Ответы на ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». культурология. Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
Скачать 219.66 Kb.
|
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» 1. Особенности становления культурологии как научной дисциплины. 2. Структура культурологии. 3. Основные школы и концепции культурологии. 4. Модели (формы) динамики культуры. 5. Типы динамики культуры. 6. Прогресс в культуре и его критерии. 7. Источники (механизмы) культурной динамики. 8. Модернизация традиционных обществ и культур. 9. Глобализация современного мира. 10. Полисемантичность термина культура. 11. Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура. 12. Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура. 13. Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей. 14. Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм. 15. Формы и механизмы приобщения к культуре. 16. Мораль в системе культуры. 17. Религия в системе культуры. 18. Понятие типа, типологии и типологизации культур. 19. Формационная типология культуры. 20. Цивилизационная типология. 21. Историческая типология культуры. 22. Культурное наследие (памятники истории и культуры). 23. Нематериальное культурное наследие. 24. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.). 25. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.). 26. Информационно-семиотический подход к культуре. 27. Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики. 28. Основные типы знаковых систем культуры. 29. Понятие языка культуры. Классификация языков культуры. 30. Языки невербальной коммуникации. 31. Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты. 32. Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене. 33. Двусторонние связи в международном культурном обмене. 34. Многосторонние связи в международном культурном обмене. 35. Международные музыкальные и театральные связи. 36. Международные кинематографические связи. 37. Международные связи в области образования. 38. Международные научные связи. 39. Международные спортивные связи. 40. Международный туризм. Особенности становления культурологии как научной дисциплины.Культурология – (от латинского «cultura» - «обработка, возделывание, уход» и греческого «logia» - «наука») – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание разным формам культуры. Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют не такую уж долгую историю. Впервые такая попытка была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким просветителем и правоведом С. Пуффендорфом. Они высказали идею, что человек может прибывать в двух состояниях: естественном или природном (status naturalis) и культурном (status culturalis). Природное состояние – низшая ступень развития человека, т.к. оно творчески пассивно. Культурное состояние творчески продуктивно, и именно поэтому оно является более высокой ступенью развития человека. Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме существования человека. С этого времени мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре как предмете научного познания. Существенные успехи в изучении культуры были достигнуты к началу XIX века в трудах немецкого философа и просветителя И.Г.Гердера. Он разработал понимание культуры в историческом аспекте. Развитие культуры – это содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура – это раскрытие сущности человека в историческом движении. В соответствии с этими идеями сложились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных эпохах и народах. Утвердилось представление о том, что ядром культуры является духовная жизнь человека. Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеждении, что культура существует в одной единственной форме – европейской. Весь мир вне Европы находиться во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. По мнению её сторонников, перспектива войти в культуру открывается перед народами других континентов только с момента их открытия европейцами и приобщения к ценностям и достижениям европейской культуры. Эта позиция стала оправданием колониальной экспансии европейских стран и способствовала поддержанию их колониального господства. Развитие науки и просвещения постепенно дискредитировали идею европоцентризма. К началу XX века утвердилось понимание человечества, как совокупности народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам «высшие -низшие», «развитые - неразвитые» и т.д. Мир поликультурен. Таким образом, наряду с историческим подходом, открывшим многообразие исторических этапов, форм и типов культуры, сложилось представление о единовременном сосуществовании многих культур. Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего строения, особенностей, функций и своеобразия стали мощным импульсом, стимулировавшим развитие гуманитарного знания, в том числе и культурологии. +Культурология начала оформляться в самостоятельную гуманитарную дисциплину в XX веке. Предложил создать особую «науку о культуре» Э.Б.Тайлор1. Название «культурология» ей первым дал немецкий химик, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Освальд. В своей работе «Система наук» (1915) он предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией», подчеркнув, что это наука о специфически человеческих способах деятельности. Однако, широко использоваться термин стал благодаря Л.А.Уайту2. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил её общетеоретические основы. Уайт считал, что предметом новой науки должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология и предсказывал культурологии большое будущее, считая её новой качественно более высокой ступенью в постижении человека и мира. Итак, можно выделить следующие предпосылки формирования культурологии: 1) гносеологическая3 предпосылка связана с развитием научного знания, интенсивным ростом гуманитарных наук во второй половине XIX века. В результате новых данных происходит изменение представление о культуре. Появляется потребность в обобщении накопленной информации о различных сферах культуры и в формировании новых теоретических представлений. Нуждалась в пересмотре основная теоретическая установка предшествующего периода – европоцентризм.4 +2) Социальная предпосылкасвязана с состоянием общества, его культурной жизнью, с кризисом культуры. Возникший в этот период кризис культуры, требовал объяснения и нахождения способов его преодоления. Культурология была призвана решить эти задачи. Несмотря на то, что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры об её научном статусе продолжаются до сих пор. В нашей стране термин "культурология" утвердился лишь в нач. 90-х годов 20 века, тогда же культурология стала учебной дисциплиной в вузах. Но традиция изучения проблем культуры в России имеет глубокие корни. |