Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Преодоление Смуты

  • 11. Пути укрепления государства по окончанию смуты. Становление феодально-абсолютиской монархии.

  • 12. Раскол Русской православной церкви: Причины и последствия.

  • 13. Социальные Выступления в России в XVII в.

  • Вопросы Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь Киевской Руси


    Скачать 255.28 Kb.
    НазваниеВопросы Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь Киевской Руси
    АнкорVOPROS.docx
    Дата24.03.2017
    Размер255.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVOPROS.docx
    ТипДокументы
    #4155
    страница3 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    В развитии смуты в Московском государстве исследователи различают обычно три периода:

    династический, во время которого происходит борьба за московский престол между различными претендентами (до 19 мая 1606 г.);

    соц. – время классовой борьбы, осложненной вмешательством в русские дела других государств (до июля 1610 г.);

    национальный – борьба с иноземными элементами и выбор национального государя (до 21 февраля 1613 г.).

    10. Преодоление Смуты
    После смутного времени в начале XVII в. «московский народ» оказался «материально разоренным и духовно потрясенным», а «перед правительством нового царя Михаила Федоровича стояли труднейшие задачи:

    1. привести в равновесие общественные силы;

    2. наладить хозяйственную жизнь страны;

    3. укрепить административный аппарат настолько, чтобы он мог работать для водворения внутреннего порядка и для государственной обороны» (С. Ф. Платонов).

    Русское государство потеряло многие территории. Смоленск, Великие Луки, Вязьма захвачены поляками, Новгород - шведами. Западные и юго-западные уезды не были защищены. Многие территории были разграблены и пришли в запустение. За годы Смуты был разрушен привычный порядок управления.

    Земский собор 1613 г., созванный по инициативе лидеров ополчения, избрал на престол Романовых. В это время произошли изменения в правящем классе. На смену старому боярству, проникнутому аристократическим духом и привыкшему к власти, опиравшемуся на старинные традиции, на Судебник 1550 г., пришли новые, нетитулованные люди новых родов (Стрешневы, Нарышкины, Милославские и др.), «худые люди», торговые мужики и худородные провинциальные дворяне, «государи XVII в. начали править с помощью отдельных лиц, случайно выплывших наверх». На местах началась борьба между старым боярством и «худородными» ... породы с заслугой, отрицание породы как основы местничества. Зарождалось понимание того, что «велик и мал живет государевым жалованием». Изменилась верховная власть. Внутреннее положение в стране после окончания Смуты характеризовалось развалом налоговой системы, упадком хозяйства, разгулом преступности, разрушением служилого сословия.

    Правительство Михаила Романова начало с «устройства земли», служилых людей. Большую роль в решении всех вопросов играл патриарх Филарет (1619-1633 гг.). Для восстановления финансов в 1615-1616 гг. проводили сбор пятой деньги (20 % годового дохода) со двора (к этой мере прибегали и в 1932-1933 гг., когда шла война с Польшей). В 1616г. провели посошный сбор (по 120 руб. с каждой сохи). Собирали обычные налоги, прибегали к займам. В эти годы была проведена опись и податная оценка земли. Разоренные земли облагались по дозорным книгам, имели льготы. Но на практике допускались злоупотребления, что вызывало недовольство владельцев разоренных земель. Восстановление государственности после Смуты потребовало единообразия в законах.

    Одним из важнейших решений нового правительства совместно с Земским собором были подготовка и принятие нового свода законов. Соборное Уложение 1649 г., напечатанное тогда же в Москве тиражом 1200 экземпляров, переиздавалось в 30-е годы XIX в., было включено в полное собрание законов Российской империи. Соборное Уложение отразило интересы дворянства, окончательно оформило крепостное право, отменив «урочные лета» для сыска беглых крестьян, положило юридическое основание крестьянской крепости. Устанавливался штраф десять рублей в год за прием и укрывательство беглых крестьян. Дворяне получили право обмена поместий, что создавало предпосылки для наследственного владения служилого дворянства независимо от службы в поместном войске, стирало различия между вотчиной и поместьем. За действия «скопом» против царя, бояр, воевод, приказных людей полагалась смерть, смерть за убийство господина и отсечение руки за попытку убийства. Правительство удовлетворило основные требования посадских челобитных, ликвидировав частновладельческие слободы, введя статью о возвращении закладчиков и беломестцев в тягло и массовом сыске беглых посадских людей, запретив крестьянам держать в городах лавки для торговли и пр. Ограничивалось право перехода посадских людей из города в город и перехода крестьян в города.

    В XVII в. в России зарождается абсолютизм. Первые Романовы (Михаил Федорович и Алексей Михайлович) управляли страной вместе с Боярской думой и Земскими соборами. Однако к концу века меняется роль и значение Боярской думы, постепенно прекращается деятельность Земских соборов. Боярская дума из органа боярской аристократии превращалась в орган приказной бюрократии. В законодательной деятельности Русского государства со второй половины XVII в. появляется понятие «именной указ» - законодательный акт, составленный только царем, без участия думы. В течение XVII в. усилился и обрел бюрократический характер государственный аппарат. Это время расцвета приказной системы управления. Всего к 1698 г. в России насчитывалось 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных). Кроме того, были временные приказы, дворцовые, патриаршие и пр. Приказы были центральными органами управления, выполняли распорядительные и исполнительные функции, но не было четкого разграничения функций между приказами, что к концу XVII в. отрицательно сказывалось на их деятельности и потребовало реформы.

    11. Пути укрепления государства по окончанию смуты. Становление феодально-абсолютиской монархии.
    События смутного времени привели к разорению значительной части России, особенно ее центральных районов. К 40-м годам 17в. хозяйство в основном было восстановлено. Основной отраслью экономики России оставалось с/х, где продолжала господствовать трехпольная система земледелия. Главными земледельческими культурами были рожь, овес, пшеница. Развивалось садоводство и огородчество. Основными орудиями оставались соха, борона, серп, коса, медленно вводился плуг. В с/х методы обработки земли оставались рутинными. Однако в 17в. по сравнению с 16в. было произведено больше с/х продукции за счет освоения новых земель на юге России, Сибири.

    В рыночные отношения втягивались хозяйства вотчинников и монастырей. Введение крепостного права тормозило вовлечение в товарное производство хозяйств частновладельческих крестьян.

    В 17в. вырос удельный вес ремесленного производства в экономике страны. Крупнейшими центрами ремесленного производства были Москва, Великий Устюг, Ярославль, Новгород, Тула. Происходило превращение ремесленного производства в мелкотоварное: увеличилось количество ремесленников, работающих на рынок. В местах развития товарного производства стали возникать мануфактуры.

    В отличие от западноевропейской мануфактуры русская мануфактура основалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России практически отсутствовал. В 17в. в России было 30 мануфактур: на Урале – Ницинский медеплавильный завод, близ Тулы – железоделательные заводы, в Ярославле, Казани – кожевенные мануфактуры.

    В 17в. в России интенсивно развивалась торговля. Образовалось несколько областных торговых центров: Москва, Устюг Великий, Ярославль, Вологда, Кострома. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия: отсутствие выхода к морям, стремление иностранного капитала захватить российский рынок.

    В 1653 был введен Торговый устав, который установил единую рублевую пошлину для купцов и отменял ряд внутренних пошлин. В 1667 был принят Новоторговый устав, по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на территории России.

    Таким образом, в экономике России 17в. господствующее положение занимал феодальный уклад. В то же время в стране начинали зарождаться ранние буржуазные элементы.

    Со 2-ой половины 17в. в России начинается переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова «самодержец», и увеличением представительства дворянства в Боярской думе.

    С 1653 практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние приказов и подчинение их одному лицу.

    В 1682 было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода). Изменялось управление на местах. Россия делилась на 250 уездов. Во 2-ой половине 17в. некоторые уезды стали объединяться под властью одного воеводы в так называемые разряды: Рязанский, Украинский и т.д.

    В 17в. происходило реформирование вооруженных сил России. Начинали формироваться полки нового строя – рейтарские и драгунские на основе принудительного набора «даточных людей» (от 100 дворов на пожизненную службу – 1чел.).

    В 1649 было принято Соборное Уложение, по которому отменялись «урочные лета» и устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей.

    12. Раскол Русской православной церкви: Причины и последствия.
    При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др.. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах. Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора. При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

    По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему: устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу; вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию; земные поклоны заменялись поясными; устанавливалось единоголосие во время церковной службы; во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу; иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус; «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды; заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления; для богослужения допускались иконы только греческого письма.

    Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Но реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры.

    Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум.

    В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск.

    В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен.

    Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти, власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестает посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец.

    В1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет.

    В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

    В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм соц. протеста народных масс. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины, изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде.

    13. Социальные Выступления в России в XVII в.
    Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно названо «бунташным веком». Именно в этот период произошли две крестьянских «смуты» (восстание И. Болотникова и Крестьянская война под предводительством С. Разина) и ряд городских восстаний в середине столетия, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века.

    Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой Б.И. Морозова. Указом от 7 февраля 1646 г. был введен высокий налог на соль. А соль была тем продуктом, от которого отказаться люди XVII в. никак не могли. Заготовить еду впрок без соли не представлялось возможным. В 1646-1648 гг. цены на соль выросли в 3-4 раза. Народ начал голодать, в то время как тысячи пудов дешёвой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не смогли ее засолить. Все были недовольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 г. соляной налог отменили, но было уже поздно.

    Поводом для выступления послужил разгон стрельцами делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Был убит думный дьяк Назарий Чистой, на растерзание толпе отдан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев и др. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

    Московский Соляной бунт отозвался восстаниями 1648-1650 гг. в других городах. Самые упорные и продолжительные восстания в 1650 г. были в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно.

    В 1662 г. в Москве произошел так называемый Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на жаловании солдатам и стрельцам, а также ремесленникам и мелким торговцам. Верные царю стрелецкие и «иноземного строя» полки подавили бунт. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 публично повешены.

    Городские восстания середины века оказались прелюдией крестьянской «войны» под предводительством С. Т. Разина 1670-1671 гг. Это движение зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона — «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением.

    Степан Тимофеевич Разин, поднимая народ против «изменников бояр», выступал от имени Алексея (сына царя Алексея Михайловича), к тому времени уже умершего. Крестьянская «война» охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и др. города. Однако под Симбирском Разин был разбит, а затем выдан «домовитыми» казаками и казнен.

    Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является «Соловецкое восстание» 1668-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60. В целом, народные восстания XVII в. имели двойственное значение для развития страны. Во-первых, они отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления властей. А во-вторых — еще больше подталкивали централизацию и укрепление госаппарата.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта