Ответы на ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». культурология. Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
Скачать 219.66 Kb.
|
Глобализация современного мира.Глобализация – это процесс сближения, который затрагивает весь мир и государства. Это сближение затрагивает все основные сферы – социальную, культурную, экономическую, политическую и прочие. В основе глобализации лежит международная торговля, выгодная большинству участников мирового рынка. Кроме экономической сферы задействованы и другие, благодаря которым происходит сглаживание в том числе культурных различий. Свободный обмен информацией наряду с международной торговлей также является важным фактором глобализации. Своевременное получение новостей и другой полезной информации из других стран – больше не проблема. Также любой человек благодаря интернету может расширить круг знакомств и найти новых друзей в любой точке земного шара. Из-за этого также происходит культурное сближение. Пример : К примерам глобализации можно отнести ситуацию из повседневной жизни, когда человек с помощью платежной карты совершает покупку в интернет-магазине на другом континенте. Признаки глобализации Исследователи признают, что современное общество уже считается глобальным, а все фундаментальные изменения уже произошли. В качестве основных признаков глобализации они выделяют: Открытое пространство. Возможности современного транспорта, организации перемещений между странами и континентами позволяют за короткий временной промежуток преодолеть тысячи километров и достигнуть пункта назначения. Цели могут быть разными – образование, бизнес, путешествия, смена места жительства и прочее. Стирание языковых барьеров. Английский, как общепринятый международный язык, позволяет расширить распространение художественной и образовательной литературы. Значимые научные открытия и исследования переводятся на английский язык, проектная документация также в большинстве компаний ведется на английском. Доступность информации и быстрый обмен ею. Любое событие, где бы оно ни произошло, может быть освещено сразу же. Неограниченный доступ к знаниям с помощью интернета позволяет человеку получать знания из интересующей его сферы. Обмен научными открытиями, идеями и концепциями. Нововведения быстро распространяются и заимствуются на всех уровнях. Это касается идей законопроектов, продуктов коммерческих компаний, предоставляемых услуг. Сглаживание культурных различий. Одежда, манеры, традиции разных народов, а также архитектура и интерьер жилья приобретают все более унифицированный вид. Взаимосвязь всех государств между собой и определяет тенденции глобализации. Эта взаимосвязь проявляется через ресурсы и процессы. Между разными государствами неизбежно перераспределяются ресурсы, такие как капиталы, товары, люди, услуги и прочее. Второе понятие подразумевает, что политические, экономические, социальные, информационные и прочие процессы, протекающие в разных странах, также взаимосвязаны. Полисемантичность термина культура.Термин «культура» происходит от латинского глагола «colere» и изначально означал «обрабатывать почву», «украшать», «почитать». В 1 в. до н.э. в работе «Тускуланские беседы» римского оратора М.Цицерона появляется новый смысл понятия «культура» - «cultura animi» - «культура души». Цицерон писал: «Как плодородное поле без возделывния не дает урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и сеет... только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай»[1]. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление стали восприниматься как результат усилий, направляемых самими людьми на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. В Средние века понятие «культура» стало пониматься как духовное самосовершенствование человека, как преодоление греховности, т.е. как качественная характеристика личности и осознание духовного родства с Богом. В значении самостоятельного термина культура появилась в работах Самюэля Пуфендорфа (1632-1694). Этим понятием он стал обозначать результаты деятельности общественного человека. Эти результаты он противопоставлял дикой стихии, природному. Во второй половине XVIII в. культура стала рассматриваться с позиций просветительских идеалов и пониматься как разумность в противовес дикости и варварству, а «качество культуры» определялось достижениями в области наук и искусств, справедливостью социальных порядков и политических учреждений. Одно из первых научных определений культуры дано в книге основателя культурного эволюционизма Э.Б. Тэйлора (1832-1017) «Первобытная культура». «С идеальной точки зрения, - писал он, - на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека... Можно признать, что обязанность человека в мире состоит в том, что он должен стремиться к знанию, насколько умеет»[2]. На современном этапе понятии «культура» имеет множество определений и весьма расширительно толкуется. Объясняется это многими причинами, среди которых две основных. Первая: мир постоянно меняется и развивается, а вместе с ним меняется и культура. Вторая причина: определение культуры зависит от позиций, от точки зрения, с которой она исследуется. Разнообразные подходы к изучению культуры можно сгруппировать следующим образом: генетический рассматривает культуру как продукт общества; гносеологический (познавательный) исследует культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, которые являются и достижениями, и объектами познания; гуманистический, для которого культура – фактор развития человека и его творческих возможностей; нормативный, для которого содержание культуры – нормы и правила, регламентирующие жизнь человека. Это означает, что к продуктам культуры следует относить и все формы отношений, которые складываются между людьми в процессе их жизнедеятельности: экономические, политические, нравственные, психологические и др. социологический, с точки зрения которого культура воспринимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей и принципов социального устройства, благодаря которым обеспечивается коллективная деятельность людей. описательный, в рамках которого культура описывается как совокупность разнообразных ее проявлений: обычаев, верований, ритуалов, обрядов и т.д.; антропологический, который носит всеобщий характер и к культуре относит все, что создано людьми в определенных исторических условия – мир вещей духовных и материальных и комплекс соответствующих данному периоду конкретных представлений о культуре; адаптивный трактует культуру как особый род деятельности людей, благодаря которому они приспосабливаются к естественным условиям; археологический рассматривает культуру как материальные продукты человеческой жизнедеятельности: этнографический – как комплекс специфических для того или другого этноса обычаев, особенностей труда и быта; этнопсихологический обращает внимание на особенности психологического склада духовной жизни и поведения разных народов. Именно такое обилие подходов и объясняет разнообразие имеющихся на сегодняшний день определений культуры. В современной культурологии существует несколько схем, цель которых – упорядочить множество определений культуры. В научной специальной литературе, как правило, выделяют в качестве ключевых следующие характеристики: а) культура – содержательное наполнение совместной жизни людей; б) культура – ненаследуемая биологически информация, это мир искусственно созданных людьми явлений; в) культура включает в себя предметный мир, мир вещей – то, что, как правило, называется материальной культурой; г) культура содержит образцы человеческих отношений, способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в символической форме; д) в рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д. |