Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип единства сознания и деятельности

  • 18. Проблема личности в культурно-историческом подходе. Понимание личности имеет 2 стержня

  • С методологической точки зрения

  • 19.Понимание личности в деятельностном подходе. А. Леонтьев утверждает, что структуру личности

  • Развитие личности ребенка

  • Вопросы к экзамену (зачету) по курсу Культурноисторический и деятельностный подходы в психологии


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену (зачету) по курсу Культурноисторический и деятельностный подходы в психологии
    Дата04.05.2023
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаObschiy.pdf
    ТипВопросы к экзамену
    #1107820
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    принцип историзма, делающий необходимым в раскрытии психологического содержания этапов онтогенеза изучение связи истории детства и других этапов развития с историей общества.
    Исторический принцип психологии развития проявляет себя и в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными – они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества.
    Принцип единства сознания и деятельности гласит, что сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно проследить развитие ряда отраслей психологии, изучающих конкретные виды человеческой деятельности.
    Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы
    Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».
    Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности- Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.
    Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются:
    психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.
    По определению Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности — протекать в форме извне наблюдаемого поведения — может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри
    которой функционирует психика. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять
    те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать
    объективные закономерности психики.
    Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить
    многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследовании.
    Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован Рубинштейном в 1933 году: «...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности».
    В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах Леонтьева, Запорожца, Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).
    Зинченко и Моргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью:
    «Живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание»
    В любом случае, когда превращенные формы входят в другие более широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развития.
    Их единство – это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности – это смерть того и другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и собственное сложное строение. Равновесность и гармония между ее компонентами непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы в жизни человека, в его сознании и деятельности. На психологическом языке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер. Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои собственные законы развития, в том числе и спонтанного. Источником развития является гетерогенность как исходных натуральных форм, так и возникающих на их основе превращенных форм. Понимание психического развития и развития человека как порождение превращенных форм – вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилизации»
    Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в
    30-е годы
    (
    Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без
    сознания и сознания без деятельности. Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение.
    Введение этого принципа ставило новые теоретические и методологические задачи - необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем- то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. По определению Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего.
    Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятельность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.
    Принцип целостности выражает единство реальности и отдельных ее предметов и явлений, всеобщую взаимосвязь элементов, составляющих единую структуру. Он позволяет рассматривать любой элемент реальности как систему, состоящую из более дробных элементов (подсистем) и как часть более общей системы, что говорит об определенной относительности этой взаимосвязи.
    17 Общее представление о психике и ее свойствах в работах представителей культурно-исторического и деятельностного подходов.
    Психика— свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
    Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:
    1. Психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи.
    Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
    2. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Следовательно, высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
    3. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
    Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:
    * натуральной,
    * культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» (непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка) и «высшие» психические функции (произвольное внимание и произвольная память)
    18. Проблема личности в культурно-историческом подходе.
    Понимание личности имеет 2 стержня: Я и ОНО, имеет двойственный характер всех психических процессов человека (Я и ОНО столкновения)
    ОНО – природное начало «хочу»
    Я – социальное, личностное начало, то, где содержится «надо», «необходимо», «правильно». Сознательное, организованное ядро личности.
    Конфликт между Я и ОНО неизбежен, как конфликт между «хочу» и «надо», но в процессе развития человека становится управляемым.
    Личность – социальное понятие в человеке, охватывает его природное и историческое (личность не человек, личность это культурный или социально-исторический уровень развития человека)
    Сущность культурного развития в том, что человек овладевает процессами собственного поведения (высшими психическими функциями)
    Образование личности определяется общественной средой, не только прямо через обучение, но и косвенно через идеологию

    Личность человека проделывает в ускоренном темпе весь путь человечества.
    Проблема личности присутствовала в исследовательской программе Л.С. Выготского, однако она имела вторичный характер по отношению к проблеме сознания. Динамика развития проблемы личности зависела от динамики развития всей исследовательской программы Л.С.
    Выготского.
    В категориальном аппарате культурно-исторической теории понятие «личность» связано с другими базовыми категориями следующим образом: категории «сознание» и «психологическая система» образуют центральную ось системы отношений категории «личность» с другими категориями культурно- исторического подхода, такими как «развитие», «высшая психическая функция».
    Ранний этап развития концепции личности (1924–1926) характеризуется представлениями о формировании личности на основе активного отношения человека к внешней, относительно независимо от него существующей системе социальных взаимодействий. На данном этапе личность не выступает в качестве самостоятельной категории в категориальном аппарате культурно-исторического подхода. Единица анализа личности отсутствует, проблема личности не осознается и не позиционируется автором как научная проблема.
    Промежуточные этапы развития концепции личности (1927–1929; 1930–1932) связаны с обращением к идее конкретного человека и его активности. Личность впервые получает статус базовой категории культурно-исторического подхода и связывается с категориями
    «развитие», «ВПФ», «психологическая система», «сознание». Формирование личности описывается на основе представлений об инструментальном акте (единица анализа – знаковая операция), принципе знакового опосредствования и принципе системности, согласно которому личность является системой третичных связей сознания. К концу периода возникает вспомогательная гипотеза о тождестве личности и самосознания, имеющая ограниченное применение при изучении подросткового возраста. Понятие личность вводится в категориальный аппарат культурно- исторической теории как средство исследования развития психики и построения теории сознания, однако это приводит к формированию новой проблемной области в концепции Л.С. Выготского.
    Позднему этапу развития представлений о личности (1933–1934) присуща интегральная точка зрения на процесс формирования личности и сознания с опорой на принцип смыслового строения сознания, принцип единства аффекта и интеллекта, идею диалогичности сознания и личности. Личность понималась Л.С. Выготским как интегральная система, обеспечивающая взаимодействие человека со средой, и определялась в связи с базовыми категориями «сознание» и «переживание».
    Личность в культурно-исторической концепции предстает как абстрактная, социальная по происхождению форма, изначально внешняя по отношению к индивиду. Конкретный субъект через обращение к этой форме как к инструменту преобразования собственной психики приходит, во-первых, к овладению собственным поведением, и, во-вторых, к построению своих уникальных отношений с той исторической и социальной ситуацией в которой он находится. Однако в концепции Л.С. Выготского данное представление остается теоретическим, не подвергается операционализации и напрямую в эмпирических исследованиях не изучается.
    С методологической точки зрения, проблема личности проявляется в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в двух аспектах.
    Во-первых, личность является формальным принципом, заключающим в свернутом виде идею человека как двойственной, но неделимой сущности.
    Во-вторых, представление о личности как о самосознании выступает в качестве вспомогательной гипотезы «защитного пояса».
    Рассмотрение Л.С. Выготским проблемы личности в рамках положительной эвристики происходило по принципу решения «задачи–
    головоломки», при котором теоретические представления о личности, содержащиеся в «твердом ядре», сохраняли относительную автономию.
    Дальнейшее решение проблемы личности с опорой на положения теории Л.С. Выготского в отечественной психологии пошло по путям решения «задачи–головоломки» на основе культурно-исторической концепции (Л.И. Божович) и преобразования проблемной области в контрпример в рамках альтернативной по теоретическим основаниям деятельностной концепции А.Н. Леонтьева
    19.Понимание личности в деятельностном подходе.
    А. Леонтьев утверждает, что структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе отдельных психических особенностей человека (его генетике, задатках, приобретенных знаниях, навыках и умениях). Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, или, говоря точнее, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельностей. Это обусловлено теми общественными отношениями, в которых оказывается человек в силу жизненных обстоятельств. Одни из них становятся ведущими для данного человека, другие - подчиненными. Эта иерархия деятельностей, не зависящая от состояний организма человека, составляет ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов (ведь мотивационная сфера личности всегда является многовершинной).
    Итак, по мнению А. Леонтьева, к базовым (скелетным) параметрам структуры личности относятся: разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей; степень иерархизированности связей с миром (и, конечно, деятельностей), т.е. их мотивационная «окраска»; общая структура связей индивида с миром, образуемая: внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.
    Развитие личности ребенка, согласно позиции: Л. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т.е. для реализации конкретной деятельности.
    Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности, что и есть процесс становления личности.
    Итак, личность создается объективными обстоятельствами через; совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру.
    При этом личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.
    А. Петровский также обозначает личностью то системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности человека можно увидеть через содержание его деятельности, деловые и межличностные отношения в конкретных условиях социальной жизни, т.е. через все то, что составляет образ его жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами. Б. Ананьев, признавая ведущую роль социальных компонент в структуре личности, допускает участие в ней биологически обусловленных составляющих, некоторых психических процессов и опыта индивида (по К. Платонову). Б. Братусь выделяет составляющие структуры личности человека по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям. На этом основании он предложил рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы: эгоцентрический, включающий самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек - ненужный»; группоцентрический, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу
    (семью, трудовой коллектив, нация) или нет;
    просоциальный, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку как высшему существу природы.
    Основные положения развития
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта