Главная страница
Навигация по странице:

  • Территория России в системе древнего мира. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности на рубеже 8-9 вв.

  • Русские земли и Западная Европа в период феодальной раздробленности: общее и особенное. Своеобразие политического и социально-экономического развития основных мировых государственных центров.

  • Образование державы Чингисхана. Монгольские завоевания. Экспансия Запада и Александр Невский. Русь и Золотая Орда (XIII - XV вв.): система взаимоотношений. Оценка ордынского ига в научной литературе.

  • Образование централизованных государств в Западной Европе. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV - начале XVI вв. Иван III. Москва как наследница Византийской империи.

  • Ответы на вопросы по Истории России. Вопросы к экзамену по курсу История России, всеобщая история


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену по курсу История России, всеобщая история
    АнкорОтветы на вопросы по Истории России
    Дата13.06.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Rossii.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #588965
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Вопросы к экзамену по курсу «История России, всеобщая история)»

    1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы.

    Историческая наука – это комплекс наук о фактах прошлого человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах и в пространственно-временных измерениях.

    История – это учебная дисциплина, представляющая собой систему обширных знаний о генезисе Российского гос-ва и общества в мировой истории.

    Отец истории – ГЕРОДОТ

    • Формационный подход к истории подразумевает нахождение единой основы общественной жизни и выделение стадий исторического процесса в зависимости от изменений данной основы.

    • Цивилизационный подход к истории подразумевается, как постоянно сменяющие друг друга цивилизации.

    Уже более 100 лет ведущий метод исторических исследований — это исторический позитивизм. Он исходит из того, что историк может восстановить истинную картину прошлого в ходе внимательного и критичного прочтения источников. При этом считается, что учёный-историк способен лучше понять происходившие события, чем их участники, так как он смотрит на них со стороны, анализируя всю совокупность доступных в источниках фактов. Однако общих закономерностей развития общества позитивизм не выявляет.

    Большую часть XX в., когда у власти в нашей стране находилась Коммунистическая партия, в отечественной исторической науке господствовал исторический материализм (формационная теория, марксистская концепция). Её создателями были основоположники коммунистического учения - немецкие мыслители XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. По их мнению, причины развития общества кроются в его базисе - социально- экономических отношениях. Прогресс орудий труда и всех производительных сил общества порождает особые производственные отношения между людьми, которые делятся на классы собственников средств производства и зависимых от них трудящихся классов, чей труд эти собственники эксплуатируют. Конфликт между ними - классовая борьба - и заставляет общество меняться, порождает революции и смену общественной надстройки: политических систем, культуры. Представители исторического материализма понимали историю человечества как последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической (с её первой фазой - социализмом).

    Исторический материализм позволил подробно изучить материальную, социально-экономическую составляющую истории (которой до него почти не уделялось внимания). Признание объективных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономическими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не укладывались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются значительной частью учёных в России и в мире.

    Одновременно с историческим материализмом в европейской и американской историографии XIX-XX вв. развивался цивилизационный подход. Он разделяется на цивилизационно-стадиальный и цивилизационно-локальный. Эти подходы считали главным двигателем истории не фактор экономики, а фактор культуры, мировоззрения людей. На этом основании в цивилизационно-стадиальном подходе выделялись следующие ступени развития: дикость, варварство, цивилизация, позднее - традиционная аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная (информационное общество). Цивилизационно-локальный подход, напротив, отрицал общие для всего человечества стадии развития. В его рамках считалось, что человеческая история состоит из историй разных, не схожих между собой локальных цивилизаций (римская, конфуцианская, мусульманская и т.д.), у каждой из которых свой особый путь развития, чётко делящийся на три стадии: зарождение, расцвет и гибель.

    Этот подход позволил добиться значительных результатов в изучении культуры человечества, особых вариантов развития. Однако ключевое понятие - цивилизация, так и не получило однозначной научной трактовки.

    В XX в. в Западной Европе сформировался так называемый многофакторный подход, представленный, например, «школой «Анналов» (М. Блок и др.). Его сторонники исходили из того, что нельзя выделять только один фактор (экономику или культуру) как ведущий в закономерностях развития истории, призывали изучать историю во всём разнообразии человеческих отношений, учитывать такие ранее не затронутые стороны, как климат, демографию, отношения полов и самое главное - ментальность людей, их образ мыслей.

    1. Территория России в системе древнего мира. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности на рубеже 8-9 вв.

    Территория России в системе Древнего мира занимала Северное Причерноморье (Крым, Приднепровье, между реками Днепр и Днестр).

    Сначала здесь жили киммерийцы, затем скифы, далее сарматы, на берегах Черного моря основаны греческие колонии, в 3 веке н.э. пришли готы и гунны.

    Основой для развития культуры Древней Руси являлась славянская культура. Тематика художественного творчества древнерусского государства формировалась под влиянием таких политических процессов, как:

    • объединение восточнославянских племен;

    • распри между Киевом и Новгородом;

    • формирование древнерусской народности;

    • укрепление границ древнерусского государства;

    • успехи в отражении набегов кочевников;

    • принятие христианства на Руси;

    • феодальные усобицы.

    Самые крупные достижения в области культуры — это строительство и расширение городов Древней Руси. Воздвигались величественные сооружения: Софийские соборы в Новгороде и в Киеве, Золотые ворота во Владимире.

    Высокого уровня достигли ремесленники. Они создавали прочные мечи, украшая их орнаментом; кольчуги, ювелирные украшения.

    Широко распространилась письменность. К середине X в. относится первая русская надпись кириллицей, которая была обнаружена на обломке горшка. О распространении грамотности говорят записи на шиферных пряслицах, кувшинах и других изделиях XI—XII вв. К XI в. относятся первые русские книги. Правда, их было немного, так как материал для их изготовления был слишком дорогим. Это вынуждало писцов работать с особой осторожностью и очень медленно. Были заложены основы летописания. Самая древняя из дошедших до нас — «Повесть временных лет». Она описывала этапы зарождения и начальный период становления древнерусского государства.

    В Древней Руси князья и бояре жили в каменных или больших бревенчатых хоромах, горожане — в небольших деревянных домах, самые низшие категории населения — в землянках.

    Различия существовали и в одежде. Все без исключения носили рубахи, плащи, лапти, сапоги. Однако материал, который шел на пошив, указывал на социальное положение хозяина.

    Самыми излюбленными развлечениями были охота, хороводы, игра на гуслях, забавы. Христианство еще не так глубоко проникло в сознание людей. Языческие обряды по-прежнему продолжали занимать главенствующее место.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что культура Древней Руси — это сокровищница единой древнерусской народности. В удельный период развития Руси она стала основой для процветания культуры отдельных земель, что позволяет наряду с единым языком говорить о русских территориях как об одном целом.

    1. Развитие государственности на Руси в 9- первой половине 10 вв.: внутренняя и внешняя политика киевских князей. Наивысший расцвет Киевской Руси. Причины процесс и значения принятия христианства на Руси. Династические связи киевского княжеского дома с европейскими правящими домами.

    Развитие государственности на Руси в IX – первой половине X вв.: внутренняя и внешняя политика киевских князей. При-нятие христианства на Руси.

    Существует несколько теорий возникно-вения государства у восточных славян:

    · Славянская (антинорманнская). Отрицает-ся роль варягов в образовании древнерус-ского государства и призвание их на кня-жение (М.В. Ломоносов).

    · Норманнская. Древнерусское государ-ство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).

    · Центристская (современная). Древнерус-ское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (боль-шинство современных историков. Причи-ны же образования Древнерусского госу-дарства связаны объективными процесса-ми, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

    Древнерусские князья и их деятельность.

    862-879 гг. Рюрик - родоначальник дина-стии Рюриковичей.

    879-912 гг. Олег - Результатом похода новгородского князя Олега в 882 г. стало образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Олег упрочил внеш-неполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия).

    912-945 гг. Игорь - организовал военные походы против Византии (941 г. – закон-чился неудачей, 944 г. – заключение вза-имовыгодного договора). Расширил гра-ницы древнерусского государства (под контролем Игоря оказались племена ра-димичей, вятичей, уличей, кривичей и др.). Полюдье - это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружиной подвластных им территорий с целью сбо-ра податей с местного населения.

    945-962 гг. Ольга - после гибели Игоря (Древляне постарались) его жена Ольга для стабилизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки) и установила места сбора дани (погосты). В 957 г. Первой из русских кня-зей приняла христианство под именем Елена.

    962-972 гг. Святослав - инициатор и руко-водитель многих военных походов (раз-гром Хазарского каганата, Волжской Бул-гарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

    972-980 гг. Первая междоусобная война на Руси

    980-1015 гг. Владимир I Святой - 980 г. – языческая реформа князя Владимира.

    988 г. – принятие христианства. Дальней-шее расширение и укрепление государ-ства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

    1015-1019 гг. Вторая междоусобная война на Руси

    1019-1054 гг. Ярослав Мудрый - оконча-тельно разбиты печенеги, развитие цер-ковного строительства, укрепление систе-мы управления, уменьшение церковной зависимости от Византии (1055 г. - назна-чение русского митрополита), введение письменного свода законов Русская прав-да.

    1. Русские земли и Западная Европа в период феодальной раздробленности: общее и особенное. Своеобразие политического и социально-экономического развития основных мировых государственных центров.

    Феодальная раздробленность является объективным этапом в развитии раннефе-одальных средневековых государств. Все они через несколько веков после своего образования вступали в стадию феодаль-ной раздробленности.

    Причины феодальной раздробленности.

    -Увеличение числа управленцев претен-дующих на самостоятельность. Это были сыновья ближайшие родственники коро-лей и великих князей их представители, которые управляли на периферии и в большей степени рассчитывали на свои силы а не на поддержку государства.

    -Отсутствие внешних врагов в конкретный исторический период давало возможность управлять самостоятельно

    -Наличие натурального хозяйства обеспе-чивало как потребности семьи, так и от-дельных регионов, поэтому раздел страны на части не нарушал жизнеспособность каждой из них

    Механизмы вхождения в феодальную раздробленность.

    В европейских странах было принято пе-редавать управление отдельными частями государства феодалам, которые получали иммунитетные грамоты, защищающие их от контроля со стороны государства. В результате этого феодал, получивший подобное пожалование, становился пол-ным собственником управляемой им тер-риторией земли.

    Историк В.О.Ключевский объяснял фео-дальную раздробленность на Руси суще-ствование “лествичной системы управле-ния” , при которой страной управляли ближайшие родственники киевского князя получая назначения в зависимости от сво-его места в родственной иерархии . Для поиска выхода из управленческого кризи-са в 1097 г .был созван Любеческий съезд князей на котором часть из них заявила, что она забирает управляемые территории в свою собственность – в свой удел. К XIV в. Страна распалась более чем на 250 удельных княжеств.

    Отрицательные последствия феодальной раздробленности.

    Государство распалось, и начались крова-вые междоусобицы. За 1228-1462 гг. в северной части Руси произошло около 100 внутренних междоусобиц.

    Положительные черты феодальной раз-дробленности.

    -На бывших окраинах Руси появились но-вые княжества, которые стали развиваться по логике отдельных государств. В них создавались прочные княжеские дина-стии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Там создавались замечательные памятники культуры. Там набирала силу Русская Пра-вославная Церковь.

    -Таким образом, в процессе феодальной раздробленности происходило экономи-ческое, социальное и политическое, куль-турное развитие бывших окраин, что вело к налаживанию связей между отдельными княжествами и создавало условие для их объединения в единое государство

    1. Образование державы Чингисхана. Монгольские завоевания. Экспансия Запада и Александр Невский. Русь и Золотая Орда (XIII - XV вв.): система взаимоотношений. Оценка ордынского ига в научной литературе.

    Монгольские племена, кочевавшие в сте-пях Центральной Азии, переживали во второй половине XII в. период разложе-ния родовых отношений. Экстенсивный характер кочевого скотоводства, быстрое истощение пастбищ толкали кочевников к захватам чужих земель. В результате, как и все государственные образования такого рода, молодое монголо-татарское госу-дарство оказалось крайне воинственным не только по духу, но и по своей структу-ре.

    Столкновения среди кочевых племен за-кончились победой племенного вождя Темучина (в 1206 г. на курултае — съезде монгольской знати — ему был присвоен титул Чингисхана), приступившего к со-зданию государства.

    Чингисхан сумел создать мощное, боеспо-собное и исключительно подвижное вой-ско

    Началом завоеваний стал захват Северного Китая (1211 — 1215). В 1219 г. войска Чингисхана напали на государство Хорезм-шаха в Средней Азии, которое было ими разорено.В 1223 г. на реке Калке про-изошла битва между монголами и объ-единенным войском русских и половцев, которая закончилась поражением союз-ных войск.

    К моменту смерти Чингисхана в 1227 г. его владения расстилались от Кореи до Кас-пийского моря, включая часть Китая, Сред-нюю Азию, Афганистан, Персию. Границы степной империи непрестанно расширя-лись.

    Практически одновременно с батыевым нашествием на северо-западные земли Руси была начата экспансия западных гос-ударств.

    В 30-е годы XIII века на северо-западные земли Руси обрушились крестоносцы духовно-рыцарских орденов (Тевтонского ордена, ордена меченосцев) и шведы.

    Первыми удар нанесли шведы.

    15 июля 1240 г. началось сражение рус-ских войск со шведами.

    В ходе сражения князь Александр ранил шведского полководца Биргера. Шведы потерпели поражение и отступили на уцелевших кораблях.

    В 1241 году войска Ливонского ордена начали наступление на Русь. Они захвати-ли Псков и Изборск. Сражение произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Немцы наступали своим излюбленным построением – свиньей (клином с острым концом), русские – треугольником.

    Большое влияние на развитие рус-ских земель оказали завоевания монголо-татар и созданное ими военно-феодальное государство — Золотая Орда.

    В результате завоевания монголо-татарскими ханами Батыем и Берке рус-ские земли попали в зависимость от золо-тоордынских ханов. Русские княжества сохранили свою государственность, цер-ковь и систему управления.

    Следует отметить, что отношения вассалитета не устанавливались в каком-либо договоре, они нашли закрепление в ханских «ярлыках», которые должны были получать русские князья в столице Золо-той Орды. Получение «ярлыков» непре-менно сопровождалось поднесением хану богатых подарков. Владимирские князья получали от хана особый «ярлык», в соот-ветствии с которым им поручался сбор податей не только со своего населения, но и с жителей других славянских кня-жеств. От этой дани была освобождена только русская православная церковь.

    К другим повинностям следует отне-сти предоставление войску хана в случае необходимости лошадей и повозок, про-довольствия, уплату особых торговых и ремесленных пошлин и т.п.

    Кроме того, вооруженные отряды Золотой Орды часто совершали набеги на княжества с целью сбора дополнительной дани и устрашения населения, страдавше-го от таких поборов. Выступления недо-вольных жителей жестоко подавлялись, разорялись города и села, а значительная часть людей попадала в плен.

    В 1380 г. русское войско во главе с великим князем московским Дмитрием на Куликовом поле нанесло поражение ар-мии Золотой Орды. Окончательное осво-бождение от монголо-татарского ига наступило только в 1480 г.

    1. Образование централизованных государств в Западной Европе. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV - начале XVI вв. Иван III. Москва как наследница Византийской империи.

    Предыстория

    Столетняя война привела к усилению вла-сти короля и национальной государствен-ности во Франции и в Англии. Задачей королевской власти было подчинение крупных феодалов своей власти и созда-ние единого аппарата управления.

    Франция

    После окончания Столетней войны фран-цузские короли стремились завершить объединение страны и усилить свою власть на территории всей Франции. Это вызвало сопротивление крупных феода-лов, которые стремились остаться прави-телями на своих территориях. Во главе непокорных королю феодалов оказался герцог Бургундии Карл Смелый.

    Англия

    После поражения в Столетней войне Ан-глия оказалась в тяжелом экономическом положении (сказалось и поражение в войне, и кризис крупного вотчинного хо-зяйства). При короле Генрихе VI Ланкастере страной фактически правила группа крупных феодалов. В стране не было сильной королевской власти, которая могла бы противостоять произволу круп-ных феодалов. Это вызывало недовольство и в конечном счете привело к длительной междоусобной войне.

    Причины возвышения Москвы

    Это экономически и стратегически выгод-ное местоположение города, поддержка устремлений московских князей со сторо-ны Церкви, а также о том, что предприни-маемая самими князьями политика была на редкость выверенной и точной, пре-восходя аналогичные действия их сопер-ников.

    Российское государство при Иване III и Василии III

    Централизованное государство предпола-гает: 1. Верховную власть, в данном случае Великого князя. 2. Одну столицу, единые деньги, герб, другие знаки, единые зако-ны, сношения с иноземными государства-ми только из центра. 3. Центральное пра-вительство, которое контролирует власть на местах 4. Общую армию, которая под-чиняется государю. 5. В России, кроме того, – общую церковь.

    Все эти признаки явственно проглядыва-лись к концу княжения Ивана III, стали совершенно зримыми при Василии III, так что его сын, Иван IV, возложил на себя титул и корону царя Руси.

    Еще до свержения ига перестали суще-ствовать Ярославское и Ростовское княже-ства. Новгород пытался перейти под власть Литвы, вернее, часть. Но противо-речия между «лучшими» и «меньшими» людьми достигли уже большой силы. Боярско-купеческая верхушка все меньше считалась с общими интересами, а про-стой народ потерял любовь к вече и не прочь был перейти под властную руку Москвы.

    В 1471 г. Москва направила военные силы против Новгорода. И хотя новгородцев было намного больше, в битве на реке Шелони они потерпели позорное пора-жение. Через несколько лет, в 1478 г., Новгородская республика была ликвиди-рована окончательно.

    В 1485 г. ликвидировали давнего сопер-ника Москвы Тверь, а уже при Василии III покончили с Псковской республикой и последним княжеством – Рязанским.

    В конце XV – начале XVI в. сложился и государственный строй Московского госу-дарства. Во главе его стоял Великий князь всея Руси. При нем собирался важный совещательный орган – Боярская дума, совместно с которой государь и решал важнейшие дела.

    После падения Византии в 1453 г. Русская церковь становится фактически независи-мой от Константинопольского патриарха, зато возросла теперь зависимость главы русской церкви митрополита от Великого князя. При Иване III довольно остро об-суждался вопрос о том, не следует ли отобрать церковные земли в пользу госу-дарства, но в конце концов Великий князь не решился трогать церковь.

    Областями государства управляли намест-ники, более мелкими (волостями) – воло-стели. Они и вершили суд на месте, за что брали «корм», «кормились» от местного населения, совершая, конечно, много злоупотреблений.

    Москва как наследница Византийской империи

    После падения Византии а 1453 году, Москва становится центром православия. Это случилось благодаря избранию мит-рополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта