальности, познание объективной действительности, степень познаваемости мира, формы и виды познания, особенности чувственного и рационального познания, взаимоотношения конкретного и абстрактного в познании, взаимосвязь тела и души и др. При рассмотрении проблемы познания Фараби исходит из естественнонаучных достижений своей эпохи и использует свои знания в области медицины, физиологии, математики, астрономии, филологии и других наук. Проблему познания он рассматривает как часть общей задачи выяснения сущности человека. Сам человек, согласно Фараби, является венцом развития природы и по своим душевным качествам отличается от остального животного мира. Однако человек как творение природы не отрывается от нее, а всеми узами связан с нею, хотя, как уже говорилось выше, душа его по первоначальному происхождению связана с небесной душой, имеющей нематериальную сущность. Акт возникновения человека Фараби считает, с одной стороны, естественным продолжением общего процесса развития природы, а с другой – качественно новым этапом в процессе эманации. Учение Фараби о предмете, содержании и классификации наук, а также его теория познания явились одним из крупнейших достижений средневековой науки сыграли большую роль в развитии научной мысли и систематизации научных знаний. Огромное значение учения Фараби состоит также в том, что оно дает исчерпывающие и всесторонние сведения обо всех существовавших на средневековом Востоке отраслях знаний и представляет своего рода энциклопедию наук. Каждая наука, по Фараби, изучает определенные стороны, субстанции, определенную группу или свойства материальных тел; науки отличаются друг от друга, прежде всего, объектом изучения. В своих научных изысканиях Фараби по сравнению с Аристотелем более последователен. Если Аристотель чрезмерно противопоставляет «первую философию» как науку о сущности (т.е. метафизику) всем остальным конкретным наукам, изучающим отдельные свойства бытия, то Фараби ставит метафизику на одно из последних мест – после педагогических (наука о языке и логика), математических и естественных (т.е. после конкретных) наук и рассматривает предмет метафизики как общее, абстрактное, отвлеченное. Кроме того, Фараби выделяет в отдельную группу науки, изучающие особенности познавательных способностей человека, - науку о языке, логику, называя их «педагогическими науками» и тем самым подчеркивая их отличие от наук, изучающих свойства объективно существующих естественных тел. Подобная группировка свидетельствует о тонкости наблюдений, о глубоких познаниях Фараби и научном подходе его к изучаемому предмету. Классификация наук Фараби сыграла прогрессивную роль и долгое время сохраняла свое значение. И в этой области Фараби имел ряд последователей, которые представляли различные отрасли наук как на Востоке, так и на Западе. За создание стройной логической системы – куллият – Фараби получил особый титул «аль – Мантики» («Логичный»). Он написал комментарии ко всем сочинениям Аристотеля по логике. Он не только знал содержание каждого из них, но и впервые и средневековой философии привел их в систему. Большое значение Фараби придает рассмотрению основных логических форм: понятий, суждений, умозаключений. Он делит логику на восемь разделов. Фараби был одним из первых мыслителей средневекового Востока, разработавшим учение об особенностях и структуре общественной жизни. Он разделял города – государства на добродетельные, или идеальные, и недобродетельные, или невежественные. По Фараби, в обществах, достигших совершенства, должны царить подлинная свобода и равноправие. Жители такого города избирают себе главу, которого всегда могут сместить. Глава такого города исходит в своей деятельности из принципов справедливости, равноправия и всеобщего блага. В целом учение Фараби, будучи синтезом культурных и научных достижений IX – X вв., отразило в себе сильные и слабые стороны своего времени и сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научной и философской мысли не только на Востоке, но и на Западе. Другим не менее выдающимся мыслителем периода раннего Восточного Ренессанса является Абу Али ибн Сина (980 – 1037). На Востоке этого ученого называли аш – Шейх – Духовный Наставник или ар – Раис – Глава; у него было еще одно почетное звание – Худжат аль – Хак, т.е. Авторитет Истины. На западе, в средневековой – христианской Европе, его знали как Авиценну. Научная деятельность Ибн Сины охватила все области средневекового знания. Он создал огромное количество сочинений относящихся к медицине, математике, астрономии, химии, физике, музыке, психологии, логике и философии. Его сочинения приобрели широкую популярность на Востоке, а затем и на Западе. Как подлинный ученый-энциклопедист он с большим успехом занимался во всех областях науки своей эпохи. В различных источниках упоминается свыше 450 названий его трудов, а сохранилось более 200. Из них около 150 сочинений посвящено философским, мировоззренческим проблемам, 40- медицине, 50- остальным наукам. Наиболее крупными его произведениями являются «Книга исцеления», состоящая из 22 томов, «Книга знания», «Книга спасения», «Канон врачебной науки», который был главным источником знаний по медицине в течение шести веков для врачей Востока и Запада. Многими сведениями из этой книги врачи пользуются и сегодня. Уже в восемнадцатилетнем возрасте Ибн Сина пользовался большим авторитетом среди медиков тогдашней Бухары, принимал больных и весьма успешно лечил их. Но, несмотря на большие успехи, достигнутые в области медицины, он не был удовлетворен своими знаниями. Ученый с исключительной пытливостью и напряжением продолжает самостоятельно изучать философские науки. В его распоряжении были труды по философии на арабском языке, по которым он с большим интересом изучал древнегреческую философию, знакомясь с произведениями лучших ее представителей по переводам, распространенным тогда на ближнем и Среднем Востоке. Особенно он увлекался трудами Аристотеля. Как свидетельствует сам Ибн Сина, «Метафизику» Аристотеля он считал сорок раз, текст знал наизусть, но вникнуть в сущность ее идей ему удалось только с помощью комментария Абу Насра Фараби. Пополнению знаний молодого ученого способствовала знаменитая библиотека саманидского эмира Нух ибн Мансура. Вторую половину своей жизни ученый провел в Иране, в городах Хамадан и Исфахан, где он, известный как опытный врач, по приказу правителя Шамс ад – Дауля Абу Тахира был назначен его визирем. Это был самый плодотворный период научного творчества Абу Али ибн Сины. Здесь он начал работать над своими трудами «Книга исцеления» и «Канон медицины». Вынужденный из за политических интриг покинуть Хамадан и переселиться в Исфахан он, даже будучи заточенным в крепость, продолжает свою научную работу. В такой обстановке он создает научный труд «Ал – Хадаят» («Трактат о правильном пути»), роман «О Хайе, сыне Якзана» и книгу по медицине «Аль – Куландж» («Книга о коликах»). Освободившись из заключения, Ибн Сина снова занимается научной работой в Исфахане. В этом городе он закончил свою философсую энциклопедию «аш – Шифа» («Книга исцеления») и «Данишнаме» («Книга знаний»). Абу Али Ибн Сина умер 18 июня 1037 г. Ученого похоронили в Хамадане. В истории науки имя, Ибн Сины стоит в одном ряду с такими гигантами человеческой мысли, как великие врачи античности Гиппократ и Гален, как гениальный греческий мыслитель Аристотель. Как известно, многие открытия навсегда вошли в науку и получили практическое подтверждение лишь несколько столетий спустя, в век микроскопа, телескопа, биологической химии, экспериментальной физиологии. Некоторые научные сообщения в области анатомии человека, лекарственных растений и сейчас заслуживают серьезного внимания, особенно в связи с тем, что в нашей стране придается большое значение использованию лекарственных трав в народной медицине. Ибн Сине принадлежат первые сведения о менингите, апоплексии, язве желудка, плеврите, что дает основание предполагать, что несмотря на религиозные запреты, он производил тайные вскрытия. Он задолго до изобретения микроскопа высказал предложения о существовании микробов в вводе и поэтому рекомендовал кипятить воду. Абулькасим Фирдоуси (934 – 1020) собирал легенды, сказки, народные предания и мифы. Собрав обширные сведения о прошлом иранских народов, он приступил к изложению их в стихах. Свою поэму Фирдоуси назвал «Шахнаме». Главную задачу своей поэмы Фирдоуси видел в том, чтобы на основе показа героического прошлого своего народа разбудить его патриотические чувства. Рудаки Абдулла Джафар – выдающийся поэт Х в. был несравненным мастером касыды и автором нескольких поэм: «Калила и Димна», «Синдбад – наме», «Редкостные ростки», «Вращение солнца» и др. Часть его произведений дошла до нас в небольших отрывках, другие не сохранились совсем. Однако даже дошедшие до нас части огромного поэтического наследия Рудаки свидетельствуют о его ярком таланте, выразительности его поэтического языка живописности запечатленных им образов. Юсуф Баласагуни ( ок. 1021 - ?) – автор замечательного памятника тюркской письменности, поэмы «Наука о том, как быть счастливым». Абу – Бакр – Наршахи (899 – 959) – один из известных историков саманидского периода. В 40 – х годах IX в. он пишет на арабском языке «Историю Бухары». Особый интерес здесь представляют сведения об арабском завоевании Средней Азии, восстаниях Абруя и Муканны, распространении ислама и вытеснении местной языческой религии. Вторым этапом Восточного Ренессанса (XIV – XV вв.), который проявился только в Центральной Азии, явился период, связанный с именем выдающегося государственного деятеля Амира Темура. В XIV в. Темур создает сильное централизованное государство, наблюдается подъем в земледелии и ремесле, на новый уровень поднимается развитие науки и культуры. В этот период, как и в эпоху раннего Восточного Ренессанса, растет интерес к античной культуре. В этот период выдвигается целая когорта выдающихся ученых, мыслителей, поэтов – проповедников высоких гуманистических национальных общечеловеческих ценностей. Мухаммад Тарагай Улугбек (1394 – 1449) – выдающийся ученый ХУ в., внук Амира Темура будучи правителем Мавераннахра, уделял много внимания науке и культуре. Как и многие мыслители того времени, Улугбек был энциклопедистом. Его научные интересы лежали в области математики, астрономии, геометрии, химии, истории и других наук. В формировании взглядов мыслителя сыграли роль труды Платона, Аристотеля, Птолемея, Хорезми, Фергани, Фараби, Беруни, Ибн Сины и др. Построенное Улугбеком медресе по замыслу его творца должно было стать высшей школой с обязательным преподаванием математики, астрономии, философии и литературы. Улугбек мечтал о том, чтобы здесь устраивались научные диспуты, дискуссии. С первых дней оно так и стало называться — медресе Улугбека. В науке не может быть тайн, она не должна знать ни границ, ни вражды, считал просвещенный правитель. Торговля и наука призваны сделать страны союзниками. Но эти мысли противоречили философии его знаменитого деда. После долгих раздумий Улугбек пришел к выводу, что чем прочнее и глубже знания, тем прочнее связи со странами Востока и Запада, тем меньше поводов для войн. Человечеству нужны мир и благополучие. Один человек без другого не может сделать ничего. Без друзей никому не обойтись. В медресе будет учиться молодежь, считал он, приобретая знания. Великий Рудаки сказал: «Знания — светоч человеческой души, знания — оружие, охраняющее тебя от зла». Самарканд должен стать центром науки, искусства, литературы и тем самым заслужить уважение всего мира. Одна из крупнейших обсерваторий средних веков, построенная Улугбеком вблизи Самарканда около 1430 года. Еѐ остатки, открытые В. М. Вяткиным в 1908 году, были окончательно раскопаны В. А. Шишкиным в 1948 году. Обнаружены руины нижней части стены круглого здания диаметром около 46 м, которое вмещало грандиозный мраморный секстант (возможно квадрант) с радиусом 40,2 м, установленный в плоскости меридиана. Сохранилась лишь нижняя часть дуги инструмента длиной в 32°, разделѐнная на градусы. Инструмент установлен в вырубленной в скале тран- шее шириной около 2 м и глубиной 11 м. Часть его возвышалась над поверхностью земли. Он состоял из двух параллельных каменных дуг, облицованных мраморными плитами соответствующей кривизны. Употреблялся для определения астрономических постоянных и координат Солнца, Луны и планет в моменты прохождения их через меридиан. Звѐзды наблюдались инструментами (не сохранились) меньших размеров. Важнейший труд, выполненный на обсерватории, так называемые «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедид-и Гурагони») содержит изложение теоретических основ астрономии каталог положений 1018 звѐзд (изд. в Оксфорде в 1665 году), определѐнных впервые после Гиппарха и с точностью, остававшейся непревзойдѐнной до наблюдений Тихо Браге. Каталог звѐзд, планетные таблицы, а также определение наклона эклиптики к экватору, годичной прогрессии и продолжительности тропического года имели большое значение для развития астрономии. Улугбека обсерватория была разрушена вскоре после смерти Улугбека в 1449 году. В обсерватории и медресе Улугбека работали многие известные естествоиспытатели - Джамшид Каши (1385-1436), Али Кушчи и др. Джамшидом Каши было опубликовано более 10 книг по астрономии, 3 крупные работы по математике, среди них особое место занимают «Ключ арифметики», «Трактат об окружности». Одним из самых талантливых ученых астрономической школы Улугбека был Али Кушчи. Он является автором многих трудов по астрономии, математике, логике, литературе и другим отраслям науки. Среди них его «Трактат по астрономии» - одна из лучших работ того времени. Здесь содержатся мысли Кушчи о небесных телахрасстояниях между ними. Крупнейшее математическое сочинение Кушчи – трактат «Мухаммадия». Алишер Навои (1441 – 1501) великий узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель, родился в Герате. В школе Навои учился вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой. В 1469 г. Хусейн Байкара занял трон в Герате, а 1472 г. Навои назначается визирем. На этом посту он проявил себя как крупный общественный и государственный деятель. Будучи состоятельным человеком, Навои тратил свои богатства на сооружение больниц, мостов, мечетей, медресе, ирригационных сооружений. Много он сделал и для развития науки и культуры, был покровителем поэтов и ученых. Навои жил и творил в последние годы правления Темуридов (1370- 1506). Поэтому в его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи. В 1490-1501 годы Навои создал самые основные лирические, общественно-философские и научные произведения. Творчество Алишера Навои и по объему огромен. Объем шести его поэм составляют около 60000 строк (мисра). В 1483-85 годы Навои создал произведение «Хамса» («Пятерица»), состоящий из следующих поэм: «Хайрат ал- абрар»(«Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин», «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»(«Семь планет»), «Садди Искандери» («Стена Искандера»). Они были созданы на основе традиции хамсаписания - создания пятерицы (пять поэм). Произведение Навои «Хамса» является первым произведением в данном жанре созданный на тюркском языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое объемное произведение. И в действительности, Навои стремится доказать, что и на чагатайском (староузбекском) языке можно создать произведение, которое может стоять на одном уровне с произведением из персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через свою пятерицу. Навои пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он имеет свой голос, стиль. Свои суфийские взгляды Навои выражает в поэмах «Лайли ва Мажнун», «Фархад и Ширин», «Хайрат ал-абрар». Суфийская тематика в его поэмах поднимается на общефилософский уровень. Одновременно, в данных поэмах в повестку дня ставятся злободневные мирские проблемы через гуманистические взгляды поэта. В двух других поэмах из «Хамса» Навои - «Сабъаи сайяр» и «Садди Искандери» на первое место выходит проблемы связанные с правителем. Как известно, Навои был близок ко двору Темуридов и имел возможность как-то повлиять на правителя и друга Хусайн Байкару. И поэтому в упомянутых поэмах Навои выразил идеи, предусмотренные к Х. Байкаре: непостоянность мира и царского трона; обязанности правителя в отношении к своему народу... В традиции хамсаписания «Хамса» Алишер Навои отличается своей общественным и политическим характером, оригинальностью. Абд ар-Рахман Джами (1414- 1492) прочитав «Хамса» Навои оценил его очень высоко. В течение всей жизни Навои создал огромное количество лирических произведений. Он в 1498 году окончил составление сборника всех его стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника имеют объем более 50000 строк. При этом Навои написал стихи в 16 жанрах из существующих 21 жанров литературы мусульманского Востока. Навои собрал свои стихи, написанные на персидском языке, под названием «Дивани Фани». Он хотел соревноваться и с персидскими поэтами. Если посчитать только количество стихов написанных в жанре газал из вышеупомянутых сборников, то их объем составляет 3150 единиц. Можно утверждать, что Навои имеет центральное место, хотя бы, количеством созданных им стихов. Кроме того, Навои собрал свои касиды на персидском языке и создал два сборника: «Ситтаи зарурия» («Шесть необходимостей») и «Фусули арбаа» («Четыре сезона года»). Алишер Навои через свою поэзию возвел узбекскую (чагатайскую) литературу в новый высокий ранг. Его лирика по обширности тематики и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до него. Навои создал и научные произведения. К их числу можно отнести произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков «Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков») (1499); по литературоведению «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных»), по теории аруза «Мезан ал-авзан» («Весы размеров»), по теории жанра муамма (шарада) «Муфрадат». Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абд Ар-Рахмана Джами - «Хамсат ал-мутахаййирин» («Пятерица смятенных») (1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван Мухаммада»). Самым последним произведением Навои является «Махбуб ал-кулуб» (1500). В нем выражены его самые последние, наивысшие взгляды на общество и политику. Как видно наследие Навои по тематике и по жанру разнообразен. Его произведения с ХVв. и по сей день служат развитию узбекской литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и воодушевления. По мнению Навои, человек, желающий стать счастливым, должен проявлять интерес к земной жизни, подчинять себе силы природы, трудиться и заниматься самосовершенствованием. В своих социально – политических воззрениях Навои большое значение придавал назначению государства вопросам управления страной, делам и поступкам правителя его отношению к поданным. По мнению Навои, во главе государства должен стоять просвещенный правитель, который справедливо относится к своим подданным, заботиться об их благополучии, думает о процветании страны. Навои воспевал истинную дружбу между людьми, противопоставляя ее вражде, обману, невежеству, лицемерию и прочим нравственным порокам. Главные герои в произведениях Навои – представители различных народов: Искандер (Александр) – грек, Меджнун – араб, Ширин – армянка, Шопур – иранец, Фархад – тюрк и т.д. Идеи Навои о дружбе и братстве народов были направлены против насилия, жестокости и раздоров. Общественно – философские идеи Навои пронизаны глубоким рационализмом и гуманизмом и направлены на служение человеку, поиски справедливого и разумного устройства общественной жизни. Великий мыслитель и гуманист Абдурахман Джами (1414 –1492) родился в с. Харджирд в округе Джам неподалеку от Герата. В детстве Джами изучал грамматику родного, а также арабского языка. В Самарканде он слушал лекции Казы – заде Руми и Ходжа Али Самарканди по геометрии, алгебре и астрономии. Отмечая незаурядный талант поэта, Казы – заде Руми говорил: «С тех пор, как существует Самарканд, через воды Амударьи на наш берег не переходил такой способный и умный молодой человек, как Джами» (Раджабов М. Абдурахмон Джами и таджикская философия ХУ века. – Душанбе, 1968. С 167). В дальнейшем Джами становится учеником шейха Сааддина Кашгари (ум. 1456), изучает накшбандия. Впоследствии он полностью принимает основные правила учения накшбандия и становится одним из видных теоретиков и деятелей этого ордена. Джами был разносторонним, энциклопедически образованным ученым. Он хорошо знал геометрию, астрономию, космографию, математику, арабский язык, философию, этику, риторику. В формировании его поэтического таланта большую роль сыграло знакомство с Алишером Навои, который называл Джами своим учителем. Джами, выражая пантеистический взгляд на мир, называет бога творцом, первопричиной всего сущего. Бог является вечным, остальное – преходящим. Реальный и мнимый мир Джами называет формой, а бога – содержанием. Бог и мир не могут существовать друг без друга. Без бога мир превратился бы в хаос и беспорядок. В центре гуманистической концепции Джами стоял человек. Поэт утверждал познавательные возможности человека, свободу личности справедливость, трудолюбие, щедрость, правдивость, скромность и другие человеческие качества. Великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный деятель; основоположник династии и империи бабуридов. Бабур родился в г.Андижане (14 февр. 1483 г.), сын правителя Ферганы, правнука Темура. Бабур в 1494 г. стал правителем Ферганы, в 1526 г. в Индии основывал централизованное государство бабуридов (в мировой истории вошел как «империя великих моголов»), которое жил до завоевании (1848 г.) англичан. Умер г. в Агре (26 дек. 1530 г.) Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. Лирические произведения собраны в «Кабулский диван» (1519), затем в «Индийский диван» (1529-30). Он написал стихи в более 10 жанрах восточной лирики. В его стихотворениях отражены его личная жизнь, окружающая среда и исторические события. Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Мастерство поэта выражается в оригинальном литературном стиле и умелом использовании наиболее выразительных средств тюркского языка. Знаменитое «Бабурнаме» свидетельствует об истории великих Темуридов, борьбе за создание великой державы (события 1494-1529 гг.). В Институте Востоковедения АН хранятся болеt 10 рукописных вариантов «Бабурнаме». На основании чего бабуровед Порсо Шамсиев сопоставляя несколько рукописей, опубликовал критический текст (1960) гениального произведения. Позже японский ученый И.Мано тоже подготовил к печати критический текст «Бабурнаме» (1994). Текст «Бабурнаме» также был опубликован Н.Ильминским (1847), Бевериж (1905), Фитратом (фрагменты, 1928), П.Шамсиевым (1960). Его перевели на персидский (1586), голландский (1705), английский (1826), на французский (1871), на турецкий (1940), на русский (1942) языки. Среди научных трудов особое место занимает «Трактат об арузе» (1523-25), где рассматривался теорию восточной метрики аруз. Бабур обогатил теорию просодии новыми положениями и обобщениями, развил классификацию ее видов и вариантов. В 1521 г. был написан философско-религиозное произведение «Мубаййин», где изложено 5 основ исламского шариата, также в этом же г. написал книгу о налогоблажении «Мубаййину-л-закот». Его начуные призведения «Харб иши» («Военное дело»), «Мусика илми» («Наука о музыке») до сих пор не найден. Бабур на основе арабской графике составлял «Хатти Бобурий» («Письмо Бабура»), подходящий тюркской фонетике алфавитом переписали Коран, отдельные произведения самого Бабура. Он также занимался художественным переводом, стихом перевел религиозно-философское прозведение «Волидия» («Трактат родительский») крупнейшего шайха накшбандийского ордена суфизма Ходжи Ахрора Вали. Уместно подчеркнуть, что в Маверауннахре было очень развито искусство миниатюры. В этом отношении характерно творчество Камолиддина Бехзода, которое является достойным всякого восхваления. О творчестве Бехзода высоко отзывалась английская исследовательница Хильда Хукхэм. Она в своем труде «Властитель семи созвездий» (1995) писала так: «Пятнадцатый век можно назвать эпохой тимуридского ренессанса, а Герат стал местом рождения блеятящей школы миниатюристов, и самым выдающимся из которых был Бехзод». Вместе с Бехзожом творили Мирак Наккош, Косим Али, Махмуд Музаххиб, Шах Музаффар и другие. Для них характерен творческий подход в котором прослеживается переход от мифологии и фантастики к реальной жизни. Это положительно отразилось на содержание изображаемых тем и объектов. Согласно классификации специалистов, все наследие этого периода делится на следующие группы: портреты, жизненные зарисовки, пейзаж, рисунки на стенах величественных зданий, рисунки в художественных произвениях и другие. К примеру, миниатюры, украшающие «Шахнаме» Фирдавси и «Антологию иранских поэтов». Еще в юном возрасте Бехзода заметил Алишер Навои и оказывал всяческую помощь. Бехзод основал свою школу и до сих пор его творчество занимает особое место в восточной живописи. Его произведения – портреты Хусейна Байкара, Шайбанийхана, рисунки на произведения Сааъди «Бустан», Низами «Хамса» дошли до нас. Эти произведения великого художника-миниатюриста хранятся в библиотеках Лондона, Тегерана, Кабула, Санкт - Петербурга, Ташкента. В этот период большое развитие получило также искусство каллиграфии и искусство создания изящных книг. В этот период типографий еще не существовало. Книги создавались вручную. В создании книги участвовали каллиграф, резчик бумаги, переплетчик, чертежник и художник. Наши предки в этом виде культуры были непревзойденными искусными мастерами. Слава самаркандской, бухарской бумаги распространилась на весь мир. Эта культура получила дальнейшее развитие именно в период тимуридов. Уместно напомнить о таком великом каллиграфе как Султан Али Машхади. За его труды в области каллиграфии его назвали «Царем каллиграфии» и «Поклонником книг». В1461-1466 годах он переписал сочинения Низами, Хафиза, Навои. До нас дошли переписанные им 50 произведений поэтов Востока. Амир Темур и темуриды большое значение придавали развитию искусство музыки. Дворцы Амира Тимура и тимуридов были центром сосредоточения музыкантов и певцов, которые занимались творчеством и прославились своими песнями и мелодиями. Творчество Абдукадира Найи, Шахнули Гиджжаки, Устода Шади и других составляет гордость нашей музыкальной истории и духовного наследия. Также в этот период особое внимание уделялось развитию гуманитарных наук, в частности истории. Исторические труды Низамиддина Шафи «Зафарнома», Х.Абру «Зубдат ат-таворих», Шарофиддин Али Язди «Зафарнома», Абдураззака Самарканди «Матла ус-саъдайн», Хондамира «Хабибас-сияр», Ибн Арабшаха «Аджойиб ул- Макдур фи тарихи Тимур» и другие составляют достоверные источники изучения истории Амира Тимура и его потомков. На основании вышеуказанного можно утверждать, что культура эпохи Амира Тимура и тимуридов является одним из ключевых этапов в развитии мировой культуры, и занимает достойное место в истории человечества. 1 2 |