Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.2 Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси.

  • 11.3 Древнерусские лечебники и травники

  • 11.4 Санитарное дело

  • 12.1 История

  • В истории Халифата выделяют три периода.

  • 12.2 Арабоязычная культура и медицина

  • 12.3 великие врачеватели халиф. Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази

  • Али-ал-маусли

  • 12.4 Организация больничного де-л

  • История медицины ЗАЧЁТ. Вопросы готовы 1 История медицины как часть истории и культуры человечества


    Скачать 235.11 Kb.
    НазваниеВопросы готовы 1 История медицины как часть истории и культуры человечества
    АнкорИстория медицины ЗАЧЁТ.docx
    Дата24.04.2017
    Размер235.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория медицины ЗАЧЁТ.docx
    ТипДокументы
    #2612
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



    11.Медицина Киевской Руси

    11.1 Истоки культуры и медицины русских земель.

    Выделяли 4 этапа: 1-врачевание праславлянского периода(6-9век.н.э.)

    2- врачевание и медицина в древней руси(конец 9-сер 13 века)

    3- медицина периода нашествия золотой орды и последущее возрождение русской государственности(сер 13-конец15 века)

    4-медицина московского государства(15-17)

    Праславлянский период:Культура создавалась многочисленными племенами, например такими как кривичи, вятичи и др.

    Античные писатели сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий-разделение целебных растений в специальных огородах, закаливание младенцев, оперативное лечение травм и прочее.

    Врачевание в Древней Руси:История

    Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине 9 в.

    На Руси сформировались раннефеодальные отношения.

    Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород становились крупными' центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией.

    Важным -принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. при князе Владимире (978—1015). Это было не случайное событие: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом.

    Христианство на Руси было известно с 9 в. Многие приближенные князя Игоря были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства имели давние связи с Болгарией. Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало укреплению феодализма, централизации государства и сближению его с европейскими христианскими странами (Византией,Францией, Англией и др.), чему способствовали также и династические браки.

    Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен.Культура с развитием государственности достигла высокого уровня, была обогащена влиянием византийской культуры.

    Через Болгарию и Византию поступали античные средневековые рукописи. Монахи(самые образованные люди того времени;летописцы Никон,Нестор,Силивестр) переводили их на славянский язык и записывали их на пергаменте,эти книги дошли до наших времен.

    Первая библиотека была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019—1054).

    Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Ярослав способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык.

    Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу.

    При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания.

    Древнерусское государство существовало в течение трех столетий.

    После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125— 1132)—сына Владимира Мономаха,наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208—1255).
    11.2 Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси.

    Народная медицина. В народе сохранялось народное врачевание-языческое кудесничество и знахарство.Это нетъемлемая часть языческой культуры русского народа.

    Во врмена язычества врачевание включало в себя реальное знание целебных сил природы и веру в её чудодейственные травы.Врачеватели-язычники были среди волхвов( предсказатели ).Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы и т.д.

    В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы.Они представляли. языческое древнее сосоловие древней дохристианской руси.

    Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в "Русской правде" - свод русских законом составленным при Ярославе Мудром.В одном из зауонов устанавливалась оплата труда лечцов:от обидчика 3 гривны пени и сверх ттого кто будет это лечить.

    Свои лечебные познания и секреты лечцы передавались от отца к сыну("семейные школы").

    В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного и животного происхождения(бодяга, подорожник, крапива; мед, печень трески, кобылье молоко).Лечебным средством обладали и минеральные вещества, Например, женщины носили украшения из рубина для облегчения родов и др.

    За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья.

    Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, в которых содержатся описания средств и приемов русского врачевания как времен христианской Руси, так и языческих времен.

    Монастырская медицина: начали развиваться монастырские больницы после принятия христианства.

    В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой расценивалась как результат вселения бесов.А исцеление как духовное прощение.

    Ранние сведения о монастырских лечебницах относятся к 11 веку.Первые больницы при монастырях были построены в Киеве и Переяславле.В никоновской летописи было записано, что в 1091 году Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, устроил больницы и приставил к ним врачёв.

    Одна из самых известных больниц в Киевско-Печерском лавре также это был первый русский монастырь, основанным в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.Со всей Руси приходили раненые и больные.Тяжелобольных нередко подстригали в монахи.

    Монахи-подвижники прославившиеся своим врачебных искусством: Антоний-постиг основы врачебного знания.Алимпий-излечивал прокаженных, использовал иконописные краски как мазь для лечения заболеваний кожи.Агапит- ученик Антония, исцелил внука ярослава мудрого .

    Сложились первые сведения о враченой этике.

    Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения.Так как в них собирались греческие и византийские рукописи и обучались медицине.Вот одни из них:"Христианская топография","физиолог" и самый популярный "изборник" где было изложены вопросы богословия, мироведения.Основная цели русского перевода изборника(Иоанн) связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали, также там приведены некотрые советы по питанию, описаны некоторые болезни, говорится и о лечцах-резалниках, которые умели ампутировать, делать лечебные прижигания.

    А в древнерус литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках.

    Светская медицина: существование вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличии от мронастырской, эта медицина была платной.

    В Киеве в 11-12 веке практиковал врач-армянин, имя которого неизвестно, он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. Еще один известный вольный врачеватель это Петр, он работал при дворе князя Николая Давыдовича.

    Монастырская и светская медицина постоянно конкурировали между собой.

    Христианство вело борьбу с могущественным язычеством,доходило до того что сжигали на кострах волхов и кудесников.

    11.3 Древнерусские лечебники и травники.

    В лечебной практике широко использовались разные средства растительного,животного и минерального происхождения.

    Большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни,крапивы, подорожника,а также лука,чеснока и многое другое.

    Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед,сырая печень трески,кобылье молоко и панты оленя.

    Прекрасным лечебным эффектом обладали средства минерального происхождения.При болях в животе принимали внутрь растертый камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили на шее камень из яхонта.

    11.4 Санитарное дело:в. древнерусском государстве в 5-14 столетий по уровню развития опрежали страны западной европы.об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на его территории было найдено множество усадеб и построек.на улицах были деревянные мостовые, найдено большое количество предметов гигиенического обихода, вскрыты гончарные идеревянные водопроводы и водосборники.

    Издавна неотъемлемой частью медико-санитарного быта была русская паровая баня, то что через кожу, в результате обильного потоотделения, выделялись вредные вещества.

    Баня была самым чистым помещением в усадьбе.Помимо прямого назначения,баню использовали как место где принимали роды,вправляли вывихи,лечили простуду и болезни,растирали лекарственными мазями.

    Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора.

    12.МЕДИЦИНА В  АРАБОЯЗЫЧНЫХ  ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

     

    12.1 История

    Область.расселения арабских племен был полуостров Аравия.

    Стремление преодолеть племенную разобщенность, выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама.Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.

    В истории Халифата выделяют три периода.

    Первый период (632—750) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов («наместников» пророка)—Абу-Бекра . (632—634), Омара (634—644), Османа (644— 656) и Али (656—661) и династии Омейядов (661—750).

    Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки.

    В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам.

    Второй период истории Халифата (750 г. — середина IX в.)—время правления династии Аббасидов — явился периодом, расцвета многогранной арабоязычной культуры. Как государственное образование Халифат оказался непрочным.

    Третий период его истории (IX— XIII вв.)-—время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и национальных государств (например, государство Саманидов.в Средней Азии). Некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование.

    12.2 Арабоязычная культура и  медицина

    В VII в.; когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская   школа в Гундишапуре (Джунди-Шапур) . на юге Ирана.Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений.В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.

    Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого.

    Среди переводов, работы Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина.От индийцев они заимствовали и цифры, .которые европейцы назвали «арабскими».

    Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. цивилизаций — многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах.

    Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: «арабские» (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и «иноземные» (или древние, общие всем народам и всем религиям).

    В это;: смысле медицина средневекового арабоязычного Востока была тесно связана с окружающим миром и науками, его изучающими.

    По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане' утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. В каждом большом городе создавались библиотеки и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков и переписчиков книг. Со временем они выросли в крупные центры науки и образования.

    Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

    В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях ' (араб, аг-kari) и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача — восстановить первоначальное состояние.

    При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

    В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи

    Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили .фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

    12.3 великие врачеватели халиф.

    Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (850— 923).он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента   для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

    Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с разных позиций и излагал свои наблюдения и выводы.энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах (знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний). и особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори»

    Хирургия была скорее ремеслом, чем наукой. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов. В халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное    врачевание.

    Самым     выдающимся     хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн 'Аб-бас  аз-Захрави (936—1013).

    Аз-Захрави блестяще оперировал. -Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и.рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика.его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

    По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) Аз-Захрави разработал методику местного прижигания в хирургических операциях. Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление» содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни.

    Али-ал-маусли известный глазной врач. Разработал операцию удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им иглы.

    Ибн-ал-Нафис врач и философ, описал легочное кровообращение.
    12.4 Организация больничного де-л а получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским.

    Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

    К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

    В Египте первая большая больница предназначалась исключительно для бедных слоев населения

    Одной из самых крупных была больница в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний.

    Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

    Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях.

    Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций. 

    13.вопрос

    АВИЦЕННА, Ибн-Сина (980—1037), наиболее знаменитый представитель арабской медицины, названный Эль-Шейх-Араджис, т. е. князь врачей, родом из персидской провинции Хорасана; изучал медицину и философию . Жил при дворах многих персидских властелинов и был даже визирем. Авиценна составил более 100 сочинений по философии, естествознанию и медицине. Наибольшее значение в истории развития медицины имел его знаменитый «Канон врачебного искусства», в к-ром излагается вся теоретическая и практическая медицина его времени в строго систематической форме. Это большое руководство состоит из 5 книг, в свою очередь разделенных на отделы и подотделы. Первая книга посвящена анатомии, физиологии, общей этиологии и симптоматологии, общей диэтетике, профилактике и общей терапии. Вторая книга содержит учение о простых лекарственных веществах и их действии. В третьей излагаются частная патология и терапия, охватывая все специальные области медицины. Четвертая содержит хирургию, общее учение о лихорадке, заразные болезни, кожные болезни и косметику, а пятая—сложные лекарственные вещества и противоядия. А. не создал своей особой школы, являясь лишь талантливым толкователем и строгим последователем идей Гиппократа и Галена, но его труды были настолько исчерпывающе и прекрасно изложены и притом насыщены собственным наблюдением и опытом, что они почти совсем вытеснили и затмили все другие крупнейшие мед.сочинения. Канон был переведен на арабский и еврейский языки, появился в 29 латинских изд. и в течение многих веков служил главным источником мед.Образования
    14) МЕДИЦИНА В ГОСУДАРСТВАХ ЗАКАВКАЗЬЯ

    14.1 Одним из древнейших центров мировой цивилизации была Армения. После свержения власти Халифата (IX в.) армянский народ восстановил свою государственность. В XI—XIII вв. в ряде городов Армении: Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре и др.— возникли школы высшего типа, в которых изучались анатомия (в Армении того времени производились анатомические вскрытия), внутренняя медицина, лекарствоведение, хирургия.

    Крупнейшим представителем медицины средневековой Армении был философ, врач и астроном Мхитар Гераци (рис. 77). В 1184 г. он составил свой основной труд «Утешение при лихорадках», в котором описал причины, развитие и лечение острых заразных заболеваний, а также, на пять веков раньше Бериардино Рамаццини (см. с. 310) рассуждал о связи заболеваний с профессиями — кузнецов, стеклодувов и т. п.

    Большой вклад в развитие армянской медицины внес Амирдовлат Амасиаци (XV в.) —автор трактатов «Польза медицины», «Ненужное для неучей» и «Лекарствоведение».

    В средние века центры национальной армянской культуры существовали и за пределами Армении. Среди них наиболее известны три: в г. Кессария (Византийская империя), где уже в IV в. славилась больница (Basi-lea), основанная в 370 г. епископом Кессарии Василием Великим (см. с. 143); медицинская школа в Гунди-шапуре (юг Ирана, территория Халифата), где в VIII—IX вв. работала знаменитая династия армянских врачей Бахтишуа (см. с. 161), и центр врачевания в г. Себастии (недалеко от Кессарии), где жили и работали видные армянские врачи Авасап (XVI в.) — автор «Отменного лечебника кбрдинальных влаг», Буниат (XVI—XVII вв.), составивший «Книгу о медицине» (ее рукопись хранится в Матенадаране им. Маштоца, Ереван), и Асар (XVII в.) — автор известной «Книги о врачебном искусстве».

    14.2 В Грузии после освобождения от арабского владычества (X в.) главным очагом медицинской культуры была Гелатская академия, основанная царем Давидом IV в XII в. при монастыре недалеко от Кутаиси. Наряду с церковно-монастырской существовали профессиональная и народная медицина.

    Выдающимися представителями медицины феодальной Грузии были: К.а-нанели (XI в.) — автор медицинского сочинения «Несравненный карабадин»; глава Гелатской академии философ Иоаннэ Петрице (XI—XII вв.); Ходжа Копили (XIII в.), написавший «Книгу медицинскую»; Заза Панаскертели-Цицишвили (XV в.), составивший «Лечебную книгу», и Давид Батониш-вили (XVI в.) — автор «Книги царя Давида».

    Монголо-татарское нашествие, а затем вторжение персов и турок значительно задержали развитие медицины в феодальной Грузии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта