Главная страница
Навигация по странице:

  • Судебная реформа

  • Военная реформа

  • Школьная реформа

  • 27. Революционно-Демократическое движение 60х гг. XIX в.

  • 28. Земский Либерализм.

  • 29. Народничество революционное и либеральное.

  • 30. Рабочее движение в дореволюционной России.

  • Вопросы Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь Киевской Руси


    Скачать 255.28 Kb.
    НазваниеВопросы Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь Киевской Руси
    АнкорVOPROS.docx
    Дата24.03.2017
    Размер255.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVOPROS.docx
    ТипДокументы
    #4155
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    26. Комплекс буржуазных реформ второй половины XIXв.
    Земская реформа.

    После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

    Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов и исполнительных. Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

    Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое др.

    Судебная реформа

    Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государства и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. Страна была разделена на 108 судебных округов.

    Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд делается устным и гласным; власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; основной формой судопроизводства является процесс состязательный; дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию; устраняется канцелярская тайна; и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов. В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных.

    Военная реформа

    В начале царствования уничтожены военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. В них принимались лица всех сословий.

    В январе 1874 г. была провозглашена всесословная воинская повинность. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число. Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

    Подверглась коренным изменениям система военного управления. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
    Школьная реформа

    Особенно важное значение имело издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

    19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

    Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий.

    В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

    27. Революционно-Демократическое движение 60х гг. XIXв.
    Преобразовательные устремления власти поначалу встретили в русском обществе понимание. Журналы, занимавшие различные общественно-политические позиции, — западнически-либеральный "Русский вестник", славянофильская "Русская беседа" и даже радикальный "Современник" — в 1856 — 1857гг. выступали за взаимодействие всех общественных сил, за совместную поддержку реформаторских намерений правительства. Однако по мере того, как прояснялся характер готовившейся крестьянской реформы, общественное движение теряло свое единство. Если либералы, критикуя власть по частным вопросам, в целом продолжали поддерживать ее, то публицисты "Современника" — Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов — все резче обличали и правительство, и либералов. Особую позицию занял А. И. Герцен, эмигрировавший в 1847 г. В своих заграничных изданиях, которые пользовались огромной популярностью в России (особенно газета "Колокол"), Герцен разоблачал реакционные устремления высших сановников, критиковал правительство за нерешительность и т.п. И все же в эти годы Герцен был ближе именно к либералам, чем к "Современнику": как и они, издатель "Колокола" продолжал надеяться на благополучный исход реформы.

    После отмены крепостного права раскол в общественном движении стал еще глубже.

    В 1860 г. большинство либералов продолжало рассчитывать на добрую волю и реформаторские возможности самодержавия, стремясь лишь подтолкнуть его в нужном направлении. После земской реформы немало сил либеральной оппозиции поглотила деятельность в органах местного самоуправления. В то же время значительную часть образованного общества захватили революционные настроения. В известной степени это было вызвано серьезными изменениями в его социальном составе: оно быстро теряло свой сословно-дворянский характер, границы между сословиями разрушались. Дети крестьян, мещан, духовенства, оскуделого дворянства быстро утрачивали социальные связи с породившей их средой, превращаясь в интеллигентов — разночинцев, стоящих вне сословий, живущих своей, особой жизнью. Расставаясь со своим прошлым, интеллигенты новой формации быстро переставали уважать устои, традиции. Им было присуще стремление изменить "проклятую русскую жизнь" как можно скорее и радикальнее. Именно разночинная интеллигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.

    Реформа 1861 г. ни в коей мере не удовлетворила радикально настроенную общественность. Ее кумиром и вдохновителем становится Чернышевский. Очевидно, он был главным организатором "прокламационной кампании" 1861 г. Прокламации и воззвания, распространявшиеся в Петербурге, Москве и других городах, подвергли крестьянскую реформу самой резкой критике. В них содержались требования более решительных и последовательных преобразований, подкрепленные угрозой народного восстания. В ответ власть в 1861 — 1862 гг. произвела целый ряд арестов; многие деятели революционного движения, в том числе и сам Чернышевский, были осуждены на каторжные работы. На протяжении 1860-х гг. радикально настроенная интеллигенция несколько раз пыталась создать сильную организацию. Однако таковой не смогли стать ни группа "Земля и воля" (1862 — 1864), ни кружок Н. А. Ишутина (член которого Д. В. Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II), ни "Народная расправа" (1869) под руководством С. Г. Нечаева.

    В идейном плане 60-е годы прошли для разночинной интеллигенции поз знаком нигилизма. Нигилизм, наиболее ярким и талантливым представителем которого был публицист журнала "Русское слово" Д. И. Писарев, ставил, прежде всего, задачу личного освобождения — от семейных и бытовых предрассудков, от слепого поклонения авторитетам, от груза вековых традиций во всех сферах жизни.

    От нигилиста требовалось развивать свой интеллект, постигая естественные науки, стремиться к свободной, разумной, приносящей практическую пользу деятельности, устраивать свою жизнь и жизнь близких людей на разумных, взаимовыгодных основаниях. Это течение общественной мысли сыграло чрезвычайно важную роль в формировании интеллигента-разночинца, со своими характерными особенностями его духовного облика, образа действия, манеры поведения.

    28. Земский Либерализм.
    Либеральные течения не были едиными по своим идейным позициям. Между отдельными группами и лицами проходили острые дискуссии. Но их объединяла неприязнь к авторитарному режиму, бюрократии и чиновничьему произволу, борьба за продолжение и углубление реформ, превращение России в правовое демократическое государство.

    Опорой либерализма стали земства. Во многих земствах появились тенденции превращения в органы местного самоуправления, низовую ячейку будущего демократического устройства страны. В Чернигове развернулась деятельность одного из видных идеологов и руководителей российского либерализма конца XIX – начала XX вв. И.И.Петрункевича. В земствах он видел основную ячейку будущего демократического устройства России. Для этого, считал он, необходимо сделать выборы земств бессословными, без деления избирателей по куриям; создать земские органы в волостях с преобладанием крестьянства; расширить права земств, превратить их а органы местного самоуправления; привлечь земских деятелей к решению общегосударственных вопросов.

    В пореформенный период ярко проявилась деятельность Б.Н.Чичерина, крупнейшего ученого, историка государства и права. Первоочередными реальными мерами он считал обсуждение принимаемых законов с участием народных представителей, прекращение внесудебных расправ над людьми за выражение ими своих полит. взглядов.

    Либералы стремились воздействовать на правительство, убедить царя в необходимости реформ, чтобы остановить террор. Одновременно они пытались добиться от революционеров хотя бы временного прекращения террора, чтобы дать возможность правительству приступить к реформам.

    В начале декабря 1879 г. по инициативе Петрункевича было созвано совещание в Киеве. Однако революционеры не хотели отказаться от террора. Правительство на увещевания либеральных политиков не реагировало. С убийством Александра II обстановка изменилась. Либеральное и революционное течения общественного движения окончательно размежевались.

    Одна из коренных проблем дискуссий того времени – Россия и Запад. Либералы были в подавляющем большинстве западниками. Они призывали использовать для России все прогрессивное, что выработала культура и полит. жизнь Западной Европы, в первую очередь ее демократические принципы и свободы. Но российские либералы оставались истинными патриотами своей страны, были противниками слепого подражания. Будущее России, ее процветание они видели в осуществлении идеалов свободы и порядка, преодолении царящего в стране чиноначалия, бюрократии и произвола.


    29. Народничество революционное и либеральное.
    В широком смысле под народничеством подразумевается общественное движение, основанное на идеях А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому соц. Строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее эконом. и соц. последствий. В отличие от либералов народники на 1ый план выдвигали соц. проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узком смысле это подпольные группы и организации 60-80-х годов XIX в.

    В идейном отношении нар. было неоднородно. В нем были три гл. идеолога (П.Л.Лавров, М.А.Бакунин и П.Н.Ткачев ) и три течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

    Лавров разделял веру в социалистическую утопию и ряд других народнических иллюзий (самобытность исторического развития России, второстепенность полит. Вопросов перед социальными). Революция считал Лавров, должна готовиться неустанной пропагандой интеллигенции среди народа.

    Бакунин никогда не падал духом после неудач. Польское восстание было подавлено, и он избрал новым поприщем своей деятельности международное социалистическое движение. К этому времени теория разрушения, которую он давно вынашивал, оформилась у него в законченное анархистское учение. Он считал, что все современные государства построены на подавление и угнетение человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Их следует смести революционным путем и заменить свободными автономными обществами. Организованными «снизу вверх».Бакунин требовал передачи всей земли –землевладельцам; фабрик, заводов, и капиталов – рабочим союзам; уравнение прав женщин с мужчинами, упразднение семьи и брака, общественного воспитания детей в духе атеизма.

    Ткачев утверждал, что ближайшая цель должна заключаться в создании хорошо законспирированной дисциплинированной революционной организации. Такая организация, не тратя времени на пропаганду, должна захватить власть. Не просвещение народа должно предшествовать революции, а наоборот, захватив власть, проповедовал Ткачев, революционная организация подавляет и уничтожает консервативные и реакционные элементы, упраздняет учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства, и создает новые, которые таким целям соответствуют. В противоположность бакунистам Ткачев считал, что государство (притом сильное, централизованное) сохраняется и после победы революции. Ткачев и его немногочисленные сторонники долгое время находились в изоляции. Но в конце 70-х их идеи стали одерживать верх в народническом движение.

    В 1882 г. у Ткачева проявилось душевное расстройство и в 1885 г. он умер.

    «Земля и воля».Представители Натансон, Плеханов. Позднее в нее вступили Кравчинский, Морозов, Перовская. Всего в организации насчитывалось свыше 150 чел. Общество делилось на несколько групп. Самая большая – деревенщики, вела работу среди крестьян, другие пропаганду среди рабочих и студентов. «Дезорганизаторская группа» создавалась для борьбы со шпионами в рядах революционеров и привлечения на свою сторону лиц государственного учреждения, военнослужащих.

    Главная цель – подготовка народной социалистической революции. Программа требовала перехода всей земли в руки крестьян, свободы и самоуправления. Землевольцы извлекли урок из хождения в народ и выдвинули близкие и понятные крестьянам требования. Кроме того в программе стоял пункт о полной свободе вероисповеданий, рассчитанный на привлечения старообрядцев и сектантов.


    30. Рабочее движение в дореволюционной России.
    Созданию марксистской партии предшествовал определенный период распространения марксизма в России. Еще в 1883 г. бывшие участники «Черного передела» во главе с Плехановым создали в Женеве «Группу освобождения труда». Плеханов развернул борьбу против идеологии народников, - в своей работе «Наши разногласия» он доказывал, что Россия идет по пути капитализма.

    В 80-90-е гг. возникает ряд марксистских кружков и в самой России (их возглавляли в Петербурге Благоев, затем Бруснев, в Поволжье – Федосеев, - в нем в начале 90-х гг. познакомился с марксизмом юный Владимир Ульянов – будущий Ленин).

    Основной идеологической задачей марксистов в 90-е гг. была борьба против либерального народничества, занимавшего в общественной мысли 80-90-х гг. ведущее положение. Основные идеи либеральных народников: мирный путь преобразований, возможность миновать капитализм, опираясь на «народное производство». Главный их орган - журнал «Русское богатство», основные авторы: Михайловский, Воронцов, Кривенко (последний выдвинул знаменитую теорию «малых дел»).

    В 1894 г. вышла первая крупная работа Ульянова «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», которая была направлена против либеральных народников.

    В 1895 г. по инициативе Ульянова марксистские кружки объединились в «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса». Среди его руководителей был и будущий лидер меньшевиков Юлий Мартов. Ленин считал эту организацию «прообразом рабочей партии», «первой попыткой соединения марксизма с рабочим движением». Однако вскоре руководство союза было арестовано, Ульянов был сослан в Сибирь, в с. Шушенское (1897-1900).

    Между тем союз продолжал действовать и в 1898 г. по его инициативе в Минске состоялся I съезд РСДРП с участием 9 человек, объявивший о создании социал-демократической партии. Реально же по-прежнему в пределах российской империи в тот момент существовала единственная значительная рабочая организация – еврейское объединение «Бунд».

    После ареста и ссылки радикально настроенных марксистов, подобных Ульянову, значительное влияние получили реформистски настроенные представители этого идейного течения – так называемые «легальные марксисты» (среди них будущие лидеры партии кадетов Струве, Булгаков). Другим реформистским течением социал-демократии в это время был "экономизм".

    В 1900 г. Ульянов отправился в эмиграцию, с 1901 г. его работы подписываются свои работы псевдонимом «Ленин». Он начинает реализовывать разработанный им план создания "рабочей партии нового типа". Основным орудием этого стала созданная в 1900 г. за границей газета "Искра" (1990) - "коллективный пропагандист и организатор", агенты которой направлялись в Россию. Шло формирование слоя сторонников ленинского направления в социал-демократии - "искровцев".

    В 1902 г. в работе Ленина «Что делать?», где концепция «партии нового типа» получила наиболее фундаментальное обоснование. Она предусматривала централизацию, дисциплину, опору на "профессиональных революционеров", идейную непримиримость, внесение революционной идеологии в рабочее движение.

    В 1903 г. состоялся II съезд РСДРП (в Брюсселе, потом в Лондоне), который принял ее программу и устав. На съезде произошел раскол российских социал-демократов на более радикальное течение во главе с Лениным и умеренное во главе с Мартовым. На выборах в ЦК партии первые завоевали большинство и с тех пор начали называться большевиками, а вторые меньшевиками.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта