Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

  • 3.Асуту и и ашипуту-направления врачевания.

  • 4.Роль царя Ассирии Ашурбанапала и Вавилонского царя Хаммурапи в истории Древнего Востока.

  • Вопрос 5 Периодизация истории и врачевания

  • Развитие эмпирических знаний

  • Источники по истории и врачеванию

  • Возникновение письменности.

  • Представление о причинах болезней, смерти.

  • Передача медицинских знаний

  • Гигиенические требования

  • Расцвет хараппской культуры

  • «Ригведе» - веда гимнов и мифологических сюжетов

  • Главными медицинскими божествами ведийского периода

  • Древние лекари назывались — бхишадж

  • 4 основных сословия (варны): брахманы

  • История медицины ЗАЧЁТ. Вопросы готовы 1 История медицины как часть истории и культуры человечества


    Скачать 235.11 Kb.
    НазваниеВопросы готовы 1 История медицины как часть истории и культуры человечества
    АнкорИстория медицины ЗАЧЁТ.docx
    Дата24.04.2017
    Размер235.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория медицины ЗАЧЁТ.docx
    ТипДокументы
    #2612
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    4.ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (II тысячелетие — середина I тысячелетия до н. э.)


    1.Мифология и врачевание

    Во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлйль и бог водной стихии Мирового океана Эа. Он ведал глубинами вод, где обитала мудрость. Поэтому Эа почитался так же, как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. Тайну знания воды он передавал «знающим воду» — асу. Этим именем в древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний. Иштар-богиня утренней звезды- приносит исцеление от болезней.   Эрешкигаль и её супруг Нергал- властелины подземного царства, управляли заразными болезнями и лихорадками, которые «выползали» из-под земли — преисподнего мира.  Гула-богиня врачевания и исцеления. Нингишзида — повелительница дерева жизни. Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины

    2.Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

    1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней женщине» 2.Связанные с явлениями природы и образом жизни. 3. Связанные  с  религиозными  верованиями  («рука бога»)

    3.Асуту и и ашипуту-направления врачевания.

    К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей) .

    Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу,  связывали возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить,». Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны.Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их.

     Представители другого направления назывались ашипу. Причины болезни- сверхъестественные силы или в лихорадке. чаще всего неблагоприятный прогноз: «он умрет». Ашипу знали меньше лекарственных средств и чаще связывали лечение с различными обрядами.

    Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

    4.Роль царя Ассирии Ашурбанапала и Вавилонского царя Хаммурапи в истории Древнего Востока.

     Законы вавилонского царя Хаммурапи-памятник всех прав человека. Они высечены на базальтовом столбе .Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение, но в ином случае врачеватель жестоко карался.

    Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапале, завоевательные походы которого значительно расширили границы царства, он создал самое большое в тогдашнем мире царское хранилище клинописных текстов .была собрана почти вся шумерская и аккадская литература, собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет»

    Вопрос 5

    Периодизация  истории  и  врачевания

    История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н, э.Согласно установившейся традиции, начало которой положил египетский жрец Мане-фон (IV—III вв. до н. э.), составивший для Птолемеев первое историческое описание древнего Египта, его история подразделяется на четыре эпохи и несколько периодов: эпоха Раннего царства (ок. 3000 — ок. 2800 гг. до н. э.), эпоха Древнего царства (ок. 2800 — ок. 2250 гг. до н. э.), период Первого распада Египта (ок. 2250 — ок. 2050 гг. до н. э.), эпоха Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1750 гг. до н. э.), период Второго распада Египта (ок. 1750 — ок. 1580 гг. до н. э.), эпоха Нового царства (ок. 1580 — ок. 1085 гг. до н. э.), поздний (ливийско-саисский и персидский) период (ок. 1085 — 332 гг. до н. э.), греко-римский период (332 г. до н. э.— 395 г. н. э.), византийский период (395—638 гг. н. э.), с 639 г.— вторжение арабов в Египет.В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX—IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) и византийский (395—638 гг.), который переходит в средние века.

    Развитие эмпирических знаний

    В эпоху Раннего царства египтяне научились использовать природные паводки Нила для сезонных сельскохозяйственных работ, разработали систему  письма и освоили выделку материала     для     письма—папируса.В     этот     период сформировались    характерные    черты древнеегипетской культуры (религиозные представления,,   культ    мертвых, характерный  художественный  стиль), которые в основном    сохранялись    на протяжении  всей    истории    древнего Египта, включая и греко-римский период.В эпоху Древнего царства началось сооружение пирамид. Первая из них — ступенчатая пирамида фараона Джосера — была воздвигнута в Сакка-ре по проекту сановника фаваона— архитектора, врачевателя и мудреца Имхотепа Слава и память о нем сохранялись до вторжения персов и греков.Самые большие египетские пирамиды были воздвигнуты во времена IV династии (XXVIII—XXVI вв. до н. э.) фараонами Хуфу {греч. Хеопс), Хаф-Ра (греч. Хефрен) и Менкау-Ра (греч. Микерин) возле современного селения Гизе близ Каира.3 эпоху Среднего царства были записаны древнейшие из дошедших до нас египетские естественно-научные сочинения — математические и медицинские папирусы.В эпоху Нового царства наступил период самого яркого расцвета древнеегипетской    цивилизации.Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле обусловила развитие египетской астрономии. Разделили сутки на 24 часа (12 часов дня и 12 часов ночи) и создали самый совершенный календарь своего времен.К эпохе Нового царства относится и  большинство дошедших до нас папирусов медицинского содержания.

    Источники по истории и врачеванию

    Основными источниками по истории и врачеванию древнего Египта являются: описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий); записи и изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах, тексты папирусных свитков (табл. 6).Изучение древнеегипетских текстов началось, когда французский ученый Жан Франсуа Шампольон ( 1790—1832) разгадал тайну египетского иероглифического письма.В настоящее время известно более десяти папирусных свитков, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Они записаны в периоды Среднего и Нового царств. Георг Эберс) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен между 3730 и 3710 гг. до н. э., а ученые-египтологи допускают, что папирус Эдвина Смита мог быть копией более раннего текста, составленного в начале III тысячелетия до н. э.

    Возникновение письменности.

    Самую   обширную   информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеян из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м. Папирус содержит около 900 прописей ле-\ карств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тотчас». В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества.Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос.

    Представление о причинах болезней, смерти.

    Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

    Передача медицинских знаний

    Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — «домах жизни» в крупных городах. знания носили прикладной характер- в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только    третьи или четвертые списки этих древних свитков.Во времена Геродота в египетские школы принимали хорошо подготов-ленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира.

    Гигиенические требования

    Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Платья  носили  полотняное, всегда свежевымытое, Жрецы через день стригли себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Не случайно эллины (греки) считали египтян «изобретателями» медицины, и в особенности медицины предупредительной.


    6)ВРАЧЕВАНИЕ  В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ (3 тысячелетие До н. э.— 4 век н. э.)

     6.1
    История

    Цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В настоящее время на ее территории    располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

    Периодизация прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

    1) период хараппской цивилизации (Ш — нач. II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), на территории современного Пакистана сформировались первые рабовладельческие города-государства;

     2) ведийский  период (конец 2 —середина I тыс до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр    цивилизации    переместился  в восточную часть субконтинента. Составление   «священных текстов»  (санскрит — веда),    передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

    3) классический    период    (вторая половина I тыс до н. э. — начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) —время  наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Высокое развитие земледелия,  ремесел и торговли, подъем самобытной   культуры, утверждение и распространение    буддизма— первой из трех мировых религий, успехи в различных    областях знаний, литературе и искусстве, широкое  развитие торговых  и культурных связей Индии со странами    древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

     

    6.2
    Источники по истории и врачеванию древней Индии

    Основными источниками являются:

    1.древние литературные памятники

    (религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н. .э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхиты Чараки .(«Caraka-samhita») и Сушруты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры),

    2.данные археологии и этнографии

    3. вещественные памятники

    4.народный эпос

    5.О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие.

     

    6.3 харапская цивилизация.Строительство городов.

    САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская».
    Расцвет хараппской культуры(конец III — начало II тыс до н. э.)

    Характерные черты: монумент. архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

    Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по плану. Прямые улицы, ориен-ые с запада на восток и с юга на север.

    Один из них — Мохенджо-Даро (с языка синдхи «Холм мертвых»)— обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит . Занимал площадь около 2,5 квадратных километров; в нем жило 35—100. тыс. человек.

     В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером 61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации.

    Были купальни. В ее центре размещался бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м Дно бассейна было покрыто битумом. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались 2 бани, которые нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

    В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным,их диаметр достигал 1 м. В больших домах строились собственные колодцы.

    Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.

    В каждом доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Водосточные трубы через стены выходили в сточную систему города.

    Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал  для  стока  нечистот  (глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 смПеред поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы    покрытые    плотно    притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось большое внимания. Это говорит о  высокой  культуре древней  цивилизации долины  Инда.

    Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации сделать вывод о высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III —начале II тыс до н. э.

    В последующие периоды истории древней Индии уровень санит-тех сооружений снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.

    В 19-18 вв. до н. э. в долине Инда отмечается упадок культурных центров. Причины: внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних    ресурсов).

     

    6.4 веды, их содержание

    ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

    Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны, где после прихода индо-иранских племен ариев сформировалось несколько государств.

    Сведения о врачевании ведийского периода ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к 11-10 вв. до н. э.) и «Атхарваведе»- веда заклинаний и заговоров, 8-6 вв. до н. э.).

    Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э.,).
    В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о - врачевателе в следующих словах: «Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель— болезней, а жрец — жертвенных возлияний».

    В ведийский период медицинские знания переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.
    Главными медицинскими божествами ведийского периода:

    близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители

    Рудра — владыка лекар. трав и покровитель охотников
    Высшие божества:

    Агни — бог огня и возрождающейся жизни

    Индра — символ небесного грома и податель дождя

    Сурья — бог солнца.
    Злые демоны: асуры и ракшасы, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.
    «Атхарваведа» отражает практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам.

    Древние лекари назывались — бхишадж («изгоняющий бесов»). Название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе»( веда жертвенных заклинаний, VIII—VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
    В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на 4 основных сословия (варны):

    брахманы (знающий священные учения, т. е. жрец),

    кшатрии (наделенный могуществом, т. е. военная   знать и члены царских родов)

    вайшьи (свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)

    шудры (sud-га — бесправные бедняки).

    Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.
    Эта социальная структура древней Индии, основанная на разделении функций, считалась незыблемой, установленной божественной волей Брахмы.

    Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта