Главная страница

Вопросы к экзамену по курсу История отечественного государства и права


Скачать 315.31 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по курсу История отечественного государства и права
Дата17.01.2018
Размер315.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIstoria_gosudarstva_i_prava_Rossii.docx
ТипВопросы к экзамену
#34462
страница5 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Государственные реформы середины XVI в.: административная, губная, военно-финансовая. Опричнина Ивана IV.

  • Соборное Уложение 1649 г.: разработка, источники, структура. Развитие права феодальной собственности. Вотчины, поместья.

    1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора («по палатам») посословно. Напечатанный текст был разослан в приказы и на места. Была сделана попытка впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется

    Что касается до причин побудивших правительство Алексея Михайловича составить УложенИе, то их было не мало, хотя в сущности все оне сводились к. одной, а именно к. крайней расшатанности государственнаго и общественнаго строя РоссНи, рожденной предшествовавшим. смутным. временем

    Больше всего страдало население от. продажности и произвола администрации, высппе органы которой в. провинции—воеводы даже прямо посылались „на кормленИе", т. е. на поправлеше своих. дел пу ' тем. эксплоатащи в свою пользу всего местнаго населения

    . Правосудие также находилось в. крайне плачевном. состоянии, главным. образом. благодаря известной московской волоките. В. виду того, что все более или менее крупный дела разрешались не на месте, но в. Москве, в приказах , а между тем. при тогдашнем. состоянии путей сообщетя и при медлительности, царствовавшей в судах , поездка в Москву и продолжительное пребывание в ней были для огромной массы населетя почти недоступны, то это, само собой разумеется, имело весьма печальные результаты, служа благопрИятным уеловИем для развитая немалаго беззакония и произвола и порождая недоверИе к суд

    действующим. правом , потерял почти всякое зиаченИе, так. как. некоторый чаети его давно уже были отменены, другИя же подверглись всевозможным. изменениям. и дополнениям. . Об ясняется это тем. , что по издаши Судебника началось дальнейшее развийе законодательства путем издаюя отдельных. законодательные актов. в. виде царских. указов. и боярских. приговоров. , носивших. названИе, как. было уже сказано выше, дополнительных. к. Судебнику указов. и вошедших. в. состав. , так. называемых. , указных. книг

    " постановления из правил св. апостолов. и ев. ^ отцев , а также из градеких законов греческих царей; 2) собрать указы прежних. государей и боярсвИе приговоры' и • „справить" их со старыми Судебниками; 3) написать вновь", статьи на случаи, непредусмотренные действующими законами," и 4) на основании всего этого составить доклады для принесенИя их государю. Названная работа коммиссИи, т. е. проэкт новаго УложенИя, кроме того, должен. был. подвергнуться обсуж . дешю со стороны земскаго собора, обязаннаго собраться в. Москве 1 го Сентября 1648

    Источники уложения

    первым. источником. для составляемаго законодательная сборника были правила св. апостолов. и св. отцев в. соединении со светским. законодательством. ВизантИи, иначе говоря, с градскими законами. Н

    сильной степени на уголовном. праве последняго, которое, благодаря этому, равно как. и влИяшю Литовскаго статута, получило крайне суровый характер. , усвоив себе массу жестоких. наказаний, совершенно отсутствовавших. в прежних. законода тельных памятниках

    ВлИянИе Номоканона на УложенИе отразилось в. довольно

    отдает. многИя преступления на суд. духовенства и т. п.

    Вторым. источником. УложенИя были Судебники и допол, нительные к. ним. указы. Этот. источник. был. одним. из. важнейших. , и на основаши его составилось огромное количество статей УложенИя, вследствие чего оно, по справедливости, должно быть названо сводом. всего предшествующаго законода с тельнаго материала Московскаго государства

    . В. виду того, что указныя книги приказов. представляли по разным. частям. готовые своды с подробными указаниями на отмененные и измененные законы, а доклады приказов , еще не внесенные в думу, заключали в. себе новые случаи, неразрешенные законодательным. порядком. , следовательно, все материалы, нужные для составления новых. частей, составителям. УложенИя, как. думает. Кавелин. , оставалось только собрать эти указныя книги и заготовленные доклады из. разных. приказов. , выбрать текст. законов. , сгруппировать статьи, извлеченныя ' из. старых. законов. , е. текстом. новых. , которые их. дополнили или изменили, наконец. составить на основаши заготовленных. докладов. несколько

    примерных. статей, и главная, существенная часть была готова. Иначе говоря, Кавелин. думает. , что распределение статей УложенИя по главам. сделано было на основании указных книг

    Третьим источником УложенИя был Отоглав , хотя последний в этом смысле и не играл видной роли; из него взяты только две статьи, как указано по крайней мере на полях подлиннаго УложенИя, а именно: ст. 10 гл. Х1У и ст. 6 гл. ХХП.

    Четвертым. источником. были мненИя ж челобитныя выборных. , на оеновагаи которых. составители УложенИя разрешили стоявшИё на очереди, но еще неразрешенные, предшествовавшим. законодательством. вопросы

    Задачею выборных было — не только участвовать при составлении новых , но также и старых статей, и ограничивать их деятельность, распространяя ее только на однё новый статьи,

    18 статей XI гл' (Суд о крестьянех ) возникли следующим. образом. . Еще до 1 сентября 1648 г. (срок. , назначенный для приезда выборных. в Москву) представители служмых людей подали чело битную, в которой просили уничтожения „урочных лет. ", установленных. указом. 1647 г. для возвращения беглых кре стьян . Однако ход этой челобитной был дан уже во время составления УдожеяИя. Тогда она была обсужена государем вместе с земским собором , постановившими решенИе в инте ресах челобитчиков и отменившими „урочныя лета*. Эта челобитная породила 12 статей XI гл., а именно: 1—8, 11 — 14. Проф. Загоскин. думает. , что 9 и 10 ст. названной главы также составлены на основании того же челобитья, но это неверно, так как обе эти статьи заимствованы из иисцоваго

    Пятым источником уложения был Литовский статут.

    56 статей уложения заимствованы из. статута, но благодаря исследованиям проф. Владимирского Буданова (Сборник. государственных. знаний Безобразова, т. IV), о

    Проф. Владимирский Буданов , проверив и сличив Уложение с Литовским статутом , пришел к тому выводу, что семь глав уложения (II, Ш, IV, V; VII, IX и XXII) составляюсь целиком или буквальный перевод. , или довольно точный перефраз. статута. Так. , II гл. (О' государской чести и как. его государское здоровье оберегать) есть ничто' иное, как. перевод I раздела статута. Правда, между текстами их существует некоторая разница, но

    Затем. , заимствуя постановления статута, Уложение везде уничтожает. сословную окраску, присущую им . Даже в тех случаях , когда Уложение заимствуете самые правовые определения, оно и тогда сохраняете свободу и видоизменяете их . %о касается до формы узаконений то в этом случае отношение Уложение к статуту менее свободно. Так , своей казуистичностыо Уложение главным образом обязано статуту. Даже та постоянная форма, с которой начинается почти всякая статья уложения: „а будет кто" есть перевод подобной же постоянной формы в статуте: „кгды бы хтой Но все таки и здесь УложенИе старается быть ори гениальным , отбрасывая фактическую оболочку с юридических понятий, чрез что почти везде достигаете сокращения текста постановлений, взятых из статута.

    Последний вопрос , разрешаемый проф. БладимИрским Бу дановым , касается способа заимствований из статута. Названный ученый разрешаете его при помощи следующей гипотезы: рецепщя всех или почти всех статей, вошедших в УложенИе из статута, сделана раньше составления УложенИя и предлежала уже готовою в указных книгах приказов Говоря таким образом , проф. ВладимИрскИй Буданов подразумевает. не оффицИальную, а полуоффищальную рецепщю статута, происшедшую, вследствие недостатков законодательства, откуда явилась необходимость прибегнуть к каким нибудь суррога там , становившимся чрез употребление законами. Такая ре цепцНя являлась необходимым способом пополнения недоетаю щих законов. у московскпх приказов . Не имея возможности каждый раз обращаться с законодательными вопросами к верховной власти, приказы искали при недостатке закона об щих оснований для решетя, которое бы в тоже время казалось лишь частным примененИем существую щаго закона и не противоречило ему

    обычное. Из. сказаннаго уже видно, какая роль принадлежала ему, как. источнику. Благодаря дополнительным к Судебнику указам и Литовскому статуту, УложенИе почерпнуло для мно тих своих статей содержание из обычнаго права, но последнее вошло в него не только через посредство вышеназванных. памятников. , но и непосредственно и независимо от. них

    Так. , УложенИе нередко опирается на обычное право, говоря, напр. „и тем. купчим. не верити, потому что в. купчих. деньги пишут. е. прибавкою",

    вошли в. УложенИе далеко не в. равной мере. Всего менее заимствовано статей из. правил. св. апостолов. и отцев церкви и из. Стоглава. На основании как. первых. , так. и последняго составлено только четыре статьи: 1 ст. I гл., взятая из. Моисеева законодательства, 25 ст. X гл.—из заповедей Моисеевых. , 10 ст. XIV гл< и 6 ст. ХХП гл., взятыя из. Стоглава. На основании градских. законов. составлены 24 статьи; в. основу же всех. остальных. статей легли: Судебники е. дополнительными указами, Ллтовшй статут. и челобитИя выбор жых . Таким образом наибольшая часть УложенИя составлена.

    При передаче земли одним лицом другому (через сделку), т. е. при вполне частном отношении, пожалование становилось закрепляющим сделку актом, свидетельствующим о неполном объеме права распоряжения землей, принадлежащего отчуждателю и приобретателю. Сложный дифференцированный характер правомочий становится еще более ясным из анализа личных прав на различные объекты земельной собственности, такие, как родовые, выслуженные, купленные вотчины и поместья.

    Вотчины по праву XVI—XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. Специфика этой формы землевладения (связанная, главным образом, с правом на наследственную передачу) дает основание полагать, что практически все категории свободного населения Руси владели вотчинами или черными землями на праве, максимально приближенном по характеру к вотчинному. И только в Московском государстве обладание вотчинами становится привилегией ограниченного класса служилых людей.

    Особенности юридического взгляда на обладание вещами (в первую очередь недвижимостью), характерные для данной эпохи с присущим ему предпочтением фактического обладания над «теоретической» правоспособностью, длящегося отношения над предполагаемым, постоянного над срочным, действительно делали вотчинное землевладение своеобразной моделью, образцом для иных, близких ему форм. Присущие ему атрибуты (наследственный характер, сложный порядок отчуждения, особый режим эксплуатации) в ходе экономической и правовой эволюции различных форм землевладения (в том числе поместных) чувствительно воздействовали на правовой статус и режим этих смежных форм. Некоторые из них, возникнув как условные, постепенно приобретали черты наследственных и постоянных форм, составлявших стабильную хозяйственно-правовую основу феодальных отношений XVI—XVII вв. Об этом свидетельствует судьба гакой формы, как поместное землевладение, которое в XVII в. постепенно становится объектом наследственных притязаний.

    Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего из приобретений, осущест

    влявшихся в ходе и результате различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию (исключение здесь составляло законодательство Новгорода, запрещавшее князьям приобретать земли в частную собственность в пределах новгородских территорий). При этом законодатель и практика различали правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных («казны»). Такое разделение сохранялось достаточно долго, пока в лице верховного субъекта собственности не слились государство и князь (как персона). Тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли

    Правовой статус церковных вотчин был, естественно, обусловлен особым характером субъекта собственности. Субъект здесь не был достаточно консолидирован, так как церковными имуществами (в том числе землей) в XVI—XVII вв. пользовались и распоряжались отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви

    Уже с XVI в. государство приняло меры, направленные на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего, монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства. На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил также приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам. Собор 1584 г., подытожив все это, сформулировал общий вывод, согласно которому церковь приобретала характер юридического субъекта, по своим качествам мало отличающегося от частного лица и прямо поставленного в зависимость от волеизъявления государства. Законодатель также стремился создать условия, при которых затруднялся переход земельных имуществ из частновладельческого сектора в церковно-монастырский. Соборное Уложение вполне определенно запретило «увод» земель лицами, уходящими в монастырь

    Следующим этапом в процессе ограничения церковного землевладения стали прямые попытки секуляризации церковных земель, проводимые Иваном IV и Лжедмитрием I. Они основывались на концепции, рассматривавшей в качестве субъектов монастырской собственности не персонал монастырей, а сами учреждения, институты. Такая идеологическая установка отражала реальный процесс усиления государ

    В

    Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта — волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реализация общинных прав распоряжения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реализации прав распоряжения землей были земельные переделы.

    На право распоряжения общины своими землями указывало также наличие широких правомочий в исковой области и в сфере приобретения сторонних земель для самой общины. В городах такие права реализовывались в процессе общинного выкупа земель у «белолистцев», т. е. лиц, купивших общинною землю, но не вступивших в члены общины. Законодатель же постоянно в XVI — первой половине XVII в. стремился создать правовой порядок, в котором община состояла бы исключительно из владельцев — местных жителей и не смешивалась с соседними общинами. В частности, на это было направлено и положение о предельном (трехлетнем) сроке пользования земельным наделом на территории чужой общины.

    Практика пошла по пути дальнейшего расширения прав индивидов в сфере пользования и распоряжения общинными земельными наделами и вовлечения лично их в имущественный гражданский оборот. Возникшая на этой почве коллизия выразилась, прежде всего, в столкновении общинных, корпорашвных начал и начал индивидуальных, носителями которых стали, однако, не члены данной общины, а чужаки, сторонние члены других общин. В середине XVII в. конфликт разрешился поглощением частных начал корпоративными

    права и имущество, законодатель установил порядок общинного выкупа отчужденного белолистцами городского имущества. Так как члены городских общин имели право распоряжаться только принадлежавшими им строениями в городах, то они могли отчуждать их по своему усмотрению. Однако вместе со строениями к белолистцам отходили и земельные участки, на которых были возведены постройки. Поэтому, чтобы сохранить за собой земли, городские общины были вынуждены выкупать такие участки у белолистцев. В 1627 г. была сделана законодательная попытка вывести землевладение белолистцев за черту посада, а в 1634 г. в развитие этого положения законодатель ввел для членов городской общины уголовные наказания за отчуждение городских имуществ белолистцам. Вместе с тем посадские общинники лишались права распоряжаться по своему усмотрению городскими постройками. Тем самым за частными лицами сохранялось только право пользования городскими дворами. Принадлежавшие тяглым людям дворы в случае наложения на них взыскания по долговым обязательствам могли продаваться с публичных торгов лишь членам городской общины. Наконец, Соборное Уложение прямо предписывало белолистцам выселяться с территории, принадлежавшей городской общине (гл. XIX).

    Борьба между коллективами (общинами) и частными собственниками возобновилась в конце XVII в., когда законодатель сделал ряд уступок частным лицам, вернув членам городской общины полное право собственности на строения и снова разрешив отчуждать посадские дворы белолистцам (правда, при условии принятия ими на себя тягла). В самом же начале XVIII в. этот вопрос был снят: законодатель предоставил право свободного отчуждения городских имуществ белолистцам и иным посторонним (для общины) лицам. С включением по Соборному Уложению «белых слобод» в тягло началась унификация правового статуса городских имуществ, которая, однако, несколько позднее уступила место новой имущественной дифференциации, основанной уже на иных, сословных, началах

    По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, выслуженные и купленные.

    В отношении родовых вотчин права рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по

    владению, пользованию и распоряжению. В XVI—XVII вв. единый комплекс родового имущества постепенно распадается на составные части, по отношению к которым отдельные представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом. На это указывало, например, такое ограничение личных прав, как обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельным членам рода.

    Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими лицами. Тем не менее в праве и на практике наметилась определенная дифференциация частных прав в рамках правового комплекса, которым регламентировались права всего рода. Так, приобретенное отдельным членом рода имущество становилось частной, а не родовой собственностью.

    Права, связанные с родовыми вотчинами, составляли наиболее стабильную часть в комплексе имущественных прав их владельцев. Специально созданный затрудненный порядок распоряжения родовыми вотчинами (ст. 85 Судебника 1550 г.) являлся таковым только для отдельных членов рода, но не для рода в целом. Как отчуждение, так и приобретение (также вторичное приобретение или родовой выкуп) этих имуществ осуществлялось с учетом согласия всего рода. Однако конкретные лица могли быть устранены от сделки, когда она совершалась с частью родового имущества, находящегося во владении их семей (устранялись нисходящие при выкупе вотчины, проданной их отцом или дедом). Такой порядок указывал на несомненно солидарный характер собственности в отношении родовых имуществ

    Уже к XVI в. родовые права на имущества ограничивались, главным образом, правом родового выкупа и правом родового наследования. Право родового выкупа впервые было официально закреплено в Судебнике 1550 г. (ст. 85), а затем подтверждено Соборным Уложением 1649 г. (гл. XVII) и первоначально распространялось только на имущество, отчужденное посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки.

    выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (гл. XVI). Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке

    Поместное землевладение складывалось в качестве особой, но в правовом отношении недостаточно определившейся формы землевладения уже в XVI—XVII вв. В тот период поместные выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц. Условность владения поместьем связывалась в правовом мышлении эпохи, прежде всего, с первоначальным моментом его образования: за службу давалась земля. Однако по отношению к уже полученному поместью складывалась иная презумпция: наделенный землей относился к ней как к своей собственности, с чем связывались и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. В системе хозяйственных отношений поместье ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм (например, вотчин), что вызывало сначала подспудно, а позднее уже открыто тенденцию к их сближению

    Поместья давались за самые различные виды государственной службы, поэтому необходимо было ввести определенные эквиваленты для оценки соответствующих заслуг. Нивелирующее влияние, которое оказала выработка практикой достаточно рутинного и стандартного порядка, связанного с регламентацией размеров и объектов, включенных в него, уже в XVI в. усиливается дополнительными факторами. Военная реформа середины века, уравнявшая порядок верстания военнослужащих с вотчины и поместья (независимо от вида землевладения, а в зависимости от его размеров), была существенным шагом в этом направлении.

    Подошла очередь для правовой интерпретации статуса самого субъекта поместного землевладения, т. е. для определения, является ли таковым только лицо, получившее за свою службу поместье, или поместные права распространяются и на его близких. Большей четкости требовали регламентация всего комплекса прав по владению поместьем и решение вопроса о приобщении членов семьи помещика к этим правам. Для нужд экономической стабилизации поместного землевладения наиболее приемлемой оказалась линия хозяйственной преемственности в рамках одной семьи, а не частые переходы поместья из одних рук в другие.

    Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток». Пенсионные выдачи женщинам (вдовам помещиков и их дочерям) производились до момента нового замужества (вдовы) или до совершеннолетия (дочери), а с начала XVII в. — уже вплоть до смерти вдовы и детей. Такие выдачи рассматривались законом не как наследование, а лишь как пожалование. Поэтому распоряжение этим имуществом было связано с рядом специальных ограничений. Например, вплоть до Со-

    борного Уложения разрешался только обмен поместья на поместье, а с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины (при соблюдении необходимых обменных эквивалентов), но только с санкции государства (ст.2—7 гл. XVII). К концу XVII в. устанавливается практика обмена поместий на денежные оклады («кормовые деньги»), что в скрытой форме означало уже фактическую куплю-продажу поместий. Официальная продажа поместий (за долги) была допущена в XVII в., тогда как сдача поместий в аренду за деньги разрешалась (ст. 12 гл. XVI Соборного Уложения).

    Сближение правового статуса вотчины и поместья, завершившееся к середине XVII в., указывало на консолидацию имущественных прав, принадлежавших различным группам господствующего класса. Одним из признаков этого стало право обмена вотчины на поместье с соответствующей передачей прав и обязанностей, лежавших на обмениваемом объекте. Но не менее важным симптомом сближения данных форм землевладения стал трансформированный порядок передачи поместий по наследству, в сущности, мало отличный от вотчинного наследования. Расширение круга наследников, отмеченное для обоих случаев (для вотчин и поместий), указывало на те же тенденции.

    Соборное уложение 1649 г. подробно определя-

    ло имевшиеся формы феодального землевладения. В специальной (XVI)

    главе этого важного правового документа были обобщены все важней-

    шие изменения в правовом статусе поместного землевладения. Так, ус-

    танавливалось, что владельцами поместий (ст. 1 гл. XVI) могли быть и

    бояре и дворяне; определялся порядок передачи поместья сыновьям по

    наследству; часть земли после смерти владельца получали жена и доче-

    ри; поместье могло быть дано дочери в качестве приданого; разрешался

    обмен поместья и на поместье, и на вотчину. Но помещики не получили

    права свободной продажи земли (только по царскому указу), не могли

    они ее и заложить. Однако ст. 3 гл. XVI допускала обмен большего по-

    местья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием

    этой сделки продавать поместные владения. На содержание этой и

    105

    других статей Соборного уложения воздействовали "челобитные" дво-

    рян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

    Вотчина (см. гл. XVII Уложения) и по Соборному уложению все еще

    представляла собой привилегированное землевладение. Вотчинники

    имели более широкие права распоряжаться своими землями: могли про-

    дать (с обязательной регистрацией в Поместном приказе), заложить,

    передать по наследству (хотя и с некоторыми ограничениями).

    Соборное уложение устанавливало право родового выкупа - срок 40

    лет для выкупа проданной, выменянной, заложенной родовой вотчины.

    Точно определялся круг родичей, имевших право на выкуп (при этом

    исключались прямые потомки - дети и внуки). На купленные вотчины

    (не родовые) право родового выкупа не распространялось. Введенные

    ограничения этого старинного, феодального института ставили в лучшее

    (по сравнению с прежними временами) положение приобретателей земли, давали возможность вывести родовую вотчину из владения старинного рода бояр и передать ее новым владельцам.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


  • написать администратору сайта